Р Е Ш Е Н И Е (ЗАОЧНОЕ)
Именем Российской Федерации
01 февраля 2011 годаг.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьиДеева А.В.,
при секретареКомаровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «Краслесавтоматика» об устранении нарушений санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее Управление) обратилось в суд с иском к ОАО «Краслесавтоматика» о признании бездействия ответчика выраженном в неисполнении предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 1924/з от 30.07.2009 года незаконным в отношении неопредленного круга лиц, возложении обязанности на ОАО «Краслесавтоматика» исполнить п.3 предписания № 1924/з от 30.07.2009 г. в части выполнения требования ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 50.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: разработать в соответствии с действующим законодательством: план лабораторных исследований с указанием рабочих мест и периодичности исследований в соответствии с действующим санитарным законодательством в полном объеме; предоставить протоколы лабораторных исследований: физических факторов (освещенность, микроклимат, аэроионный состав воздуха, шум и др.) в срок до 01.02.2011 года. Требования мотивированы тем, что ответчик в установленные сроки не исполнил требования предписания по устранению указанных нарушений санитарного законодательства.
В ходе рассмотрения дела, истец заявленные требования уточнил, просил устранить названные нарушения до 01.06.2011 г.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Статьей 42 Конституции РФ, ст.8 вышеназванного закона от 30.03.1999 года установлено право каждого гражданина на благоприятную среду обитания, обеспечивающееся в первую очередь обязанностью индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства.
В соответствии со ст.51 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Закон) главные государственные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Закона под средой обитания понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия бытии, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека.
Из буквального толкования ст.11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе, осуществлять производственный контроль.
В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе с проведением лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу п. 2. ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
В силу п. 3 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок организации и проведения производственного контроля регламентирован санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение, производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с СП 1.1.1058-01: юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами в ( соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контро-" ля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг ( п. 2.3.).
В силу п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на рабочих местах с целью оценки влияния производства на человека и его здоровье. В соответствии с п. 6.7 Руководства, данные инструментальных замеров оформляются протоколами в соответствии с нормативно-методической документацией, определяющей порядок проведения измерений или протоколами, разработанными на их основе, которые должны содержать следующие данные (наименование подразделения организации, где проводится измерение; дата проведения измерений. Наименование организации, выполняющей измерения, сведения о ее аккредитации, наименование измеряемого фактора, место и средство проведения измерений,нормативноеифактическое значение, заключение о соответствии уровня фактора гигиеническому нормативу); организацию медицинских осмотров; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, иных документов, подтверждающих качество, безопасность готовой продукции и технологий их производства, предусмотренных действующим законодательством; своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Номенклатура, объем, и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п. 2.5 СП 1.1.1058-01).
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (п. 2.6. СП 1.1.1058-01).
Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица (п. 2.7. СП 1.1.1058-01).
Юридические лица представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 2.8. СП 1.1.1058-01).
Как установлено судом, на основании акта о результатах мероприятий по надзору от 28.07.2009 года и выданным в соответствии с ним, предписанием № 1924/з от 30.07.2009 года, ответчику предписано устранить выявленные нарушения п. 3. ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» в части организации и проведения обязательного периодического профилактического медицинского осмотра всех рабочих и служащих, работающих на предприятии в контакте с вредными производственными факторами, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров» и предоставления акта заключительной комиссии по результатам профилактического медицинского осмотра работников. Срок исполнения 01.08.2010 г., нарушение п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями раздела 3 вышеуказанных санитарных правил, срок исполнения 01.08.2010 г., нарушенияп. 1 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 2.1, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля засоблюдениемсанитарныхправиливыполнениемсанитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части осуществления производственного контроля, в том числе с проведением лабораторноинструментальных исследований факторов производственной среды, срок исполнения 01.08.2010 г., нарушение п. 10.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы в части оборудования поставками для ног всех рабочих мест ОАО «Краслесавтоматика», оснащенных ПЭВМ и используемых в работе, срок исполнения 01.08.2010 г.
Как следует из Акта проверки от 18.08.2010 года, нарушения п.3 предписания № 1924/з от 30.07.2009 г. в части выполнения требования ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 50.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не устранены в части разработки в соответствии с действующим законодательством плана лабораторных исследований с указанием рабочих мест и периодичности исследований в соответствии с действующим санитарным законодательством в полном объеме, представления протоколов лабораторных исследований: физических факторов (освещенность, микроклимат, аэроионный состав воздуха, шум и др.) не исполнены.
Оценивая изложенные обстоятельства, представленные доказательства, суд, находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком санитарного законодательства, допущенное ОАО «Краслесавтоматика» незаконное бездействие в части выполнения требования санитарного законодательства в отношении неопредленного круга лиц; принимая во внимание, что ответчик был предупрежден уполномоченным органом о необходимости устранения выявленных нарушений, однако предписание не выполнил; бездействие ответчика создает угрозу для неопределенного круга лиц – граждан, работающих в ОАО «Краслесавтоматика» и может повлечь неблагоприятное для их жизни и здоровья воздействие. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
При определении срока для устранения недостатков, суд полагает, что указанный срок, заявленный истцом, а именно до 01.06.2011 г., является разумных, достаточным для устранения выявленных недостатков.
Принимая во внимание, что истец на основании п/п 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд на основании ст. 103 ГПК РФ (в силу которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований) полагает необходимым взыскать с ответчика в доход государства гос.пошлину по данному делу в сумме 400 рублей ( исходя из требований неимущественного характера и размера, установленного пп.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать бездействие Открытого акционерного общества «Краслесавтоматика» в части не исполнения требований санитарного законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 1924/з от 30.07.3009 г., незаконным в отношении неопределенного круга лиц.
Обязать Открытое акционерное общество «Краслесавтоматика» исполнить требование п.3 предписания № 1924/з от 30.07.2009 г. в части выполнения требования ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 50.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: разработать в соответствии с действующим законодательством: план лабораторных исследований с указанием рабочих мест и периодичности исследований в соответствии с действующим санитарным законодательством в полном объеме; предоставить протоколы лабораторных исследований: физических факторов (освещенность, микроклимат, аэроионный состав воздуха, шум и др.) до 01.06.2011 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Краслесавтоматика» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда, которое будет изготовлено 08.02.2011 года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
ПредседательствующийА.В. Деев