Дело № 2- 185/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2011 года г. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:
председательствующего судьи Попова Ю.Б.,
при секретаре Рыбалкиной Е.А.,
с участием помощника Югорского
межрайонного прокурора Скрипниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе Крюковой А.Ф. на постановление окружной избирательной комиссии (номер) от (дата),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением избирательной комиссии (номер) от (дата) Крюковой А.Ф. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Советский в связи с признанием недействительными (-) подписей избирателей из (-) подписей, представленных Крюковой А.Ф. для регистрации в качестве кандидата в Думу Советского района.
Крюкова А.Ф. обжаловала указанное постановление в суд, указав в заявлении, что считает постановление окружной избирательной комиссии незаконным, поскольку оно нарушает её избирательные права. Закон ХМАО -Югры противоречит Федеральному закону и ограничивает ее права при выдвижении в качестве кандидата.
В дополнениях к заявлению, представленных в судебном заседании, Крюкова А.Ф. указала, что в итоговом протоколе и рабочей ведомости по проверке подписей отсутствуют данные о недостоверности подписей избирателей, что является нарушением порядка проверки. Нарушения порядка проверки документов, допущенные избирательной комиссией, считает основанием для отмены обжалуемого постановления.
В судебном заседании заявитель и ее представитель поддержали заявление по тем же основаниям, пояснили, что в итоговом протоколе и рабочей ведомости отсутствуют данные о недостоверности подписей избирателей. Правовые акты субъекта РФ не должны противоречить федеральному законодательству. Избирательные права заявителя были нарушены, поскольку изменения в Закон ХМАО № 35-ОЗ были внесены 16 декабря 2010 года и должны были вступить в силу через десять дней, т.е. после объявления выборов депутатов Думы Советского района. Данные изменения касались проставления в подписных листах даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, но в связи с вышеизложенным данные требования к Крюковой А.Ф. не применимы. Конкретные нарушения, допущенные Крюковой А.Ф. в постановлении не приведены, поэтому неизвестны заявителю. В данных о лице, осуществлявшем сбор подписей, действительно не указана дата рождения, однако, сбором подписей занималась сама Крюкова А.Ф. и ее дата рождения содержится в подписном листе. Указывать в адресе места жительства «Советский район» нет оснований. Просят отменить постановление от (дата) и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать Крюкову А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Думы Советского района.
Представитель избирательной комиссии Комаров В.Б. с заявлением не согласился, пояснил, что кандидат Крюкова А.Ф. представила в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей. В подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует дата рождения указанного лица, а также в адресе отсутствует указание на район проживания «Советский район», что является нарушением п. 8 ст. 3.1 Закона ХМАО - Югры № 35-ОЗ. В соответствии с Законом ХМАО - Югры № 35-ОЗ нарушение порядка оформления подписных листов является основанием для признания недостоверными всех подписей избирателей, внесенных в подписной лист. Поскольку отмеченное нарушение имелось во всех подписных листах, представленных Крюковой А.Ф., то все подписи избирателей признаны недействительными и в регистрации Крюковой А.Ф. было отказано.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, выслушав мнение прокурора, предложившего заявление оставить без удовлетворения, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с п.п.9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО - Югры № 35-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ХМАО - Югре» недействительными являются подписи избирателей в подписном листе, если подписной лист оформлен или заполнен не в соответствии со ст. 3.1 или приложением 3 к Закону, если в нем отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, указаны сведения о кандидате, не предусмотренные п.2 ст. 3.1 Закона, отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п.2,4, 8 ст. 3.1 Закона и других случаях.
В соответствии с п. 8 ст. 3.1 Закона ХМАО - Югры № 35-ОЗ подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату внесения.
В подписных листах (номер), представленных суду, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствует дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, что является нарушением вышеприведенного требования закона.
Суд полагает, что указанное нарушение могло быть основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку нарушение порядка оформления подписных листов является основанием для признания подписей недействительными и отказа в регистрации.
Ссылка на то, что лицом, осуществлявшим сбор подписей, являлась сама кандидат Крюкова А.Ф., и дата ее рождения указана в подписном листе в данных о кандидате, является несостоятельной, поскольку закон не запрещает кандидатам собственноручно заниматься сбором подписей, но в этом случае не освобождает лицо, осуществлявшее сбор подписей, от обязанности вносить все предусмотренные сведения в соответствующие графы и строки.
В подписных листах в сведениях о лице, производившем сбор подписей, также не указан полный адрес, т.е. не указан район, в котором расположен г. Советский.
Однако, данное нарушение не было отмечено в итоговом протоколе и рабочей ведомости и не приведено в качестве основания для отказа в регистрации, поэтому доводы представителя избирательной комиссии в этой части не принимаются во внимание.
В силу указанных выше положений Закона ХМАО - Югры все подписи в подписном листе при наличии допущенных нарушений могут быть признаны недействительными.
Данное требование Закона ХМАО - Югры № 35 – ОЗ не противоречит положениям ст. 2 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», которой предусмотрено, что недействительной является подпись избирателя, собранная с нарушением порядка оформления подписного листа.
Изменения в Законе ХМАО - Югры № 35-ОЗ, внесенные Законом ХМАО - Югры от 15 декабря 2010 года, не могут рассматриваться как нарушение избирательных прав Крюковой А.Ф., поскольку вступили в силу с даты официального опубликования закона (16 декабря 2010 года), как было предусмотрено самим законом. Определение даты вступления закона в силу относится к компетенции законодателя.
При таких обстоятельствах постановление окружной избирательной комиссии следует признать законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявления нет.
Руководствуясь ст. 198, 206, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Крюковой А.Ф. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии (номер) от (дата) « Об отказе в регистрации Крюковой А.Ф. в качестве кандидата в депутаты Думы Советского района по одномандатному избирательному округу (номер)» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО - Югры в течение пяти дней со дня вынесения.
Судья Ю.Б.Попов
СПРАВКА
Решение обжаловано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 марта 2011 г. оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 03 марта 2011 г