Дело №2-472/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 июля 2012 г. г. Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа в составе: председательствующего судьи Гаранина В.Ф., с участием представителя заявителя Фурманенко Р.Д., представителем заинтересованного лица Киселевой Е.М., при секретаре Шабалиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фурманенко А. П. об оспаривании приказа Департамента (наименование) от (дата) (номер) «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда», УСТАНОВИЛ: Фурманенко А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании приказа Департамента (наименование) от (дата) (номер) «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда» по мотиву того, что имеющийся у него знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п, указывая, что в соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются граждане, награжденные орденами, медалями, почетными званиями СССР и РСФСР либо ведомственными знаками отличия в труде. Поскольку его право на данный статус предусмотрен федеральным законом, то не включение полученного им почетного звания в перечень, установленный Правительством субъекта федерации, не может служить препятствием для присвоения ему звания «Ветеран труда», т.к. игнорируется приоритет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Заявитель в суд не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Фурманенко Р.Д. заявление поддержала по тем же основаниям. Представитель заинтересованного лица – Департамента (наименование) Киселева Е.М. считает заявление Фурманенко А.П. не обоснованным, в удовлетворении заявления следует отказать по мотиву упомянутому заявителем в его заявлении. Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В деле имеется копия удостоверения к знаку «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которым Фурманенко А.П. награжден (дата) В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав. Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим. Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122- ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ. Ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке; награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442. Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде. Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Из дела следует, что Перечень наград, почетных званий Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 06.06 2005 г. N 103-п. Указанный перечень не содержит в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» наличие знака «победитель социалистического соревнования.. .года», в связи с чем Фурманенко А.П. ответчиком было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"). С учетом изложенного, суд находит неправомерным отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры Фурманенко А.П. в присвоении ему звания "Ветеран труда", в связи чем его заявление следует признать обоснованным. Руководствуясь ст.ст. 195, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Фуманенко А. П. об оспаривании приказа Департамента (наименование) от (дата) (номер) «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры», в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда» признать обоснованным. Обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры учесть нагрудный знак «Победитель Социалистического соревнования 1975 года» как ведомственный знак отличия в труде и признать за Фурманенко А. П. право на получение звания «Ветеран труда». Взыскать с Департамента социального развития ХМАО - Югры в пользу Фурманенко А. П. судебные расходы в сумме (-) руб. Апелляционная жалоба может быть подана в Федеральный суд ХМАО -Югры через Советский райсуд в течение месяца со дня принятия решения судом. Председательствующий. В.Ф.Гаранин СПРАВКА Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2012 г. оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 25 сентября 2012 г.