Дело № 2-489/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Советский 14 июня 2011 г. Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе : председательствующего судьи Рыбалкина А.А. с участием заместителя Югорского межрайонного прокурора Лодягина А.В. представителя администрации Советского района Зобниной Е.В. при секретаре Кушнир О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Югорского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, УСТАНОВИЛ: Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону п.2.1.1, п.4.2.5., 5.14, 5.12 Положения о Межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремистской деятельности, утвержденное постановлением администрации Советского района от (дата) (номер). В соответствии с п.2.1.1 Положения на Межведомственную комиссию Советского района по противодействию экстремистской деятельности возложена задача по координации деятельности органов, организаций и предприятий и учреждений на территории Советского района по профилактике экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления. Указанная норма не соответствует требованиям п.6.1 ч.1 ст.15 Закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст.ст. 4,5 Закона РФ № 114 « О противодействии экстремистской деятельности», постановлению Губернатора ХМАО-Югры № 79 « О Межведомственной комиссии ХМАО-Югры» поскольку органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции и не вправе координировать деятельность всех, в том числе государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории Советского района. Прокурор полагает, что п.п. 4.2.5 и 5.14. Положения противоречат закону по тем же основаниям. Кроме того, п.5.12. Положения содержит коррупциогенный фактор по признаку широты дискреционных полномочий и определение компетенции по формуле «вправе», поскольку устанавливает неопределенность условий принятия решения и диспозитивное установление возможности совершения должностными лицами органа местного самоуправления действий, связанный с переносом заседаний или назначения дополнительного заседания. (дата) межрайонным прокурором был внесен протест главе администрации Советского района с аналогичными требованиями, который был отклонен. Прокурор просит признать указанные пункты Положения противоречащими действующему законодательству и обязать администрацию Советского района внести в Положение изменения, исключив нормы, противоречащие действующему законодательству. В судебном заседании заместитель прокурора Лодягин А.В. свое заявление уточнил, просил признать противоречащими действующему законодательству, указанные пункты Положения с момента их принятия. Прокурор поддержал доводы заявления в части оснований для признания указанных пунктов противоречащими законодательству. Представитель администрации Советского района Зобнина Е.В. пояснила, что оспариваемые прокурором пункты Положения о Межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремистской деятельности не противоречат закону, так как действующим законодательствам нет ограничений по координации деятельности органов, организаций, предприятий и учреждений муниципального района по профилактике экстремизма. Также п.5.12. Положения не устанавливает совершение каких-либо действий в отношении граждан и организаций при переносе очередных заседаний и назначении дополнительных заседаний Комиссии. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам. Постановлением от (дата) (номер) главы администрации Советского района « О межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремисткой деятельности» утверждено Положение о Межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремистской деятельности. Согласно п. 2.1.1 указанного Положения « задачей Комиссии является координация органов, организаций, предприятий и учреждений на территории Советского района по профилактике экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий его проявления». Пунктом 4.2.5 Положения предусмотрено, что Комиссия имеет право координировать деятельность органов, организаций, предприятий и учреждений на территории Советского района по профилактике экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Пунктом 5.14 Положения установлено, что решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов, организаций, предприятий и учреждений, участвующих в заседании Комиссии. Согласно п.6.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ «к вопросам местного самоуправления относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Согласно ст. ст.4 и 5 Закона РФ от 25.07.2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Федеральным законом установлено, что муниципальные органы участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции. Однако в п.п. 2.1.1, 4.2.5, 5.14 Положения определено, что комиссия имеет право координировать действия всех органов, организаций, предприятий и учреждений на территории Советского района, что значительно расширяет компетенцию данной комиссию по сравнению с требованиями федерального законодательства и дает ей право координировать деятельность всех федеральных государственных органов на территории района. Таким образом, оспариваемые пункты противоречат федеральному закону в части установления компетенции комиссии и признаются судом недействующими с момента принятия. Суд полагает, что п.5.12 Положения противоречит действующему законодательству, так как устанавливает произвольное принятие решения председателем комиссии или его заместителем о переносе заседания комиссии или назначении дополнительного заседания. Условия принятия таких решений не определены. Согласно п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: б)определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций. Таким образом, п.5.12 Положения также является несоответствующим действующему законодательству, так как устанавливает возможность переносить заседания комиссии или назначать дополнительные заседания без каких-либо условий и причин. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ст.251-253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать п.п.2.1.1, 4.2.5, 5.12, 5.14 Положения о Межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремистской деятельности, утвержденное постановлением администрации Советского района от (дата) (номер) не соответствующими закону и недействующими со дня их принятия. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра через Советский районный суд в течение 10 дней. Судья ________________ А.А.Рыбалкин СПРАВКА Решение обжаловано (опротестовано). Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.08.2011 г. отменено и принято новое решение: В удовлетворении заявления Югорского межрайонного прокурора о признании пунктов 2.1.1, 4.2.5, 5.12, 5.14 Положения о Межведомственной комиссии Советского района по противодействию экстремистской деятельности, утвержденного постановлением администрации Советского района от 09.02.2011 №278, не соответствующими закону и недействующими со дня их принятия- отказать. Определение вступило в законную силу 02.08.2011 г.