Дело № 5-23/2011г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Советский. 25 марта 2011г.
Судья Советского районного суда ХМАО – Югры, Мыцалов А.П.,
с участием:
старшего помощника Югорского межрайонного прокурора Власова А.С.,
представителей ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», структурного подразделения ТПП «Урайнефтегаз»,
действующих на основании доверенностей от (дата), от (дата):
руководителя группы экологии Плутовой Н.М.,
юрисконсульта Богос И.В.,
при секретаре Корчемкиной Е.С.,
а также,
с участием специалиста - руководителя филиала ФБУ (наименование), Ф.,
действующего на основании доверенности (номер) от (дата),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»,(местонахождение), о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем Югорского межрайонного прокурора (дата) возбуждено административное производство по делу об административном правонарушении по признакам ст. 8.2. КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», структурным подразделением которого является ТПП «Урайнефтегаз», осуществляющее свою производственную деятельность на территории Советского района, ХМАО – Югра, на площадке временного размещения нефтешлама, факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка (наименование) (географические координаты (номер)* с.ш.; (номер)*в.д.).
Основанием для возбуждения административного производства по делу послужило нарушение договора аренды земельного участка (номер) от (дата), заключенного с администрацией муниципального образования Советский район, согласно постановления Губернатора ХМАО от (дата) (номер), именно:
- п. п.1.1., 3.2, Договора, согласно которых: «арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельные участки из земель лесного фонда, общей площадью (-) га., под промышленные объекты на (-) месторождении нефти;
при этом, арендатор обязуется эффективно использовать полученный земельный участок в соответствии с целевым назначением, не допуская
ухудшение экологической обстановки на земельном участке, и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности».
В нарушение утвержденного Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 2008г., страница 21, раздела № 3 «Сведения о хозяйственной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы»:
- песок нефтезагрязнённый; шлам очистки трубопроводов и ёмкостей; обтирочный материал, загрязненный маслами;
- раздела 8 таблицы 2.14 «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов»,- последние, по мере образования, вывозятся и размещаются в металлические ёмкости, с целью переработки и обезвреживания без промежуточной стадии хранения.
На момент проверки (дата), работы, на прилегающей территории факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка (наименование), по зачистке нефтезагрязненного грунта, проведены не в полном объеме.
Специалистом Югорского отдела ФГУ (наименование) С.А., было произведено 4 отбора проб почвогрунта и 1 отбор воды, визуально загрязненных нефтепродуктами со специфическим запахом нефтепродуктов, согласно протоколов от (дата), а именно:
- по протоколу (номер), установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве в 707 раз;
- по протоколу (номер) - в 1372 раза;
- по протоколу (номер) – в 1401 раза;
- по протоколу (номер) – в 208 раз;
- по протоколу (номер) – установлено наличие нефтепродуктов в воде массовой долей 13,4 мг/кг.
Заместитель Югорского межрайонного прокурора считает, что проведенной (дата) проверкой установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» (ТПП «Урайнефтегаз»), нарушены требования ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которых:
«отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву».
Прокурор считает, что юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», (ТПП «Урайнефтегаз), имело реальную возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, но не приняло необходимые и своевременные меры по их соблюдению; поэтому в действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, «несоблюдение
экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства».
Прокурор в судебном заседании, доводы, изложенные в постановлении, поддержал и считает, что согласно п. 3 «Арендатор», а именно: «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», несет всю ответственность за ухудшение земель и экологическую обстановку в результате своей хозяйственной деятельности.
Представители юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», в судебном заседании виновными себя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не признали, считают, что производство по делу следует прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, мотивируя следующим:
1. специалистом Югорского отдела (наименование) (дата) отборы проб почвы и воды, сделаны в нарушение требований ст. 26.5 КоАП РФ, а именно:
а) все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества, в нужном количестве и достоверного происхождения;
б) экспериментальные образцы, в необходимых случаях, изымаются с участием специалиста, право отбора проб принадлежит должностному лицу, осуществляющему производство по делу, с обязательным оформлением протокола, в котором указываются необходимые сведения о взятых пробах и образцах, их количестве и характере, условиях, при которых они получены, с отметкой особенности упаковки и т.д.;
в) протокол подписывается как должностным лицом, так и заинтересованным лицом.
Указанное нарушение, совершенное должностным лицом, лишило возможности ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» также произвести отбор проб и повести исследование в независимой лаборатории, поэтому данные доказательства по делу являются недопустимыми, согласно ст. 26.2 КоАП РФ, так как получены с нарушением закона.
2. Заключением начальника Урайского цеха научно – исследовательских и производственных работ (ООО «ЦНИПР»), от (дата) (номер) (л.д.55), отбор проб почвы осуществляется согласно ГОСТов: 17.4.3.01-83, 17.4.02-84 «Почвы. Общие требования к отбору проб»; «Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», в пункте 2.3.2. которого: «для контроля санитарного состояния почвы в зоне влияния промышленного источника загрязнения, пробные площадки закладывают на площади, равной 3 - кратной величине санитарно – защитной зоны.
В проекте системы локального экологического мониторинга окружающей среды территории Ловинского лицензионного участка закреплено:
а) в разделе 4.1.3 «Организация мониторинга атмосферного воздуха», - согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, промплощадка с факельной установкой для сжигания газа относится к 3 классу.
Санитарно – защитная зона для данного объекта составляет 300 м. С учетом этого отбор проб в пункте наблюдения должен проводиться на расстоянии 300 метров от факельной установки.
б) в разделе 4.4 «Мониторинг почв», - все точки отбора проб почвы в районе факелов совмещены с пунктами наблюдений атмосферного воздуха и снежного покрова. Данные пробы почв позволяют определить воздействие факельной установки на загрязнение почвы.
Отбор проб на определение степени загрязнения водной поверхности из углублений, заполненных атмосферными осадками и почвы в непосредственной близости факельной установки, которая постоянно горит, проводить некорректно, так как данная территория является промышленной площадкой.
Следовательно, все результаты по содержанию загрязненных веществ будут явно заведомо завышены.
Данная территория служит как технологический грунт и возможны визуальные признаки нефтяного загрязнения.
Отработанные пробы атмосферных осадков и почвы в зоне постоянной работы факельной установки менее 300м. не соответствуют требованиям вышеперечисленных нормативных документов».
3. Доводы прокурора на то, что юридическим лицом «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» нарушается «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)», утвержденного в (-) году, неосновательные.
Прокурор в своем постановлении ссылается на образование отходов, возникающие при проведении ремонтных работ, тогда как отбор проб почвы, воды и растительности, производился в непосредственной близости от чаши горения факела перед обваловкой нефтяной чаши.
Согласно Перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, в (-) году разрешен выброс 69,814535 тонн углерода (сажи); 0,957512 дигидросульфита (сероводорода), 50,226923 – метана, 495,600573 – углеводородов предельных С1-С5.(л.д.88).
В главе 1 данного «Проекта» указано, что «Проект» содержит:
- «предложения по нормативному образованию и лимитам размещения отходов производства и потребления от основных и вспомогательных производств ((адрес), (адрес));
- количество объектов размещения отходов, количество отходов, подлежащих использованию, размещению по классам опасности для окружающей среды, способы хранения и виды отходов:
а) песок нефтезагрязненный;
б) шлам очистки трубопроводов;
в) обтирочный материал, загрязненный маслами, которые образуются в результате зачистки территории кустовых площадок, при зачистке емкостей
при производстве производственных работ, что не имеет отношение к настоящему делу об административном правонарушении, так как в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления», отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Вышеуказанный перечень вредных (загрязняющих) веществе согласно «Перечня», – не являются отходами производства и потребления, поэтому оснований, для привлечения к административной ответственности ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», по ст. 8.2 КоАП РФ, не имеется.
4. Отбор проб почвы специалистом ФГУ Центра лабораторного анализа, проводился на трех участках с различными координатами, на расстоянии 160 метров от факельной чаши, вместо установленных 300 метров, согласно п. 2.3.2. ГОСТа 17.4.4.02-84 «Метода отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», кроме этого специалистом были нарушены:
- п. 3.1, согласно которого: «точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев или горизонтов методом «конверта», по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы. Количество точечных проб должно соответствовать ГОСТ 17.4.3.01-83.;
- п. 3.3. ГОСТа 17.4.3.01-83, согласно которого «для химического анализа объединенную пробу составляют не менее, чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.» (л.д. 120).
В соответствии с утвержденным Проектом системы локального экологического мониторинга окружающей среды территории Ловинского лицензионного участка», согласно которого: «Отбор проб атмосферного воздуха производится с учетом 300-метровой санитарно-защитной зоны (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2003) (л.д.81).
Представители юридического лица считают, что вместо пяти отбора проб на одном участке, а таковых было 3, необходимо было взять 15 проб почвы и по одной фоновой пробе, что специалистом С. сделано не было, поэтому доказательственное значение по делу результаты исследования, не имеют и являются недопустимыми доказательствами.
Специалист Ф. суду пояснил следующее: специалистом С. пробы почвы, воды, произвел некорректно, с нарушением действующих ГОСТов, без учета наличия санитарно-защитной зоны и в непосредственной близости от факельной чаши, поэтому результаты исследования необходимо подвергнуть сомнению.
Специалист, вместо пяти проб, которые должны суммироваться, отбирал по одной пробе и по каждой из них делал заключение, пробные
площадки специалистом по отбору проб почвы и воды, были произведены без учета площади, равной трехкратной величине санитарно-защитной зоны, поэтому в данном случае он согласен с доводами представителей юридического лица.
Суд, заслушав участников судебного заседания, изучив представленные документы, считает, что привлечение юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства, которые в реальной действительности отсутствуют, то есть, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является незаконным и необоснованным.
Материалами дела об административном правонарушении достоверно установлено, что образцы проб почвы и воды, производились (дата) в непосредственной близости от факельной чаши (фото №№ 5 – 15, л.д. 20-26), то есть, с нарушением указанных ГОСТов и нормативных актов, менее 300 метров от факельной установки, поэтому вина юридического лица по делу об административном правонарушении не доказана.
Оформление всех документов по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», к административной ответственности, работником Югорской межрайонной прокуратуры по загрязнению территории факельной чаши ДНС УПСВ вахтового поселка (наименование) ЦДНГ-7, проводилось не только с нарушениями ГОСТов: 17.4.3.01-83. 17.4.02-84, но и требований ст.ст. 26.5, 26.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, в связи с тем, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, то согласно требованиям ст. 24.5 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», следует прекратить.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 ч. 1 п. 2. п.п. 1 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношение ООО « ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», расположенное по адресу: (-), за несоблюдение экологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства, то есть, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный суд ХМАО – Югры в течение 10-ти суток со дня его вынесения.
Судья А.П. Мыцалов