Дело № 2-153/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 февраля 2012г. г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Янишевского В.Е., с участием прокурора Скрипниковой Е.А., заявителя Яковкина Д.В., представителя заявителя Яковкина С.В., представителя окружной избирательной комиссии Кайсиной Г.А., при секретаре Дубововой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковкина Д.В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии (наименование) об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения (наименование), УСТАНОВИЛ: Яковкин Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии (наименование) об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения (наименование) В обоснование заявления указал, что (дата) он уведомил территориальную избирательную комиссию (наименование) о выдвижении себя кандидатом на должность главы городского поселения (наименование). (дата) в установленные комиссией сроки им были сданы документы, предусмотренные законодательством, для регистрации. (дата) Яковкиным Д.В. получено постановление от (дата) (номер) об отказе в регистрации Яковкину Д.В. кандидатом на должность главы городского поселения (наименование). В постановлении указано, что территориальная избирательная комиссия установила недействительность (-) подписей из (-) представленных, то есть, достоверных подписей в подписных листах - (-) Согласно итогового протокола от (дата) о проверке подписей и рабочей ведомости по проверке подписных листов, рабочая группа указала в качестве основания для признания подписей недействительными, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно (пп.8 п.9 ст. 5 Закона Ханты - Мансийского автономного округа от 18.06.2003 г №33-оз). Заявитель полагает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, поскольку нарушено его право быть избранным в органы местного самоуправления. Просит признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии по выборам главы городского поселения (наименование) от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Яковкину Д.В. кандидатом на должность главы городского поселения (наименование)» и отменить его. Обязать территориальную избирательную комиссию по выборам главы городского поселения (наименование), зарегистрировать Яковкина Д.В. кандидатом на должность главы городского поселения (наименование). В судебном заседании Яковкин Д.В. и его представитель Яковкин С.В. поддержали заявление по изложенным в нем основаниям, пояснив, что сбор подписей в поддержку кандидата был осуществлен самим заявителем, сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей были внесены в подписные листы лично Яковкиным Д.В. с использованием компьютерной техники, что не запрещено действующим законодательством. Председатель территориальной избирательной комиссии (наименование) Кайсина Г.А., заявление Яковкина Д.В. считает необоснованным и не подлежащими удовлетворению. На доводы, приведенные заявителем, возразила, что основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно, внесение сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не собственноручно данным лицом, а с использованием компьютерной техники. Заслушав пояснения заявителя и его представителя, возражения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора полагавшего отказать в удовлетворении заявления, свидетелей Я.А.В., О.Ю.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как видно из материалов дела территориальная избирательная комиссия (наименование), проверив соответствие порядка самовыдвижения Яковкина Д.В. кандидатом на должность главы городского поселения (наименование) установила, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации, составляет (-). Яковкиным Д.В. представлено для регистрации (-) подписей избирателей, из них проверено и признано недействительными (-) подписей, таким образом, достоверных подписей - (-) Комиссия постановила отказать в регистрации Яковкину Д.В., выдвинувшему свою кандидатуру на должность главы городского поселения (наименование). Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата на должность главы городского поселения (наименование) Яковкина Д.В. каждый из (-) подписных листов, представленных заявителем, заполнен не в соответствии с п.п.8 п.9 ст.5 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №33-оз, (сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно). Федеральный закон определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (пп.44 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). При этом, согласно п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Согласно п.17 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", под термином «закон» понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ в пределах предоставленных им Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, выборов в органы местного самоуправления, а также региональных и местных референдумов. В соответствии с пп. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Согласно п.12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. На основании п. 44 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Из представленных суду заверенных надлежащим образом (-) копий подписных листов в поддержку кандидата на должность главы городского поселения (наименование) Яковкина Д.В., содержащих в общей сложности (-) подписей избирателей, следует, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены в подписной лист с помощью компьютерной техники. Несмотря на то, что пояснениями заявителя Яковкина Д.В., показаниями свидетелей Я.А.В., О.Ю.А., в судебном заседание было подтверждено, что компьютерный текст, содержащий сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, был выполнен самим заявителем, указанное обстоятельство является нарушением требований п.п.8 п.9 ст.5 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №33-оз "О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и п.12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Системный анализ норм действующего избирательного законодательства, в том числе и выше приведенных, в его буквальном толковании, предусматривающих четкие требования к порядку заверения подписных листов, нарушение которых влечет недействительность содержащихся в таких листах подписей, свидетельствует о том, что при заверении подписного листа сборщик подписей должен внести в него сведения рукописным способом, а не каким-либо иным, как в данном случае с помощью компьютерной техники, поскольку закон не содержит норм, обязывающих выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию данный способ внесения сведений в подписные листы о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений, по мнению суда, нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. По этим основаниям довод заявителя о том, что собственноручное внесение им в подписные листы указанных сведений с использованием компьютерной техники законом не запрещено, суд находит несостоятельным, основанным на неправильном толковании правовых норм. Федеральный закон №67-ФЗ не содержит понятия «достоверная подпись», но по его смыслу достоверной является подпись, не признанная недействительной и недостоверной. Согласно рабочей ведомости, итоговому протоколу от (дата) и оспариваемому постановлению территориальная избирательная комиссия (наименование) признала (-) подписей избирателей, из (-) представленных, недействительными, и на основании этого сделала обоснованный вывод об отсутствии достоверных подписей. В силу п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Суд не усматривает, предусмотренных действующим избирательным законодательством оснований для отмены, оспариваемого Яковкиным Д.В., постановления территориальной избирательной комиссии. Доводы заявителя о том, что примененная территориальной избирательной комиссией норма права субъекта РФ (п.п.8 п.9 ст.5 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №33-оз "О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре") противоречит федеральному законодательству, в частности ст.23 Федерального закона от 26.11.1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», суд также находит несостоятельными. Согласно частям первой и второй ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В ст.12 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Статьями 130-133 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту. Федеральный закон №138-ФЗ от 26.11.1996 "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав. В п.1 ст.1 названного Федерального закона определено, в каких случаях данный Закон подлежит применению. В пункте 2 данной статьи указано, что настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Поскольку отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выборов населением глав муниципальных образований урегулированы действующим Законом ХМАО от 18.06.2003г. №33-оз "О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ссылка заявителя на нормы Федерального закона №138-ФЗ от 26.11.1996г. является не обоснованной. С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что конституционные права Яковкина Д.В. избирать и быть избранным в органы местного самоуправления нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении его заявления следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Яковкина Д.В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии (наименование) от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Яковкину Д.В. кандидатом на должность главы городского поселения (наименование)», отказать. Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд ХМАО-Югры в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Федеральный судья Янишевский В.Е. СПРАВКА Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «17» апреля 2012 г. оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу «17» апреля 2012 г.