Дело № 2-174/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011г. г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.
при секретаре Работницкой А.В.
с участием заявителя Чернопятова А.М.
представителя окружной избирательной комиссии Комарова В.Б.
прокурора Скрипниковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернопятова А.М. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Чернопятов А.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления. В обоснование заявления указал, что (дата) он уведомил избирательную комиссию (-) о выдвижении кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному округу (номер). (дата) им были сданы документы, предусмотренные законодательством для регистрации. (дата) в (-) ч. ему был сделан звонок представителем территориальной избирательной комиссии о необходимости прибыть для проведения заседания по регистрации кандидатов (дата)в (-) ч. . Указывая на то, что он не был приглашен и извещен о заседании рабочей комиссии Территориальной избирательной комиссии (-), на заседании комиссии у него на руках не было рабочей ведомости по проверке подписных листов, полагал, что были нарушены его избирательные права, ему не было дано время на ходатайства и заявления по поводу предвзятых и незаконных требований окружной избирательной комиссии. Кроме того, указал, что сведения о кандидате и о лице, осуществляющем сбор подписей, в подписных листах соответствуют требованиям закона, исправление в подписном листе (номер) заверено кандидатом. Постановление об отказе в регистрации считает незаконным и необоснованным, нарушающим его право быть избранным в органы местного самоуправления. Просил признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Чернопятову А.М, кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер)» и отменить его; обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер).
В судебном заседании Чернопятов А.М., поддержав требования, изложенные в заявлении, изменил при этом его основания. Просил признать оспариваемое постановление незаконным в связи с тем, что он не был извещен и приглашен на заседание рабочей комиссии по проверке подписных листов, и не получил копию протокола и рабочей ведомости за двое суток до дня заседания окружной избирательной комиссии. От иных оснований признания оспариваемого постановления незаконным, изложенных им в заявлении, отказался.
Представитель окружной избирательной комиссии Комаров В.Б., действующий на основании доверенности от (дата), заявление Чернопятова А.М. полагал необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В отношении изложенных в нем доводов возразил, что окружная избирательная комиссия предприняла необходимые меры по извещению Чернопятова А.М. о проводимой проверке подписных листов. Указал, что заявитель, узнав о допущенных им нарушениях при сборе подписей избирателей, намерено уклонялся от контактов с избирательной комиссии, чтобы впоследствии оспорить отказ в его регистрации. По его мнению, оспариваемое постановление законно и обосновано. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно в них не указана дата рождения сборщика подписей, а в его адресе не указаны район и город. Полагал, что заявитель, оспаривая постановление по основанию неизвещения его избирательной комиссией и отказавшись от других оснований, изложенных в заявлении, пытается отвлечь внимание от допущенных им нарушений, послуживших основанием отказа в регистрации. По его мнению, неизвещение Чернопятова А.М. о проведении заседания комиссии о выявленных недостатках в документах не нарушило прав заявителя.
Заинтересованное лицо- Территориальная избирательная комиссия (-), в судебное не явилось, возражений на заявление не представило.
Заслушав пояснения заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора полагавшего удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела окружная избирательная комиссия по двухмандатному избирательному округу (номер) (-) (далее по тексту Комиссия), проверив соответствие порядка самовыдвижения Чернопятова А.М. кандидатом в депутаты Думы (-), установила, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации, составляет (-), Чернопятовым А.М. представлено для регистрации (-) подписей избирателей, из них проверено и признано недействительными (-) подписей. Комиссия постановила отказать в регистрации Чернопятову А.М., выдвинувшему свою кандидатуру в депутаты Думы (-) (Постановление от (дата) (номер)).
Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата на должность депутата Думы (-) Чернопятова А.М. в каждом из (-) подписных листов, представленных заявителем, указаны сведения о кандидате не предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз (абз.5 пп.9 п.9 ст.5 Закона); в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п.п.2, 4, 8 ст.3.1 Закона (абз.7 пп.9 п.9 ст.5 Закона). Кроме того, в подписном листе (номер) в дате внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей, имеются исправления.
В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверны и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Федеральный закон определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или оформления подписного листа).
В силу п.1 ст.5 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в (-)» окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Основания для признания недействительными всех подписей в подписном листе изложены в подпункте 9 пункта 9 настоящей статьи. Ими в частности являются случаи, когда: в подписном листе указаны сведения о кандидате, не предусмотренные п.2 ст.3.1 настоящего Закона (абз.5); в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п.2,4, п.8 ст.3.1 настоящего Закона (абз.7); подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна их этих подписей недостоверна и (или) недействительна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения об этих лицах, предусмотренные п.8 ст.3.1 настоящего Закона, не внесены ими собственноручно (абз.12).
Согласно п.8 ст.3.1 Закона №35-оз подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес- наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В подписных листах, представленных Чернопятовым А.М. не указаны дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, а в адресе его места жительства не указаны район и город.
Поскольку допущенные при оформлении подписных листов нарушения, в силу пп.9 п.9 ст.5 Закона №35-оз, являются основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными, Комиссия обоснованно отказала Чернопятову А.М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы (-) по мотиву недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ).
Довод заявителя о его неизвещении о заседании рабочей комиссии по проверке представленных им документов, что, по его мнению, является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.5 Закона №35-оз при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О времени проведения проверки подписных листов окружная избирательная комиссия обязана известить указанных лиц. При этом законом не определены порядок и способы извещения кандидата о проверке.
Копия итогового протокола по результатам проверки подписных листов передается кандидату не менее чем за (-) суток до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (п.7 ст.5 Закона №35-оз).
Чернопятов А.М. пояснил суду, что помимо своего адреса места жительства сообщил окружной избирательной комиссии (-) контактных номера телефонов. Представил суду детализации начислений по двум из них ((номер), (номер)) за период с (дата) по (дата)
В то же время Комиссия представила извещения Чернопятову А.М. от (дата) исх.(номер) и исх.(номер) о проведении заседания территориальной избирательной комиссии (-) о выявленных недостатках в документах кандидата (дата) В обоих извещениях имеется отметка о том, что телефонограмма направлена, абонент находится вне зоны действия. Оснований сомневаться в достоверности извещений нет, в связи с чем суд полагает, что Комиссия предприняла необходимые меры для извещения кандидата.
Кроме того, неизвещение Чернопятова А.М. о заседании территориальной избирательной комиссии и несвоевременное вручение ему рабочей ведомости и итогового протокола, на чем основывает свои требования заявитель, в данном случае не нарушает его права, поскольку основанием для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а в силу п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ вносить дополнения и уточнения в подписные листы с подписями избирателей не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Чернопятова А.М. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по двухмандатному избирательному округу (номер) ХМАО-Югры от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Чернопятову А.М. кандидатом в депутаты Думы (-) по двухмандатному избирательному округу (номер)», отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд в течение 5 дней.
.
Федеральный судья ________________ В.А. Кобцев
СПРАВКА
Решение обжаловано (опротестовано).
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 марта 2011 г. оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 01 марта 2011 г.