Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2012 г. г.Махачкала Судья Федерального суда Советского района г.Махачкалы Магомедова Д.М.,при секретаре Буттаевой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Магомедова М.М. об обжаловании бездействия Федерального Государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан», УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия ФИО1 учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», указывая, что он, являясь прапорщиком милиции, ДД.ММ.ГГГГ, на АД автоколонна ОМОН-1 была обстреляна неизвестными лицами, в результате выстрела получил слепое огнестрельное проникающее ранение брюшной полости, рана передней брюшной стенки с дефектом мягких тканей. По утверждению заявителя, ДД.ММ.ГГГГ на основании освидетельствования его Военно-врачебной комиссией МВД по <адрес>, он был признан «Б» годным к военной службе с незначительными ограничениями, после чего по указанному основанию был уволен. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности с причиной инвалидности «военная травма». При обращении заявителя в Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы для повторного освидетельствования на предмет определения процента утраты профессиональной трудоспособности, ему было отказано, и пояснено, что у республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы отозваны полномочия по проведению подобного освидетельствования. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было направленно в ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес> письмо с просьбой о проведении в отношении него освидетельствования на предмет определения процента утраты профессиональной трудоспособности, на что ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ, согласно которому ему было отказано в проведении освидетельствования в связи с тем, что действующими нормативно правовыми актами не определен порядок установления бюро медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей. Заявитель считает данный отказ нарушающим его право на получение пособий в связи с получением ранений, связанных с исполнением служебных обязанностей. В судебном заседании истец ФИО2уточнил исковые требования и просил провести освидетельствование на предмет определения процентной утраты профессиональной трудоспособности с установлением группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» ФИО6 и ФИО7 заявленное требование ФИО2 не признали, пояснив, что хотя в связи с изменением законодательства «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» и должны определять степень утраты нетрудоспособности и лицам, получившим травму и не связанное с трудовым ученьем, но до сих пор не разработан механизм определения степени утраты нетрудоспособности. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО2 по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа ФИО3 власти, органа местного самоуправления, должностного лица, ФИО3 или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела, прапорщик милиции ФИО2 <адрес>, в результате обстрела автоколонны ДД.ММ.ГГГГ неизвестными лицами получил ранение слепое огнестрельное проникающее ранение брюшной полости, рана передней брюшной стенки с дефектом мягких тканей. На основании освидетельствования Военно-врачебной комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, <данные изъяты> был признан «Б» годным к военной службе с незначительными ограничениями и по указанному основанию был уволен. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>, со ссылкой на то, что действующими нормативно правовыми актами не определен порядок установления бюро медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, ФИО2 отказано в проведении повторного освидетельствования на предмет определения процента утраты профессиональной трудоспособности. Как следует из материалов дела, и не опровергается ответчиком, ФИО2 установлена инвалидность 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 8 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (в ред. ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ) Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ): 1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; (в ред. ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 3) изучение уровня и причин инвалидности населения; 4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; (п. 4 в ред. ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ) 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности; (в ред. ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании недействующим пункта 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» предписывается устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности граждан, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей учреждениями судебно – медицинской экспертизы. Согласно Приложению к постановлению Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 61 в пункте 23 «Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» слово "трудовой" заменено словом "профессиональной". С учетом данных обстоятельств, представленные ФГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» доводы о том, что учреждения МСЭ не могут осуществлять освидетельствование бывших военнослужащих для определения степени утраты трудоспособности в процентах не основаны на законе, ввиду отсутствия в проведении вышеуказанного освидетельствования каких-либо ограничений, связанных с обращением военнослужащих. Заявитель не является лицом, получившим повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессиональным заболеванием, соответственно, ответчик не может основывать решение об отказе на пунктах данных Правил. Действие данных Правил не распространяется на лиц, получивших повреждения здоровья в результате несчастных случаев в авиакатастрофе, автокатастрофе и в иных случаях, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы закреплены в статье. 8 ФИО1 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 5 части третьей, которой на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности. В первоначальной редакции данная норма возлагала на Государственную службу медико-социальной экспертизы определение степени утраты профессиональной трудоспособности лишь в отношении лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, указанное ограничение было отменено, расширен круг лиц, которые могут быть освидетельствованы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы. Данная позиция отражена в решении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Таким образом, определение степени утраты трудоспособности не связанное с трудовым увечьем входит в обязанности учреждений Бюро медико-социальной экспертизы. ФИО2 освидетельствование на предмет определения процентной утраты профессиональной трудоспособности со дня установления группы инвалидности не проведено, хотя он неоднократно обращался с просьбой рассмотреть указанный вопрос. Доводы ФИО1 Бюро медико-социальной экспертизы <адрес> о том, что не разработан механизм определения степени утраты профессиональной трудоспособности, суд считает не состоятельными. В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования заявителя о проведении освидетельствования на предмет определения процентной утраты профессиональной трудоспособности следует удовлетворить. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление ФИО2 об обжаловании бездействия ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» удовлетворить. Обязать ФИО1 учреждение «Главное бюро Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения. Судья Магомедова Д.М.
медико-социальной экспертизы по <адрес> провести в отношении ФИО2 освидетельствование на предмет определения процентной утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ