№2-503/2012 решение о ликвидации несанкционированной свалки отходов



Дело №2-503/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2012г. г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.

при секретаре Субботиной Ю.Н.

с участием помощника прокурора Литвинцева С.А.

представителя ответчика Берестова А.А.

представителя третьего лица- СОТ (наименование) Краснова К.Н.

представителя третьего лица- Природнадзора Югры, Скородумовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации (наименование) о ликвидации несанкционированной свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации (наименование), в котором просил обязать ответчика организовать ликвидацию свалки, расположенной в (адрес), на территории СОТ (наименование) в координатах (-) на площади (-) га..

В обоснование заявленного требования указал, что отделом Природнадзора Югры (дата) проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами на территории (адрес). Согласно акту обследования от (дата) на территории садово-огороднического товарищества (наименование) выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, отходы от строительства, древесные отходы (сучья, ветки) от срезки деревьев (тополей) складируются беспорядочно на территории отработанных карьеров и прилегающих к ним участков, в координатах (-) на площади (-) га.

Наличие несанкционированных свалок, бездействие органов местного самоуправления и ответственных лиц по их выявлению и ликвидации, отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в местах проживания людей, по его мнению, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Впоследствии прокурор уточнил требование, просив суд обязать ответчика организовать ликвидацию свалки в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Литвинцев С.А. уточненное исковой требование поддержал и просил удовлетворить его по изложенным в заявлении основаниям.

Представители третьих лиц- СОТ (наименование) и службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений , заявленное прокурором исковое требование полагали обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель муниципального образования (наименование) Берестов А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, возразив на обстоятельства указанные в заявлении, что земельный участок, на котором находится свалка бытовых отходов, на основании постановления главы администрации (наименование) (номер) от (дата) был изъят и передан под расширение садоводческого товарищества (наименование) в постоянное пользование с правом рубки леса. Полагал, что СОТ (наименование) обязано самостоятельно следить за чистотой и порядком на территории товарищества.

Заслушав пояснения прокурора, представителей третьих лиц, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления. Согласно ст.8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, относятся к вопросам местного значения поселений.

Между тем, согласно акту обследования (номер) от (дата), составленному государственным инспектором в области охраны окружающей среды Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений П.А.Я., на территории садово-огороднического товарищества (наименование) выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, отходы от строительства, древесные отходы (сучья, ветки) от срезки деревьев (тополей) складируются беспорядочно на территории отработанных карьеров и прилегающих к ним участков, в координатах (-) на площади (-) га.

Обстоятельства, отраженные в акте, подтверждаются приложенными к нему схемой и фототаблицей.

Представитель ответчика подтвердил в судебном заседании, что указанная в исковом заявлении свалка находится на территории поселения .

Из письма директора департамента муниципальной собственности администрации (наименование 2) следует, что земельный участок под садово-огородническое товарищество (наименование) не разграничивался, в собственность поселения не передавался. Земельные участки на территории товарищества предоставляются в собственность граждан для ведения садоводства.

Поскольку свалка бытовых отходов, в отношении которой предъявлен иск, находится на территории поселения (наименование), а к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то предъявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

Довод представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на СОТ (наименование) суд полагает несостоятельным.

В силу ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст.51 ГК РФ.

Краснов К.Н. пояснил суду, что он на основании постановления общего собрания СОТ (наименование) от (дата) является председателем правления товарищества. СОТ (наименование) не зарегистрировано в установленном законом порядке, запись о нем в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует.

Обстоятельства, указанные Красновым К.Н. подтверждены представителем ответчика, что в свою очередь, в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ освобождает заявителя от их доказывания.

Поскольку запись о СОТ (наименование) не внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, то оно не считается созданным и не приобрело правоспособность, что в свою очередь исключает возможность возложения на него каких-либо обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию (наименование) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать ликвидацию свалки, расположенной на территории поселения (наименование) в координатах (-).

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Кобцев

СПРАВКА

Решение обжаловано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 сентября 2012 г. оставлено без изменения.

Решение вступило в законную силу 04 сентября 2012 г.