Дело №2-1002/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2011г. г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Кобцева В.А. при секретаре Работницкой А.В. с участием помощника Югорского межрайонного прокурора Безносова А.В. представителя ответчика Толмачевой Н.Б. представителей третьих лиц Сафроновой Е.Ю., Калугина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации (наименование) о возложении обязанности по ликвидации отходов лесопиления, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации (наименование), в котором просил в срок до (дата) ликвидировать свалку отходов лесопиления в северо-западной части городского поселения (наименование). Координаты:(-) с.ш., (-) в.д. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что отделом надзорной деятельности (наименование) проведена проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности администрацией городского поселения (наименование), по результатам которой был выявлен ряд нарушений. В целях их устранения выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. При проверке выполнения предписания установлено, что не ликвидирована свалка отходов лесопиления в северо-восточной части городского поселения (наименование). Нарушения санитарного, экологического законодательства, выразившиеся в загрязнении промышленными отходами территории г.п.(наименование), а также бездействие органов местного самоуправления муниципального района, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, организации сбора, транспортировки, размещения отходов производства и потребления от населения, создают угрозу загрязнения окружающей среды, что нарушает право жителей г.п.(наименование), неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в случае возгорания указанных отходов производства. В судебном заседании прокурор уточнил исковое требование и просил суд обязать администрацию (наименование) в срок до (дата) организовать утилизацию отходов лесопиления в северо-западной части городского поселения (наименование). Координаты: (-) с.ш., (-) в.д. В уточненном виде иск поддержал и просил его удовлетворить, пояснив вышеизложенные обстоятельства. Представитель администрации (наименование) Толмачева Н.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала возразив, что в указанном прокурором районе с отходами лесопиления находятся два участка, один из которых до (дата) находился в постоянном бессрочном пользовании ООО (наименование), а другой- в аренде ООО (наименование) на основании договора (номер) от (дата). Впоследствии ООО (наименование) заключило с ООО (наименование) договор перевода долга по договору (номер). В соответствии с действующим законодательством собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий захламления земель. Кроме того, указала, что свалка, которую истец просит ликвидировать, находится на территории городского поселения (наименование), между тем как муниципальный район организует мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Представители третьих лиц, действующие на основании доверенностей, иск Югорского межрайонного прокурора полагали обоснованным и подлежащим удовлетворению. Заслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика, мнение представителей третьих лиц суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления». Согласно ст.8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Данные полномочия ответчика закреплены и в уставе (наименование) района. Между тем, согласно акту проверки (номер) от (дата), составленному отделом надзорной деятельности ГУ МЧС (наименование), на территории городского поселения (наименование) устроена свалка отходов лесопиления. Данное обстоятельство подтверждается также фотографиями, представленными администрацией г.п.(наименование). Поскольку сам факт существования свалки отходов лесопиления в северо-западной части г.п.(наименование) ответчиком не оспаривается, а организация утилизации промышленных отходов отнесена законом к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, то иск Югорского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что имущественные права на земельные участки в районе свалки отходов лесопиления принадлежали юридическим лицам, которые должны были в свою очередь проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий захламления земель, суд в данном случае отклоняет. Как пояснил суду представитель ответчика земельный участок с кадастровым номером (-) находился в постоянном бессрочном пользовании ООО (наименование) до (дата) и в настоящее время свободен от прав иных лиц. Земельный участок с кадастровым номером (-) находился в аренде ООО (наименование) на основании договора аренды (номер) от (дата), заключенного с администрацией (наименование). Письмом от (дата) адресованным главе администрации (наименование) ООО (наименование) отказалось от права аренды указанного участка. В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик не представил суду доказательств того, что свалка отходов лесопиления образовалась в результате деятельности ООО (наименование) и ООО (наименование), а ее территория состоит исключительно из двух вышеуказанных участков. Ответчик, исполнив обязанность по организации утилизации промышленных отходов, будет вправе требовать возмещения понесенных в связи с выполнением этой обязанности убытков с лиц, организовавших свалку отходов лесопиления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию (наименование) в срок до (дата) организовать утилизацию отходов лесопиления в северо-западной части городского поселения (наименование) в районе с географическими координатами: (-) с.ш., (-) в.д. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение 10 дней. Судья ________________ В.А. Кобцев СПРАВКА Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.03.2012 г. оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 06.03.2012 г.