Дело № 2-187/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011г. г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.
при секретаре Работницкой А.В.
с участием заявителя Белой Н.В.
представителя окружной избирательной комиссии Комарова В.Б.
прокурора Скрипниковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белой Н.В. о признании незаконным постановления (номер) от (дата) окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер)»,
УСТАНОВИЛ:
Белая Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления. В обоснование заявления указала, что в порядке самовыдвижения она баллотировалась в кандидаты на должность депутата Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер). Постановлением окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) от (дата) (номер) ей было отказано в регистрации. Основанием для отказа послужило отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, заверенный нотариально, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Полагала, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность кандидата составлять список лиц, при самостоятельном осуществлении сбора подписей избирателей, а также нотариально удостоверять сведения о самом себе, как лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Указала, что ею представлено (-) достоверных подписи избирателей, что достаточно для регистрации ее кандидатом в депутаты Думы (-). Окружная избирательная комиссия, ссылаясь в оспариваемом постановлении на закон субъекта РФ, своими действиями незаконно ограничила ее избирательные права и вынесла постановление противоречащее Федеральному законодательству. Кроме того, указала, что она не была извещена окружной избирательной комиссией о проверке подписей избирателей, и тем самым была лишена законного права присутствовать при проведении проверки, получив итоговый протокол проверки лишь (дата)
Просила оспариваемое постановление отменить и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать ее кандидатом на должность депутата Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер) в указанный судом срок.
В судебном заседании Белая Н.В., поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель окружной избирательной комиссии Комаров В.Б., действующий на основании доверенности от (дата), заявление Белой Н.В. полагал необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В отношении изложенных в нем доводов возразил, что окружная избирательная комиссия предприняла необходимые меры по извещению Белой Н.В. о проводимой проверке подписных листов. По его мнению, оспариваемое постановление законно и обосновано. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно в них не указано место составления подписных листов, их порядковые номера, в адресе места жительства кандидата не указан район. Кроме того, в подписных листах не указаны дата рождения лица собиравшего подписи, его место работы и должность.
Заслушав пояснения заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора полагавшего удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела окружная избирательная комиссия по двухмандатному избирательному округу (номер) (-) (далее по тексту Комиссия), проверив соответствие порядка самовыдвижения Белой Н.В. кандидатом в депутаты Думы (-), установила, что среди представленных документов отсутствует список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации, составляет (-), Белой Н.В. представлено для регистрации (-) подписей избирателей, из них проверено и признано недействительными (-) подписей. Комиссия постановила отказать в регистрации Белой Н.В., выдвинувшей свою кандидатуру в депутаты Думы (-) (Постановление от (дата) (номер)). Суд полагает данное постановление незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ст.37 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Законом может быть предусмотрено, что кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. По смыслу закона привлечение лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, является правом кандидата и только при реализации этого права на него может быть возложена обязанность по составлению соответствующего списка.
Поскольку Белая Н.В. самостоятельно осуществляла сбор подписей избирателей, то требование к ней о предоставлении нотариально удостоверенного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, суд находит несостоятельным.
Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата на должность депутата Думы (-) Белой Н.В. каждый из (-) подписных листов, представленных заявителем, заполнен не в соответствии со ст.3.1 и приложением 3 Закона ХМАО от (дата) (номер)-оз (абз.3 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.4 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах указаны сведения о кандидате не предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.5 пп.9 п.9 ст.5 Закона); в подписном листе не указаны сведения, предусмотренные п.4 ст.3.1 Закона (абз.6 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п. 8 ст.3.1 Закона (абз.7 пп.9 п.9 ст.5 Закона). Кроме того, в подписных листах 1, 12 имеются подписи избирателей (всего 3), указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пп.2 п.9 ст.5 Закона).
Белая Н.В. не оспаривает тот факт, что (-) из (-) представленных ею подписей избирателей являются недействительными.
В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверны и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Федеральный закон определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (пп.44 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ). При этом, согласно п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Согласно п.8 ст.3.1 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
В силу п.1 ст.5 Закона №35-оз окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Основания для признания недействительными всех подписей в подписном листе изложены в подпункте 9 пункта 9 настоящей статьи. Ими в частности являются случаи, когда: в подписном листе указаны сведения о кандидате, не предусмотренные п.2 ст.3.1 настоящего Закона (абз.5); в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п.п.2,4, п.8 ст.3.1 настоящего Закона (абз.7).
Ни в оспариваемом постановлении, ни в рабочей ведомости, ни в итоговом протоколе не указано какие именно, не предусмотренные законом, сведения о кандидате указаны в подписных листах, и напротив какие сведения о кандидате и о лице, осуществлявшем сбор подписей, не указаны.
Представитель окружной избирательной комиссии заявил, что в подписных листах информация о месте жительства кандидата содержит наименование улицы, номера дома и квартиры, что не предусмотрено Законом №35-оз. Кроме того, в подписных листах не указаны место работы и должность лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а в его адресе и месте жительства кандидата не указан район. Данные доводы представителя заинтересованного лица суд отклоняет по следующим основаниям.
Подписные листы, представленные Белой Н.В., заверены в соответствии с п.8 ст.3.1 Закона №35-оз лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указало свои фамилию, имя, отчество и иные сведения, предусмотренные законом. Сведения о должности и месте работы Белой Н.В. ((должность) аппарата Совета депутатов городского поселения Советский), в подписных листах имеются. Закон (номер)-оз (п.8 ст.3.1, приложение (номер) к Закону) не определяет, в каком месте подписного листа должны быть указаны должность и место работы лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
В подписных листах указан адрес проживания кандидата в том его понятии, которое приводится в п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ- наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Соответственно указанные в подписном листе в сведениях о месте жительства кандидата наименование улицы, номера дома и квартиры, не могут быть расценены как сведения, не предусмотренные законом.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ должен указываться тот адрес, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В отметках о регистрации по месту жительства, проставляемых (-) отделением УФМС России по (-), в гражданских паспортах жителей г.Советский, отсутствует указание на район. Кандидат, он же лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, указал в подписных листах адрес, по которому он зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета.
При данных обстоятельствах, у избирательной комиссии не было оснований для признания недействительными всех подписей в подписных листах, представленных Белой Н.В.
В силу п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку для регистрации кандидатом Белой Н.В. было представлено (-) подписей избирателей (при необходимых (-)), из которых только (-) подписи являются недействительными, суд, с учетом вышеизложенного, полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований подпунктов «в», «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
При таких обстоятельствах дела суд находит заявление Белой Н.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Белой Н.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) (-) от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Белой Н.В. кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер)».
Обязать окружную избирательную комиссию по двухмандатному избирательному округу (номер) (-) зарегистрировать Белую Н.В. кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер).
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд в течение 5 дней.
Судья (подпись)
Верно
Федеральный судья ________________ В.А. Кобцев
СПРАВКА
Решение обжаловано, опротестовано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 03 марта 2011 г. решение Советского районного суда от 21 февраля 2011 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявления Белой Наталии Владимировны о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) по выборам депутатов Думы (-) от (дата) г. (номер) «Об отказе в регистрации Белой Наталии Владимировне кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер)» отказано.
Определение вступило в законную силу 03 марта 2011 г.