Дело № 2-196/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011г. г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.
при секретаре Работницкой А.В.
с участием заявителя Яковкина С.В.
представителя окружной избирательной комиссии Комарова В.Б.
прокурора Лодягина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковкина С.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Яковкин С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления. В обоснование заявления указал, что им было получено постановление от (дата) (номер) об отказе в регистрации Яковкину С.В. кандидатом в депутаты Думы (-) по одномандатному избирательному округу (номер). В постановлении указано, что окружная избирательная комиссия установила недействительность (-) подписей из (-) представленных, то есть достоверных подписей- (-). Согласно итоговому протоколу и рабочей ведомости при определении нарушений избирательного законодательства были применены нормы исключительно регионального законодательства. Полагал оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, поскольку нарушено его право быть избранным в органы местного самоуправления. Просил признать оспариваемое постановление незаконным, отменить его и обязать окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу (номер) зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы (-).
В судебном заседании Яковкин С.В. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, добавив, что из рабочей ведомости и итогового протокола не ясно по каким причинам подписи избирателей признаны недействительными, в них лишь приводятся немотивированные ссылки на закон. В оспариваемом постановлении указано, что (-) подписей избирателей признаны недействительными, и в то же время достоверных подписей- (-), что по его мнению противоречит подпункту «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ. Кроме того, полагал, что проверка подписных листов проведена неуполномоченным лицом- территориальной избирательной комиссией (-), при том что в силу закона такая проверка должна осуществляться окружной избирательной комиссией.
Представитель заинтересованного лица Комаров В.Б., действующий на основании доверенности от (дата), заявление Яковкина С.В. полагал необоснованным и не подлежащим удовлетворению. На доводы, приведенные заявителем, возразил, что основаниями для признания подписей избирателей недействительными явились нарушения при оформлении подписных листов, а именно: вместо наименования населенного пункта указано наименование муниципального образования; в сведениях о месте жительства кандидата излишне указаны наименование улицы, номера дома и квартиры; в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не указана дата выдачи паспорта. Полагал, что при признании недействительными всех подписей избирателей, окружная избирательная комиссия обоснованно посчитала количество достоверных подписей равным (-). Осуществляя проверку подписных листов, территориальная избирательная комиссия (-) действовала в пределах возложенных на нее полномочий.
Заслушав пояснения заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора полагавшего отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу (номер) (-) (далее по тексту Комиссия), проверив соответствие порядка самовыдвижения Яковкина С.В. кандидатом в депутаты Думы (-), установила, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации, составляет (-), Яковкиным С.В. представлено для регистрации (-) подписей избирателей, из них проверено и признано недействительными (-) подписей, таким образом достоверных подписей- (-) Комиссия постановила отказать в регистрации Яковкину С.В., выдвинувшему свою кандидатуру в депутаты Думы (-) (Постановление от (дата) (номер)).
Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата на должность депутата Думы (-) Яковкина С.В. каждый из (-) подписных листов, представленных заявителем, заполнен не в соответствии со ст.3.1 и приложением 3 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз (абз.3 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.4 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписных листах указаны сведения о кандидате не предусмотренные п.2 ст.3.1 Закона (абз.5 пп.9 п.9 ст.5 Закона); в подписном листе не указаны сведения, предусмотренные п.4 ст.3.1 Закона (абз.6 пп.9 п.9 ст.5 Закона), в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п. 8 ст.3.1 Закона (абз.7 пп.9 п.9 ст.5 Закона).
В соответствии с подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверны и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Федеральный закон определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (пп.44 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ). При этом, согласно п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Согласно п.8 ст.3.1 Закона ХМАО от 18.06.2003г. №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
В силу п.1 ст.5 Закона №35-оз окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Основания для признания недействительными всех подписей в подписном листе изложены в подпункте 9 пункта 9 настоящей статьи. Ими в частности является случай, когда в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные п.п.2,4, п.8 ст.3.1 настоящего Закона (абз.7).
Представитель окружной избирательной комиссии заявил, что в представленных Комиссии подписных листах, лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, в нарушение п.8 ст.3.1 Закона №35-оз, не указало дату выдачи своего паспорта. Данное утверждение суд находит обоснованным, как подтвержденное материалами дела.
Поскольку допущенное при оформлении подписных листов нарушение, в силу п.9 ст.5 Закона №35-оз, является основанием для признания подписей избирателей недействительными, Комиссия обоснованно отказала Яковкину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы (-) по мотиву недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ).
Довод заявителя о том, что само по себе неуказание даты выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, не свидетельствует о недействительности подписей, является ошибочным. Избирательное законодательство не содержит норм, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на значимые и менее значимые и в зависимости от этого определять последствия нарушений. В противном случае был бы нарушен принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
Относительно доводов заявителя о том, что допущенные при сборе подписей нарушения могут служить основанием для признания подписей недействительными, но не недостоверными, суд полагает следующее.
Федеральный закон №67-ФЗ не содержит понятия «достоверная подпись», но по его смыслу достоверной является подпись, не признанная недействительной и недостоверной.
Согласно рабочей ведомости, итоговому протоколу от (дата) и оспариваемому постановлению Комиссия признала (-) подписей избирателей, из (-) представленных, недействительными, и на основании этого сделала обоснованный вывод об отсутствии достоверных подписей.
Утверждение заявителя о том, что проверка подписных листов осуществлена неуполномоченным лицом- территориальной избирательной комиссией (-), суд находит ошибочным.
Действительно, в соответствии с п.1 ст.5 Закона №35-оз, если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
В то же время, необходимо учитывать, что Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003г. №36-оз установлена система избирательных комиссий ХМАО-Югры, в которую входят в числе прочих территориальные избирательные комиссии и окружные избирательные комиссии. Данным Законом определены и полномочия избирательных комиссий. В соответствии с п.5 ст.2 Закона №36-оз совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, возможно по решению комиссии, организующей выборы.
Комиссией, организующей выборы депутатов Думы (-), является территориальная избирательная комиссия (-)
Суду представлено постановление территориальной избирательной комиссии (-) от (дата) (номер), на основании которого полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным и двухмандатным избирательным округам с (номер) по выборам депутатов Думы (-) возложены на территориальную избирательную комиссию (-).
Таким образом, осуществляя проверку подписных листов, территориальная избирательная комиссия (-) действовала в пределах представленных ей полномочий.
В силу п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Суд не усматривает, предусмотренных действующим избирательным законодательством оснований для отмены, оспариваемого Яковкиным С.В., постановления окружной избирательной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Яковкина С.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу (номер) (-) от (дата) (номер) «Об отказе в регистрации Яковкину С.В. кандидатом в депутаты Думы (-) по одномандатному избирательному округу (номер)», отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд в течение 5 дней.
Федеральный судья ________________ В.А. Кобцев
СПРАВКА
Решение обжаловано (опротестовано).
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 марта 2011 г. оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 03 марта 2011 г.