№ 2-506/2011 - решение по иску Югорского межрайонного прокурора к МОВД о возложении обязанности по получению лицензии



Дело № 2-506/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Попова Ю.Б.

при секретаре Вингаловой Ю.А.,

с участием заместителя прокурора Байкиной В.А.,

представителей МОМВД «Советский» Лещева С.С., Лещевой Е.А.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Югорского межрайонного прокурора к МОВД (наименование) (МОМВД (наименование) о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о возложении на МОВД (наименование) (с 29 июня 2011 года - Межмуниципальный отдел министерства внутренних дел Российской Федерации (наименование) обязанности по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, мотивируя свои требования тем, что в силу ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно требованиям п.4 Постановления Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В здании изолятора временного содержания подозреваемых, обвиняемых, а также спецприемника для содержания арестованных в административном порядке МОВД (наименование) имеется кабинет, в котором располагается приемное процедурное отделения. На основании трудового договора работают фельдшеры М. и Г., которые оказывают доврачебную медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым, доставленным в ИВС МОВД (наименование). Лицензии по оказанию доврачебной помощи у МОВД (наименование) нет. Согласно ст. 17 Федерального Закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых на медико-санитарное обеспечение, на медицинское обеспечение. Отсутствие лицензии исключает возможность оценки соответствия деятельности требованиям и условиям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц подозреваемых и обвиняемых. Требует обязать МОМВД (наименование) получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи.

В судебном заседании заместитель прокурора требования заявления поддержала по тем же основаниям, пояснила, что в медицинском кабинета МОМВД проводится первичный осмотр граждан, содержащихся в ИВС и административно-арестованных, хранятся лекарственные препараты, в том числе и для инъекций, производится выдача лекарственных препаратов, ставятся инъекции. На медицинских работников возложена обязанность по оказанию первой помощи, проведению реанимационных мероприятий, оказанию скорой медицинской помощи. То обстоятельство, что организационными мероприятиями предусмотрено сокращение фельдшеров ИВС, не освобождает ответчика от возложенной законом обязанности по оказанию медицинской помощи, в связи с чем на своих требованиях настаивает, просит обязать МОМВД (наименование) получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Представитель МОВД (наименование) иск не признал и пояснил, что законом или нормативными документами на МВД не возложена обязанность по оказанию медицинской помощи, не предусмотрена обязанность по получению лицензии на оказание медицинской помощи. Вся медицинская помощь оказывается в учреждениях здравоохранения района, куда заболевшие доставляются силами ИВС. Вызовы скорой медицинской помощи также осуществляются силами сотрудников ИВС. Медицинский осмотр, который проводится в ИВС, представляет собой только внешний осмотр, не предусматривает осуществление всех медицинских манипуляций, предусмотренных соответствующими регламентами и не имеет цели диагностики заболевания. Лекарственные средства приобретаются и хранятся в соответствии с внутренними приказами МВД, согласно нормативам. Лицам, содержащимся в ИВС, лекарственные средства выдаются либо по назначению врача, в соответствии с поставленным диагнозом и назначенным лечением, либо препараты свободного доступа по требованию лица. По своей инициативе медицинский работник ИВС не имеет права назначать лечение и выдавать лекарственные препараты. Медицинские работники также не имеют права делать лицам какие-либо инъекции. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности МОМВД (наименование) не может, т.к. не соответствует условиям на получение лицензии и не имеет возможности привести в соответствие. В настоящее время в связи с реорганизацией МВД должности медицинских работников в ИВС сокращаются.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Согласно закону № 103 ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на медико-санитарное обеспечение. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидимиологическая работа проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

Согласно Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года №1115/475, медицинские работники ИВС ОВД организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. Основными задачами медицинских работников ИВС являются организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС (п.7) при оказании медицинской помощи медицинские работники осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи, организацию консультаций больных, организацию и осуществление госпитализации лиц, выполнение рекомендаций и назначений врачей-специалистов и консультантов (п.8). В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи (п.9). При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства медицинский работник ИВС немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи, до прибытия бригады, обязан проводить реанимационные мероприятия (п. 15 Инструкции). Лица, заболевшие но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются амбулаторной медицинской помощью силами медицинских работников ИВС (п. 23 Инструкции).

Аналогичные нормы содержатся в п.п. 8, 9 Положения о порядке отбывания административного ареста, утв. Постановлением Правительства РФ № 726 от 02 октября 2002 года, п.п. 8, 9. Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утв. Приказом МВД № 605 от 06 июня 2000 года.

Типовым положением об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу), утв. Приказом МВД РФ № 847 от 25 октября 2005 года, Положением о МОВД (наименование) от 14 сентября 2009 года (с изменениями) полномочий по осуществлению медицинской деятельности не предусмотрено.

Не предусмотрено это и положением о МОМВД (наименование) утвержденным Приказом начальника УМВД по ХМАО - Югре № 594 от 29 июня 2011 года.

Согласно положению об ИВС МОВД (наименование) на работников ИВС МОВД (наименование) возложены обязанности по содержанию о конвоированию подозреваемых и обвиняемых, задач по оказанию медицинской помощи не предусмотрено.

Из трудовых договоров фельдшеров от (дата) (Г.), (дата) (М.) работник по заданию и в соответствии с требованиями работодателя выполняет работу по организации и оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, осуществляет противоэпидемическое обеспечение лиц, содержащихся в ИВС и санитарно-противоэпидемические мероприятия по выявлению инфекционных больных в ИВС, следит за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС и обеспечивает проведение дезинфекционных мероприятий.

Подробно обязанности медицинских работников ИВС в трудовых договорах не раскрыты.

В Должностных инструкциях фельдшеров ИВС МОВД (наименование) на фельдшеров возложены обязанности по проведению осмотров спецконтингента, осуществлению противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, осуществлению контроля по санитарной обработке, оказанию первой помощи, информированию о состоянии здоровья, участию в решении вопроса о госпитализации, осуществлению, обеспечению лекарственными препаратами.

Проведение осмотров спецконтингента состоит в осуществлении ежедневного осмотра спецконтингента для определения состояния здоровья в частности для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний и наличия телесных повреждений у поступающих.

В ИВС МОВД (наименование) ведутся журналы обследования следственно-арестованных, записи в котором свидетельствуют о том, что осмотры проводятся врачами специалистами органов здравоохранения.

Имеется также журнал выезда в больницу арестованных, из которого следует, что арестованные доставляются в больницу для оказания медицинской помощи.

В ИВС проводятся также медицинские осмотры следственно-арестованных, медицинские осмотры этапов, медицинские осмотры административно-арестованных, что также фиксируется в соответствующих журналах.

Таким образом, из нормативных документов, пояснений сторон следует, что в ИВС МОВД (наименование) проводятся работы по проведению медицинских осмотров следственно - арестованных, административно-арестованных, лиц, прибывших по этапу, с целью выявления инфекционных заболеваний и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, лиц, убывающих по этапу, по проведению противоэпидемических мероприятий, санитарно-гигиеническому обеспечению. Данных о систематическом назначении и выдаче лекарственных препаратов сотрудниками ИВС, в т.ч. путем инъекций, не имеется.

Согласно Федеральному закону № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Из указанных документов следует, что лицензированию подлежат те виды работ и услуг, которые охватываются понятием доврачебной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и предусмотрены соответствующим перечнем.

В Приложении к данному Положению указаны медицинские осмотры (предварительные, периодические, предрейсовые, послересовые, предполетные, послеполетные), однако принимать их во внимание применительно к рассматриваемому делу нет оснований. Согласно нормативным документам по проведению предварительных или периодических медицинских осмотров, они проводятся в рамках требований трудового законодательства и законодательства об охране труда, предусматривают наличие противопоказаний или пригодности по состоянию здоровья к осуществлению определенных видов трудовой деятельности или выполнению определенной работы, и к рассматриваемому делу отношения не имеют. Перечнем не предусмотрены медицинские осмотры с целью выявления инфекционных заболеваний и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.

Согласно Перечню работ (услуг) выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной, скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития № 323 от 10 мая 2007 года, работы по осмотру спецконтингента ИВС, осуществление противоэпидемических мероприятий, санитарной обработке и прочие работы, предусмотренные вышеприведенными нормативно-правовыми актами Правительства и МВД, регламентирующих деятельность медицинских работников ИВС, указанным Перечнем также не предусмотрены.

Из изложенного следует, что медицинские работники ИВС МОВД (наименование) в рамках оказания медицинской помощи не производят работ и не оказывают услуг, требующих лицензирования, и осуществляют только те работы, для выполнения которых лицензирование не требуется.

Таким образом, не установлено, что МОВД (наименование) осуществляет работы и услуги, входящие в перечень работ и услуг, требующих лицензирования в силу закона. Заявление прокурора не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Югорского межрайонного прокурора к МОМВД (наименование) о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в федеральный суд ХМАО - Югры в течение десяти суток со дня вынесения.

Судья Ю.Б.Попов

СПРАВКА

Решение опротестовано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 сентября 2011 г. оставлено без изменения.

Решение вступило в законную силу 06 сентября 2011 г.