Дело № 2-1833/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2010 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Лис О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действующее в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению предписания.
Требования мотивировал тем, что при проведении истцом дд.мм.гггг года планового мероприятия по надзору в отношении ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий: на территории цеха обнаружены отходы металлолома, отработанные абразивные круги и другие отходы, образующиеся в ходе производственной деятельности, накопление и временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп. Установленный собственником класс опасности отходов предприятия не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п. 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
В связи с выявленными нарушениями в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, дд.мм.гггг года заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения.
дд.мм.гггг года ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения - до дд.мм.гггг года. С целью осуществления проверки исполнения предписания от дд.мм.гггг года истцом дд.мм.гггг года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком не выполнен в полном объеме п.4 предписания в части согласования установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор, класс опасности отходов предприятия не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
По данному факту дд.мм.гггг года мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку п. 4 предписания ХХХХ о дд.мм.гггг года до настоящего времени ответчиком не исполнен, требования санитарных правил являются обязательными для всех юридических лиц, в деятельности которых образуются отходы, просил признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении п. 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор ХХХХ от дд.мм.гггг года противоправным, обязать ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» исполнить п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года в части согласования в соответствии с СП 2. дд.мм.гггг -03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор, а именно: направить для согласования в учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, а именно в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, соответствующие документы по классам опасности отходов, образующихся на предприятии, для получения письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о согласовании классов опасности отходов производства и потребления в срок до дд.мм.гггг года.
В судебном заседании представители истца Коваленко Н А (по доверенности), Епифанов А А (по доверенности) требования поддержали. Представитель ответчика Ли М.В. (по доверенности) исковые требования не признал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из ч.3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.п. 1,2; 1,4; 2.10 «Санитарных правил по определению класса опасности токсичности отходов производства и потребления (санитарные правила СП 2.1.7.1386-03)» правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека; требования правил являются обязательными для всех юридических лиц, занимающихся обращением с отходами производства и потребления; установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
В соответствии с 2.1. «Санитарных правил по определению класса опасности токсичности отходов производства и потребления (санитарные правила СП 2.1.7.1386-03)» отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высоко опасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - мало опасные.
На основании ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Статьей 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разделу 6 «Санитарных правил по определению класса опасности токсичности отходов производства и потребления (санитарные правила СП 2.1.7.1386-03)» для утверждения класса опасности заявитель отхода представляет сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности, с соблюдением следующих требований: наименование отхода должно соответствовать технологическому регламенту; сведения о составе отхода (по компонентам) должны быть представлены с указанием методик его определения и их погрешностей, заверенные руководителем организации, проводившей исследования с указанием документа ее аккредитации; данные по санитарно-гигиеническим и химическим показателям представляют по форме, приведенной в приложении 1 или (и) 7; при расчетном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу; при экспериментальном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных исследований, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу.
Судом установлено, что 24.12.2008 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено, что при проведении плановых мероприятий по надзору в отношении ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» 23.12.2008 года обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: на момент проведения проверки на территории цеха обнаружено хранение в металлических контейнерах отходов металлолома (лом черных и цветных металлов), отработанных абразивных кругов и других отходов, образующихся в ходе производственной деятельности, накопление и временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, относящихся к отходам 1 класса осуществляется в подсобном помещении в упаковке производителя, что является нарушением п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (отходы 1 класса разрешатся хранить исключительно в герметичных оборотных, сменных емкостях); установленный собственником класс опасности отходов предприятия не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
П. 4 предписания должностного лица ХХХХ от дд.мм.гггг года, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ООО «ПО КраМЗ-Техносервис», предписано устранить нарушение п.п. 2.8, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», в части согласования установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, срок исполнения - дд.мм.гггг года.
Постановлением ХХХХ по делу об административном правонарушении от дд.мм.гггг года ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и противоэпидемиологических мероприятий.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от дд.мм.гггг года с дд.мм.гггг года по дд.мм.гггг года по адресу: г. Красноярск, ... проведена проверка в отношении ООО «ПО КраМЗ-Техносервис», которой установлено, что в установленный предписанием срок не устранено нарушение п.п. 2.8., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», в части согласования установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением мирового судьи судебного участка ХХХХ от дд.мм.гггг года ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представители истца пояснили, что при проведении планового мероприятия по надзору в отношении ООО «ПО КраМЗ-Техносервис», расположенного по адресу: г. Красноярск, ..., выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий: на территории цеха обнаружены отходы металлолома, отработанные абразивные круги и другие отходы, образующиеся в ходе производственной деятельности, накопление и временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп; установленный собственником класс опасности отходов предприятия не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п. 2.10 СП 2. дд.мм.гггг -03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». дд.мм.гггг года ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения - до дд.мм.гггг года. В связи с выявленными нарушениями в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, дд.мм.гггг года заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения. С целью осуществления проверки исполнения предписания от дд.мм.гггг года истцом дд.мм.гггг года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком не выполнен в полном объеме п. 4 предписания в части согласования установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор, класс опасности отходов предприятия не согласован. По данному факту дд.мм.гггг года мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку п.4 предписания до настоящего времени ответчиком не исполнен, требования санитарных правил являются обязательными для всех юридических лиц, занимающихся обращением с отходами производства и потребления, просила признать бездействие, ответчика, выраженное в неисполнении п. 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор ХХХХ от дд.мм.гггг года противоправным, обязать ответчика исполнить п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года в срок до дд.мм.гггг года.
Представитель ответчика суду пояснил, что согласно Правилам разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласование классов опасности отходов с органами Роспотребнадзора не вменено в обязанности юридических лиц. Классы опасности отходов ответчиком согласованы с Ростехнадзором в соответствии с ФЗ № 89. Указал, что п. 4 Предписания от дд.мм.гггг года вынесен формально, доказательств, подтверждающих осуществление ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов суду не представлено. Полагал, что дд.мм.гггг года истцом проведена внеплановая проверка в отношении ответчика без законного основания, результаты указанной проверки являются недействительными. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции РФ права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» является юридическим лицом. По результатам проведения планового мероприятия (распоряжение о проведении мероприятий по надзору ХХХХ от дд.мм.гггг года) Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю дд.мм.гггг года установлены нарушения ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе нарушен п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Суд принимает во внимание, что пунктом 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ХХХХ от дд.мм.гггг года ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» предписано устранить нарушение п.п. 2.8, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», в части согласования установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, установлен срок исполнения предписания - до дд.мм.гггг года.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» с дд.мм.гггг года по дд.мм.гггг года установлено, что в установленный предписанием срок не устранено нарушение п.п. 2.8., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». Постановлением мирового судьи судебного участка ХХХХ от дд.мм.гггг года ООО «ПО КраМЗ-Техносервис» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года обязателен для исполнения ответчиком, что установлено постановлением мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г. Красноярска, до настоящего времени указанный пункт предписания не исполнен, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика, классы опасности отходов, образующихся на ООО «ПО КраМЗ-Техносервис», не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, суд полагает возможным признать бездействия ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис», выраженное в неисполнении п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года незаконным, обязать ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» исполнить п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года, в части согласования в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор, а именно: направить для согласования в учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, а именно в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, соответствующие документы по классам опасности отходов, образующихся на предприятии, для получения письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о согласовании классов опасности отходов производства и потребления в срок до дд.мм.гггг года.
Согласно п.4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что постановление мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г. Красноярска при рассмотрении настоящего дела имеет преюдициальное значение по вопросам, что ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» должно было исполнить и не исполнило в установленный срок возложенные на него обязанности по исполнению п. 4 предписания № 3140/з от 27.12.2008 года, в части согласования в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор.
По указанным основаниям, при наличии вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г. Красноярска, суд полагает не обоснованным доводы представителя ответчика о том, что, согласовав классы опасности отходов по Закону РФ № ФЗ-89, у ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» нет обязанности согласовывать классы опасности отходов по Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» № 52- ФЗ.
Нарушение ответчиком санитарно-эпидемиологических правил, кроме вступившего в силу судебного постановления по административному делу, подтверждается материалами проверки ответчика, исследованными в судебном заседании.
К доводу представителя ответчика о том, что ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» за неисполнение предписания привлечено к административной ответственности, удовлетворение исковых требований повлечет повторное привлечение к ответственности за один и тот же проступок, суд относится критически. Так, понуждение ответчика исполнить п. 4 предписания в соответствии со ст. 12 ГК РФ не является мерой ответственности за совершенное правонарушение, а способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц.
По твердому убеждению суда довод ответчика о том, что настоящее дело подсудно рассмотрению Арбитражному суду, не соответствует действующему законодательству. Так, иск заявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем подсуден рассмотрению суду общей юрисдикции по месту нахождения ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению предписания удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис», выраженное в неисполнении п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года, незаконным.
Обязать ООО «Производственное объединение КраМЗ-Техносервис» исполнить п. 4 предписания ХХХХ от дд.мм.гггг года, в части согласования в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» установленного производителем (собственником) класса опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемический надзор, а именно: направить для согласования в учреждение, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, а именно в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, соответствующие документы по классам опасности отходов, образующихся на предприятии, для получения письма Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о согласовании классов опасности отходов производства и потребления в срок до дд.мм.гггг года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
Председательствующий В.В. Демидова