Дело №2-586/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июля 2011г. г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Кобцева В.А. при секретаре Субботиной Ю.Н. с участием представителя истца Воробьевой В.В. представителя ответчика Елесиной Е.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Любченко Н.А. к ГУ (наименование) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, УСТАНОВИЛ: Любченко Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ (наименование) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, обосновывая его тем, что на основании приказа (номер) от (дата) она была принята на работу в (место работы, должность). В дальнейшем она была принята на работу в порядке перевода из (место работы) в (место работы) на (должность). (дата) она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости с зачетом в специальный педагогический стаж периодов работы: с (дата) по (дата) ( (-) месяцев (-) дней) в качестве (должность) (место работы); с (дата) по (дата) ((-) года (-) месяцев (-) дней) в качестве (должность) (место работы). Всего (-) года (-) месяца (-) дня. Ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии. С данным отказом она не согласна, полагая его незаконным. Просила признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с зачетом в специальный педагогический стаж спорных периодов работы. В судебное заседание Любченко Н.А. не явилась, ее представитель адвокат Воробьева В.В., действующая на основании ордера, поддержала иск и просила удовлетворить его в полном объеме, пояснив при этом вышеизложенные обстоятельства. Представитель ответчика Елесина Е.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. На вышеуказанные доводы истца возразила, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, поскольку наименование учреждений, где Любченко осуществляла педагогическую деятельность, не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Кроме того, данные учреждения относились к Министерству обороны, а не к Министерству народного образования, и отсутствуют сведения об обучении в них детей. Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление Любченко Н.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке установленном законодательством Российской Федерации. В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 должность преподавателя образовательного учреждения среднего профессионального образования, в том числе училищ всех наименований, включена в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Из трудовой книжки Любченко Н.А., а также имеющихся в деле архивных справок министерства обороны (наименование) Республики следует, что истица в период с (дата) по (дата) работала в (место работы, должность). В период с (дата) по (дата) Любченко Н.А. работала в (место работы, должность). Не засчитав спорные периоды работы в специальный педагогический стаж ответчик указал, что учебные заведения, в которых Любченко Н.А. осуществляла трудовую деятельность, не предусмотрены ни списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., ни списком утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463. Между тем, в спорные периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (далее по тексту- Постановление №1397). Согласно п.1 данного постановления пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, и должностей согласно приложению назначались учителям и другим работникам просвещения- при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением №1397, право на указанную пенсию имели преподаватели средних специальных учебных заведений. Кроме того, в силу пп. «е» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением №1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в п.1 Положения, засчитывается работа по специальности в техникумах, училищах… (п.2 Положения). Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В силу правовой позиции Конституционного суда, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Спорные периоды работы Любченко Н.А. относятся к периодам деятельности до (дата), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам образования, и подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Довод представителя ответчика о том, что учебные заведения, в которых работала Любченко Н.А. относились не к Министерству народного образования, а к Министерству обороны, а следовательно спорные периоды не подлежат включению в педагогический стаж, суд отклоняет как несостоятельный. Действовавшими в спорные периоды Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (далее по тексту- Основы законодательства) была предусмотрена единая система народного образования, вне зависимости от ведомственной принадлежности учебных учреждений. В силу ст.8 Основ законодательства органы государственного управления народным образованием СССР разрабатывали общие положения по учебной, воспитательной, методической, научной работе, обязательные для учебно-воспитательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также для министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых эти учебно-воспитательные учреждения находятся, контролировали деятельность учебно-воспитательных учреждений, осуществляли другие полномочия по руководству народным образованием в соответствии с законодательством Союза ССР. Согласно ст.39 Основ законодательства среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям. Средние специальные учебные заведения осуществляли свою деятельность на основе Положения о средних специальных учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатывались в соответствии с указанным Положением каждым средним специальным учебным заведением или ведомством, в подчинении которого находилось среднее специальное учебное заведение. Поскольку Любченко Н.А. осуществляла преподавательскую деятельность в средних специальных учебных заведениях, входивших в единую систему народного образования СССР, и в связи с вышеизложенным, спорные периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из материалов дела, а также пояснений представителя ответчика следует, что специальный стаж Любченко Н.А. при включении в него спорных периодов работы составляет более (-) лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При таких обстоятельствах дела у суда имеются достаточные основания для удовлетворения иска Любченко Н.А. в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Любченко Н.А. удовлетворить. Признать за Любченко Н.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать государственное учреждение- (наименование) включить в специальный стаж для льготного назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы Любченко Н.А. с (дата) по (дата) ((-) месяцев (-) дней) и с (дата) по (дата) ((-) года (-) месяцев (-) дней). Обязать государственное учреждение- (наименование) назначить Любченко Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с (дата). Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд в течение 10 дней. Судья ________________ В.А. Кобцев