РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2010 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жилищного накопительного кооператива «Кульбытстрой-ДОМ» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС № 23 по Красноярскому краю, понуждении в производстве регистрационных действий,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный накопительный кооператив «Культбытстрой-ДОМ» (ЖНК) обратился в суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС № 23 по Красноярскому краю (МИФНС № 23) № *** от ***г., в соответствии с которым им было отказано в регистрации изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, понуждении налогового органа в регистрации указанных изменений. Свои требования заявитель мотивировал тем, что на основании протокола собрания правления ЖНК № *** от ***г. принято решение об исключении из членов кооператива лиц, продавших свой пай другим лицам или внесших пай полностью и получивших соответствующее жилое помещение. При обращении в МИФНС №23 с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регистрирующим органом было вынесено оспариваемое решение со ссылкой на то, что паспорт гражданки Жуковой М.М является недействительным. Поскольку данный отказ является незаконным и нарушающим права ЖНК, так как фактическое членство Жуковой М.М. в ЖНК прекращено, она уже не вносит какие-либо взносы в ЖНК, однако юридически считается членом кооператива, заявитель обратился в суд с данными требованиями.
В судебном заседании представитель заявителя - Андреева А.И. (по доверенности № 69 от 02.11.2009г. сроком по 01.11.2012г.), заявленные требования поддержала, пояснив, что в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым, одним из оснований для отказа в государственной регистрации служит непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, тогда как ими были представлены все необходимые документы. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено прав налогового органа по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы и сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы участниками юридического лица и положений по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № 23 по Красноярскому краю- Чебыкина А.А. (по доверенности № 04-13/27858 от 02.11.2009г., сроком на один год), требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемое решение МИФНС является законным, поскольку заявителем были представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения в отношении вышеуказанных граждан, что не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, ЖНК было отказано в регистрации внесения предоставленных ими изменений.
Заинтересованное лицо Жуковская М.М., не возражая об удовлетворении заявленных требований, пояснила, что вступила в ЖНК в ***г. в связи с покупкой квартиры, в оплату ее стоимости вносила денежные средства в ЖНК, в ***г. она заключила договор долевого строительства на квартиру с ХХХ, куда были переведены внесенные ею в ЖНК паевые взносы. В настоящее время членом кооператива она не является, также пояснила, что действительно обменяла паспорт по достижении 45-летнего возраста, новый паспорт получила ***г
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Жилищного накопительного кооператива «Культбытстрой-ДОМ» подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. «А» ч.1 ст. 23 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 года ( в ред. 19.07.2009 года), отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно ч.1 ст. 17 вышеназванного ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменения в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документы об уплате государственной пошлины.
Данный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из содержания ч.2 ст. 17 вышеназванного ФЗ РФ следует, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 19.06.2002 №439 (в ред. от 27.07.2007) утверждена форма заявления №Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ».
Согласно п.4 указанного постановления методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных настоящим постановлением, разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@, принятым на основании п.4 указанного выше постановления, утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. В разделе 5 данного нормативного акта регулируется порядок заполнения заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и разъясняется, что заявление №Р14001 заполняется юридическим лицом, в том числе, при изменении состава участников или смене руководителя.
Из толкования изложенных выше норм следует, что для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений при изменении состава участников общества или руководителя представляется только заявление по форме №Р14001, без каких-либо документов, подтверждающих эти сведения.
Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, а также Устава Жилищно-накопительный кооператив «Культбытстрой-ДОМ» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлен на налоговый учет в качестве юридического лица *** года (ОГРН ***, ИНН ***).
Согласно заявлению о принятии в члены кооператива от ***г. и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № *** от ***г., в качестве участника ЖНК, в том числе, указана гражданка Жуковская М.М. (с указанием паспортных данных).
Протоколом собрания правления ЖНК «Кульбытстрой-ДОМ» № *** от ***г. принято решение об исключении из членов кооператива лиц, внесших паевой взнос в полном размере и получивших соответствующее жилое помещение в собственность, а также передавших пай другому члену кооператива или третьему лицу. В числе данных лиц указана Жуковская М.М.
17.11.2009 года ЖНК «Культбытстрой-ДОМ» представило в МИФНС № 23 заявление (вх.№ ***) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы с приложением протокола собрания правления ЖНК № *** от ***г. Представленное ЖНК заявление составлено по установленной законом форме № Р 14001 и удостоверено нотариально.
На основании решения № ***, 24.11.2009г. МИФНС №23 было отказано ЖНК «Кульбытстрой-ДОМ» в государственной регистрации изменений со ссылкой на то, что в предоставленном заявлении по форме № Р14001 на стр. 10 листа Д указаны паспортные данные Жуковской М.М., однако согласно сведениям, полученным из территориального органа УФМС, данный паспорт является недействительным.
МИФНС № 23 направило запрос № *** от 05.08.2009г. в ХХХ о предоставлении паспортных данных на Жуковскую М.М. Из полученного налоговым органом ответа № *** от 15.08.2009г., следует то, что Жуковская М.М. ***г. произвела замену паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста.
Согласно предварительного договора о порядке накопления средств для приобретения жилого помещения № *** от ***г., заключенного между Жуковской М.М. и ЖНК, последний обязался заключить с Жуковской М.М. договор купли- продажи квартиры, после внесения ею 70 и более процентов стоимости жилого помещения; ***г. соглашением сторон указанный договор расторгнут, по причине выхода Жуковской М.М. из кооператива и перевода денежных средств, накапливаемых по договору на уплату взноса на другую квартиру по договору долевого строительства № *** от ***г., заключенному между Жуковской М.М. и ХХХ, что и явилось основанием для исключения ее из состава участников ЖНК.
Оценивая представленные доказательства, суд находит доводы представителя МИФНС №23 несостоятельными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень основания для отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа является непредставление определенных настоящим ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не установлено.
Представленное ЖНК заявление соответствовало требованиям ст. 17 вышеназванного ФЗ, поскольку содержало все сведения, предусмотренные данной формой, удостоверено нотариально, что также подтверждено копией исследованного в судебном заседании регистрационного дела заявителя. Указанный в ст.17 ФЗ перечень документов является исчерпывающим, в силу ч.4 ст.9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на регистрирующий орган не возложена.
Довод представителя МИФНС №23 о том, что представление недостоверных сведений об участнике ЖНК является основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, также подлежит отклонению. Статьей 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К доводу представителя МИФНС №23 о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок для подачи заявления об оспаривании решения налогового органа, предусмотренный п.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Материалами дела установлено, что решение об отказе в государственной регистрации № *** вынесено ***г., получено заявителем 25.11.2009г., заявление о признании недействительным указанного решения было направлено в адрес суда 19.02.2010г., о чем свидетельствует штамп почтового отделения №*** на конверте, таким образом, срок исковой давности заявителем не пропущен.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, принимая во внимание то, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения оспариваемого действия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия; учитывая, что заявление о государственной регистрации изменений по форме № Р14001 было представлено ЖНК в регистрирующий орган в соответствии с данными участников кооператива, указанными в ЕГРЮЛ; учитывая, что на МИФНС № 23 не возложена обязанность по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы; действующим законодательством предусмотрена ответственность заявителя за предоставления недостоверных сведений вносимых в учредительные документы; таким образом, установление недостоверных данных не может служить основанием для отказа в государственной регистрации изменений, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования Жилищного накопительного кооператива «Культбытстрой-ДОМ» и признать недействительным решение МИФНС № 23 по Красноярскому краю № *** от ***г., обязав МИФНС № 23 по Красноярскому краю внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о ЖНК «Культбытстрой-ДОМ», не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от *** года за № ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС №23 по Красноярскому краю № *** от ***г. «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов».
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 23 по Красноярскому краю внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения, касающиеся сведений о ЖНК «Культбытстрой-ДОМ», не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от *** года за № ***.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
Судья Т.И. Петроченко