№ 2-2786/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2010 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колобанова А.В. о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления неполной информации,
УСТАНОВИЛ:
Колобанов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления неполной информации в письме прокуратуры Советского района г. Красноярска № *** от 21.04.2010г. о направлении его заявления в Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю, просит обязать прокуратуру в кратчайший срок предоставить полную и мотивированную информацию на данное заявление. Ходатайствует о проведении судебного заседания с его участием.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Красноярска- Лукке Т.В., возражала об удовлетворении предъявленных требований, указывая на законность действий прокуратуры в отношении обращения Колобанова А.В.
Представитель заинтересованного лица, Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю- Нероба С.А. (по доверенности № 33/10188 от 25.12.2009г. сроком по 31.12.2010г.), возражая против заявленных требований, пояснила, что на все заявления Колобанова А.В. ему были даны мотивированные ответы, в связи с неоднократными одними и теми же заявлениями, переписка по данному вопросу с заявителем прекращена.
Заявитель Колобанов А.В. содержится под стражей в ХХХ. Разрешая вопрос о личном участии Колобанова А.В. в судебном заседании, суд исходит из следующих обстоятельств. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 №576-О-П, при рассмотрении дел в порядке ст.125 УПК РФ, предусматривающей судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить доступ граждан к правосудию, судебное заседание проводится с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле. Из смысла данной статьи следует, что обязанность суда обеспечить содержащемуся под стражей заявителю возможность непосредственного участия в заседании (в том числе, с целью доведения им до сведения суда своих доводов), возникает в случае, если принимаемое судом решение связано с применением к заявителю мер, сопряженных с его уголовным преследованием, ограничением свободы и личной неприкосновенности). Учитывая, что обращение Колобанова А.В. с заявлением о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления неполной информации не связано с применением указанных выше мер, подано в порядке гражданского производства в связи с нарушением его прав на получение информации, суд, полагая, что право Колобанова А.В. на доведение своей позиции до суда в данном случае может быть реализовано и без его личного участия в судебном разбирательстве, находит возможным рассмотреть дело без участия Колобанова А.В., надлежаще извещенного о времени судебного заседания, приняв во внимание доводы, изложенные в заявлении.
Суд, оценив доводы заявления, письменные пояснения заявителя, выслушав представителя органа, чьи действия обжалуются, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, полагает заявление Колобанова А.В. не подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к действиям должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РФ от 27.04.1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. ст. 4, 15 и 18 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу с. 4 Закона РФ от 27.04.1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд может отказать в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Как установлено в судебном заседании, 08.04.2010г. Колобанов А.В., через администрацию ХХХ, обратился в ПЖР с заявлением № *** о том, что в ***г. он был задержан сотрудниками УФСКН России по Красноярскому краю и доставлен в здание органа дознания оперативной службы УФСКН России по Красноярскому краю, где находился более трех часов. Полагая, что данными действиями были ограничены его конституционные права на свободу передвижения и личную неприкосновенность, просил предоставить ему информацию в части сообщения наименования, номера и даты издания нормативных правовых актов, разрешающих (допускающих) ограничения прав на свободу передвижения и личную неприкосновенность свыше трех часов сотрудниками УФСКН России по Красноярскому краю, после доставления в орган дознания оперативной службы УФСКН России по Красноярскому краю, с указанием пунктов и статей Федеральных Законов. Данное заявление было получено прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска 14.04.2010г.
Письмом от 15.04.2010г. № *** ПЖР направила заявление Колобанова А.Б. для рассмотрения в прокуратуру Советского района г. Красноярска. Копия данного письма направлена в ХХХ для объявления Колобанову А.В.
Письмом от 21.04.2010г. № *** прокуратура Советского района г. Красноярска направила заявление Колобанова А.В., поступившее из ПЖР, для рассмотрения по существу в УФСКН России по Красноярскому краю, где было получено 28.04.2010г., вх. № ***. Копия письма направлена в ХХХ для вручения Колобанову А.В.
06.05.2010г. УФСКН России по Красноярскому краю направило в адрес прокуратуры Советского района г. Красноярска письмо № ***, о том, что по поступившему в их адрес заявлению Колобанова А.В., заявителю неоднократно давались ответы (исх. № *** от 25.03.2010г. и № *** от 28.04.2010г.), и переписка по данному вопросу с ним прекращена, о чем Колобанову А.В. было сообщено письмом исх. № *** от 28.04.2010г. Данное письмо было получено прокуратурой Советского района г. Красноярска 12.05.2010г.
Письмом от 25.03.2010г. № *** УФСКН России по Красноярскому краю Колобанову А.В. по результатам рассмотрения его заявления о предоставлении информации о нормативных правовых актах был дан ответ о том, что деятельность оперативных сотрудников органов наркоконтроля при проведении ОРМ регламентируется Федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ведомственными приказами ФСКН РФ, имеющими гриф секретности. Все действия оперативных сотрудников осуществлялись в рамках оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». При поимке и доставлении заподозренного в совершении преступления лица оперативные сотрудники не лишают его свободы, а временно ограничивают ее. Физическое удержание лица до момента возбуждения уголовного дела и последующего составления протокола задержания нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого. Протокол задержания в соответствии с требованиями УПК РФ составляет следователь (дознаватель) в течение 3-х часов с момента доставления ему лица, заподозренного в совершении преступления.
Письмом от 28.04.2010г. № *** УФСКН России по Красноярскому краю на заявления Колобанова А.В. о производстве личного досмотра и изъятия вещей, последнему было сообщено, что в связи с тем, что по данному вопросу ответ ему уже давался, в соответствии с п.п. «г» п.33 Административного регламента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции «прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», утвержденного приказом ФСКН России от 01.06.2009г. № 260 переписка по данному вопросу с Колобановым А.В. прекращена.
Колобанов А.В. обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления не полной информации ссылаясь на то, что предоставление прокуратурой не полной информации нарушает его права.
В силу п.1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (п. 2 ст. 8 названного закона).
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ст. 8 названного закона).
В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ- единая федеральная централизованная систем органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами, в том числе, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 (в ред. от 10.02.1999 №31-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Оценивая обстоятельства дела, суд учитывает, что Колобанов А.В. обратился с заявлением о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления неполной информации.
Материалами дела установлено, что Колобанов А.В. обратился в ПЖР по вопросу предоставления ему информации в части сообщения наименования, номера и даты издания нормативных правовых актов, разрешающих (допускающих) ограничения прав на свободу передвижения и личную неприкосновенность свыше трех часов сотрудниками УФСКН России по Красноярскому краю, после доставления в орган дознания оперативной службы УФСКН России по Красноярскому краю, с указанием пунктов и статей Федеральных Законов.
Письмом от 15.04.2010г. № *** ПЖР направила заявление Колобанова А.В. для рассмотрения в прокуратуру Советского района г. Красноярска.
В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007г. № 200, обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Прокуратура Советского района г. Красноярска письмом от 21.04.2010г. № *** перенаправила заявление Колобанова А.В., поступившее из ПЖР, для рассмотрения по существу в УФСКН России по Красноярскому краю. Копия данного письма направлена в ХХХ для вручения Колобанову А.В.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что оспариваемые действия прокуратуры совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий данного органа, установленных законом.
Кроме того, суд учитывает, что ранее, на заявления Колобанова А.Н. аналогичного содержания УФСКН России по Красноярскому краю неоднократно давались ответы (исх. № *** от 25.03.2010г. и № *** от 28.04.2010г.), и переписка по данному вопросу с заявителем прекращена, о чем ему было сообщено письмом исх. № *** от 28.04.2010г. Данная информация была доведена УФСКН России по Красноярскому краю до прокуратуры Советского района г. Красноярска письмом от 06.05.2010г.
Учитывая, что других доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми действиями ущемлены права и законные интересы заявителя, не представлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Колобанова А.В. и полагает необходимым его заявление оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные Колобановым А.В. требования о признании незаконным бездействия прокуратуры Советского района г. Красноярска в части предоставления неполной информации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
Судья Т.И. Петроченко