№ 2-230/2012 - Решение по иску Югорского межрайонного прокурора к администрации об обязании обеспечить доступ инвалидов населения в здания



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советский 11 апреля 2012 года

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Рыбалкина А.А.,

с участием помощника Югорского межрайонного прокурора Шараевой Е.С.,

представителя ответчика Багаева О.П.,

при секретаре Багаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации (наименование) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации (наименование) путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой,

УСТАНОВИЛ:

Югорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации (наименование) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации (наименование) путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой в срок до (дата), мотивируя свои требования тем, что прокуратурой в (дата) была проведена проверка соблюдения администрацией (наименование) законодательства о социальной защите инвалидов и иных маломобильных групп населения. Установлено, что здание, расположенное по (адрес) находится в муниципальной собственности (наименование), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата). Вход в указанное здание не оборудован приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник Югорского межрайонного прокурора Шараева Е.С. заявление поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика по доверенности иск не признал.

Выслушав помощника Югорского межрайонного прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ответа и.о. главы администрации (наименование) от (дата) число зданий, в которые не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в (наименование), составляет (-) единиц, в т.ч. администрация (наименование)

В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под.1 п. 1 ст. 14, под.1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Положения Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск заявлен правомерно, здание администрации (наименование) не оборудовано соответствующим нормам действующего законодательства пандусом, чем нарушаются права и законные интересы маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем иск прокурора о возложении на администрацию (наименование) обязанности произвести необходимые действия по обеспечению доступности маломобильных групп населения в здание администрации (наименование) подлежит удовлетворению.

Ссылки ответчика на письмо начальника управления (наименование) Т. Г.П. от (дата) (номер) в котором указано, что устройство пандуса не представляется возможным из-за конструктивных особенностей и износа здания не являются обоснованными, так как обстоятельства указанные в письме не подтверждаются заключениями независимых экспертов и специалистов, и вывод о невозможности устройства пандуса сделан работником ответчика.

Суд считает, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда об устройстве доступа в здание администрации будет являться срок до (дата), так как в срок указанный прокурором до (дата) изготовить проект, провести конкурс и оборудовать доступ не представляется возможным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Югорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию (наименование) в срок до (дата) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание администрации (наименование), расположенного по (адрес), путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья А.А.Рыбалкин