РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2010 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, заявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании незаконной деятельности по эксплуатации объекта без утвержденного проекта, понуждении разработать и утвердить проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу, оформлении разрешения на выброс,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее- ОАО «КПАТП»), требуя признать действия ответчика по эксплуатации объекта без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ незаконными, обязать разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки, установлено, что ответчик в период с дд.мм.гггг г. по настоящее время осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, без проекта предельно-допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), а также ведет к нарушению государственных интересов, просит удовлетворить заявленные требования.
Прокурор в суд не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебном повестки, имеющейся в материалах дела.
Представитель ответчика- Скороделов Д Б (по доверенности ХХХХ от дд.мм.гггг г. сроком по дд.мм.гггг г.) иск не признал, пояснил, что Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан и предоставлен на санитарно-эпидемиологическую экспертизу для выдачи экспертного заключения в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».
Представитель третьего лица- Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в суд не явился, уведомлены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления- судебной повестки; с согласия представителя ответчика дело рассмотрено в отсутствие прокурора, представителя третьего лица.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей, устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно ст. 14 Федерального Закона РФ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающее среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среду, в порядке определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 со ст. 30 вышеуказанного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о государственной регистрации, свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, ОАО «КПАТП» зарегистрировано в ИФНС по Советскому району г. Красноярска дд.мм.гггг г., ХХХХ, ХХХХ, местонахождение: г. Красноярск, ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ХХХХ от дд.мм.гггг г. земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ..., строение 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12, принадлежит на праве собственности ОАО «КПАТП». Хозяйственную деятельность на указанном земельном участке осуществляют ответчик, ООО «Восточное направление», ООО «Южное направление», на основании хозяйственного договора от дд.мм.гггг г.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ОАО «КПАТП» является- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, дополнительные виды деятельности- торговля автотранспортными средствами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность такси, оптовая торговля топливом и т.д.
дд.мм.гггг г. ОАО «КПАТП» было выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения ХХХХ, срок действия которого установлен с дд.мм.гггг г. по дд.мм.гггг г.
В результате проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «КПАТП», выявлено, что предприятие в период с дд.мм.гггг г. по настоящее время осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками без соответствующего разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно- допустимых выбросов, что подтверждается актом от дд.мм.гггг г., заключением Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края ХХХХ от дд.мм.гггг г.
Материалами дела установлено, что ответчик разработал проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и направил его в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» для проведения санитарно- эпидемиологической экспертизы и выдачи экспертного заключения, что подтверждается проектом и заявлением ХХХХ от дд.мм.гггг г., имеющимися в материалах дела. Данный проект до настоящего времени не утвержден, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не получено, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сторона ответчика не оспаривала выявленные нарушения в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды, срок разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения истек дд.мм.гггг г., новое разрешение не выдавалось, ОАО «КПАТП» разработало проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но не предоставило доказательств его утверждения в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора следует удовлетворить частично, признать действия ОАО «КПАТП» по эксплуатации объекта без утвержденного проекта нормативов предельно- допустимых выбросов атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, незаконными, обязать утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно- допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тогда как требования в остальной части оставить без удовлетворения.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в то время как прокурор на основании п.п 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину по данному делу в сумме 4 000 руб. (в порядке ст. 333.19 НК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить частично.
Признать действия ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» по эксплуатации объекта без утвержденного проекта нормативов предельно- допустимых выбросов атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, незаконными.
Обязать ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно- допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
Судья Т.И. Петроченко