Дело № 2-227/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 апреля 2012г. г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Янишевского В.Е., с участием помощника прокурора Безносова А.В., представителей ответчиков Боярских Л.Д., Багаева О.П., при секретаре Махмутовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации (наименование) и Бюджетному муниципальному учреждению (наименование) об обеспечении доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здания амбулаторий, УСТАНОВИЛ: Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации (наименование) и Бюджетному муниципальному учреждению (наименование) об обеспечении доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здания амбулаторий поселков (наименование) и (наименование). В обоснование заявленного требования указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что вход в здания филиалов (наименование), расположенных в (адрес) и (адрес), находящихся в муниципальной собственности (наименование), не оборудован приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения, что противоречит действующему законодательству. В судебном заседании помощник Югорского межрайонного прокурора Безносов А.В. уточнил исковые требование и просил исковые требования по зданию амбулатории, расположенной по (адрес) удовлетворить по основаниям указанным в иске, по зданию амбулатории, расположенной по (адрес) перенести срок исполнения требования до (дата), пояснив вышеизложенные обстоятельства. Представитель администрации (наименование) Багаев О.П., действующий на основании доверенности, иск не признал. Заявил, что здание (наименование) амбулатории очень ветхое и старое, они готовы профинансировать и сделать временный деревянный пандус, так же и в (наименование) амбулатории могут построить временный пандус, так как будут вносить изменения в программу вкладывать дополнительные финансы для капитального строительства, и не успеют до (дата). Кроме этого добавил, ответчик заключил с (наименование) соглашение, согласно которому для обеспечения доступа маломобильных групп граждан обязался оборудовать вход в здание амбулатории временным пандусом. Представитель ответчика (наименование) Боярских Л.Д., в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Судом принят факт признания иска представителем ответчика. Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Отношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 24.11.1995г.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995г. Согласно ст.15 указанного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения определены СП 35-01-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73, которыми предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Нежилые здания филиалов (наименование), расположенные в (адрес) и (адрес), находятся в муниципальной собственности (наименование) На основании приказа Директора Департамента муниципальной собственности (наименование) (номер) от (дата) и договора на оперативное управление муниципальным имуществом (номер) от (дата) они были переданы на неопределенный срок в безвозмездное владение и пользование (наименование) (с (дата) (наименование) согласно постановлению администрации (наименование) (номер)). Представители ответчиков подтвердили в судебном заседании тот факт, что входы в здания филиалов (наименование), расположенных в (адрес) и (адрес), не оборудованы пандусом в капитальном исполнении, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой. В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно Федеральному закону от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из принципов охраны здоровья является доступность медицинской помощи для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.ст. 4, 10). Администрация (наименование), не создав условий инвалидам для беспрепятственного доступа в принадлежащее муниципальному образованию здания филиалов (наименование), расположенных в (адрес) и (адрес), не обеспечила тем самым в полной мере реализацию права маломобильных граждан на доступную медицинскую помощь. При таких обстоятельствах дела, исковые требования, заявленные Югорским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению. Согласование мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями инвалидов, согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. требуется лишь в тех случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов. Отсутствие возможности оборудовать здания филиалов (наименование) пандусом, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой ответчиком не доказано, напротив представители ответчиков признали в суде то обстоятельство что обустройство указанных зданий специальными приспособлениями для передвижения инвалидов возможно. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Бюджетное муниципальное учреждение (наименование) в срок до (дата) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание амбулатории, расположенной по (адрес), путем оборудования входа в задние пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой. Обязать Бюджетное муниципальное учреждение здравоохранения (наименование) в срок до (дата) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание амбулатории, расположенной по (адрес), путем оборудования входа в задние пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой. Обязать администрацию (наименование) обеспечить финансирование мероприятий по установке пандусов, смотровых панелей и защитных противоударных полос, по (адрес) и (адрес). Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Советский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня его принятия. Федеральный судья В.Е.Янишевский