Дело № 2-732/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2012г. г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Янишевского В.Е., с участием прокурора Скрипниковой Е.А., заявителя Дручина С.В., представителя окружной избирательной комиссии Кайсиной Г.А., при секретаре Махмутовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дручина С.В. о признании незаконным постановления (номер) окружной избирательной комиссии от (дата), УСТАНОВИЛ: Дручин С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления (номер) окружной избирательной комиссии от (дата) «Об отказе Дручину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование). В обоснование заявления Дручин С.В. указал, что на основании статьи 4 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» он уведомил окружную избирательную комиссию о своем самовыдвижении в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование), о чем ему была выдана справка (подтверждение) о приеме документов. (дата) для регистрации, в соответствии со ст.6 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», заявителем в избирательную комиссию были представлены подписи избирателей и протокол об итогах сбора подписей, о чем ему была выдана справка (подтверждение) о приеме документов. Постановлением (номер) окружной избирательной комиссии от (дата) заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование) В оспариваемом постановлении было указано, что все проверенные (-) подписей признаны недействительными и (или) недостоверными. Также, основанием для отказа в регистрации послужило не представление документов: первого финансового отчета; сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда; документа о создании избирательного фонда; документов, подтверждающих изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда. Возражая против данных оснований, заявитель указал, что подписные листы были представлены в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде и заверены подписью заявителя. Все подписи избирателей были собраны с соблюдением порядка сбора подписей, сведения об избирателях и подписи избирателей достоверны. В соответствии с п.5 ст.13 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», при численности избирателей в избирательном округе менее 5000 создание кандидатом своего избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится. В этом случае кандидат обязан письменно уведомить окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах, представив вместе с иными документами для регистрации собственноручное письменное заявление, которое является документом, необходимым для регистрации такого кандидата. Решением Совета депутатов (наименование) от (дата) (номер) число избирателей по избирательному округу (номер) составляет (-). (дата) заявитель представил в окружную избирательную комиссию уведомление о том, что финансирование его избирательной компании не производится и он не намерен открывать избирательный счет, входящий номер уведомления (номер). В соответствии со ст.6 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» заявитель уведомил окружную избирательную комиссию о том, что в ранее представленных в избирательную комиссию документах изменения данных отсутствуют, входящий номер уведомления (номер). Заявитель полагает оспариваемое постановление необоснованным, поскольку нарушено его право быть избранным в органы местного самоуправления, и просит суд признать незаконным постановление (номер) окружной избирательной комиссии от (дата) «Об отказе Дручину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование) В судебном заседании Дручин С.В. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям. Председатель территориальной избирательной комиссии (наименование) Кайсина Г.А., заявление Дручина С.В. считает необоснованным и не подлежащими удовлетворению. На доводы, приведенные заявителем, возразила, что основаниями для признания всех (-) представленных Дручиным подписей избирателей недействительными послужили те обстоятельства, что форма представленного заявителем подписного листа не соответствовала приложению 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскй Федерации». Подписной лист был выполнен на трех листах, первая и вторая страница не подписаны кандидатом и лицом, осуществлявшим сбор подписей. Кроме того, в подписном листе указано, что Дручин С.В. является депутатом Совета депутатов (наименование), а в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты в порядке самовыдвижения от (дата) заявитель не указал данное обстоятельство. (дата) Дручиным С.В. был открыт специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата в (наименование). Дручиным не были представлены для регистрации документы о создании данного избирательного фонда, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда. Заслушав пояснения заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Скрипниковой Е.А., полагавшей отказать в удовлетворении заявления Дручина С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскй Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Как видно из материалов дела окружная избирательной комиссии , проверив соответствие порядка самовыдвижения Дручина С.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование), установила, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации, составляет (-). Дручиным С.В. представлено для регистрации (-) подписей избирателей, из них проверено и признано недействительными (-) подписей, таким образом, достоверных подписей - (-). Комиссия постановила отказать в регистрации Дручина С.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование) Согласно рабочей ведомости по проверке подписных листов кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование) Дручина С.В., заявителем нарушены положения п.п.»и» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскй Федерации» - форма подписного листа не соответствует приложению 8 данного Закона. Федеральный закон определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (пп.44 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). При этом, согласно п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. Согласно п.17 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", под термином «закон» понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ в пределах предоставленных им Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, выборов в органы местного самоуправления, а также региональных и местных референдумов. В соответствии с пп. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Согласно п.п.12, 13 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к Федеральному закону N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее в абзаце Федеральному закону), и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона (п.п.9 п.19 ст.7 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». На основании п. 44 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Согласно ч.2 ст.6 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в избирательную комиссию муниципального образования сведения об изменениях в списке кандидатов, а также в данных о кандидатах, ранее представленных в избирательную комиссию, или об отсутствии указанных изменений, документы о создании избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 13 и 14 настоящего Закона. Если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей, для его регистрации также представляются подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и иные указанные в статье 5 настоящего Закона документы, оформленные в соответствии с настоящим Законом. Из ч.5 ст.5 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» следует, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с документами для регистрации представляют в соответствующую избирательную комиссию документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда (договор, акт, платежные и иные документы). Системный анализ приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что кандидат, представивший в поддержку своего самовыдвижения подписи избирателей, обязан предоставить в избирательную комиссию документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда, а также при регистрации документы о создании избирательного фонда и документы первого финансового отчета. Как видно из материалов дела (дата) Дручиным С.В. был открыт специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата в (наименование), однако заявителем не были представлены для регистрации документы о создании данного избирательного фонда, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда, что не оспаривается самим заявителем. Доводы Дручина С.В. о том, что в соответствии с положениями п.5 ст.13 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011г. №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» он был вправе не открывать избирательный счет, основана на неправильном толковании закона. Данная норма предусматривает возможность кандидата отказаться от открытия избирательного счета при численности избирателей в избирательном округе менее 5 000, но лишь при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Как уже было установлено судом, при предоставление подписных листов Дручин был обязан предъявить в избирательную комиссию документы, подтверждающие их изготовление за счет средств избирательного фонда. Таким образом, суд, соглашаясь с мнением прокурора, не усматривает предусмотренных действующим избирательным законодательством оснований для отмены, оспариваемого Дручиным С.В., постановления окружной избирательной комиссии. С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что конституционные права Дручина С.В. избирать и быть избранным в представительные органы местного самоуправления нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении его заявления следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Дручина С.В. о признании незаконным постановления (номер) окружной избирательной комиссии от (дата) «Об отказе Дручину С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения (наименование), отказать. Апелляционная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Советский районный суд ХМАО-Югры в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения. Федеральный судья Янишевский В.Е.