Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бех О.В.
при секретаре Хаменковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой Ольги Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в трудовой стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Самойлова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет, включении в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, ссылаясь на то, что указанные периоды необоснованно не приняты ответчиком к зачету на соответствующих видах работ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку наименование должности и учреждений, в которых работала истица, не предусмотрены Списком № от ДД.ММ.ГГГГ Истица не согласна с данным решением. На основании изложенного, истица просит суд отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, включить названные периоды в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, обязать ответчика назначить пенсию истице с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица иск поддержала. Представитель ответчика Мясоедова М.И. иск не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее- закон № 173- ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам,не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГработала в должности <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 закона № 173 – ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По данным ответчика на ДД.ММ.ГГГГ стаж на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 27 закона № 173 – ФЗ составил 09 лет 10 месяцев 03 дня.
При этом, ответчикомне были приняты к зачету периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности <данные изъяты> поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По данным Краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- <данные изъяты>»,на основании приказа ГОРОНО № от ДД.ММ.ГГГГ Вспомогательная школа – интернат № переименована в <данные изъяты>», затем на основании распоряжения Совета Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ №-рпереименовано в Краевое государственное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья «<данные изъяты> 6», затем по приказу Министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья «<данные изъяты>»; истица действительно работала во вспомогательной школе – интернате № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; представить ведомости начисления истцу заработной платы за указанный период работы, штатное расписание за 1983- 1984г., должностную инструкцию учителя, воспитателя, учителя- воспитателя, положение об учреждении, действовавшее в 1983- 1984г., - не имеют возможности, так как документы находились в Централизованной бухгалтерии Советского района, сгорели во время пожара в феврале 1989г.; представитьсведения о характеристике выполняемой истицей работы в указанный период не имеют возможности, так как в учреждении отсутствуют должностные обязанности по данной должности, действовавшие в 1983- 1984гг.
По данным МУЗ «<данные изъяты>», истица работает в МУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, работа в период после ДД.ММ.ГГГГ протекала в данном учреждении в должности <данные изъяты> Должность <данные изъяты> по штатному расписанию относится к общеполиклиническому немедицинскому персоналу. Была занята в данной должности на полную ставку.
Согласно должностной инструкции логопеда МУЗ «<данные изъяты>», на должность <данные изъяты> назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование; основными задачами <данные изъяты> является оказание специализированной помощи детям- логопатам.
По данным Министерства образования и науки Красноярского края, министерство не имеет данных об основаниях включения должности <данные изъяты> в штатное расписание детской поликлиники №, городской детской больницы №; на основании постановлении Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно- квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» <данные изъяты> относится к работникам учреждений и организаций образования РФ.
По данным Главного управления здравоохранения Администрации г. Красноярска, согласно п. 1.4 приложения № приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» должность <данные изъяты> в детских поликлиниках относится к педагогическому персоналу. Должности <данные изъяты> для оказания амбулаторно- поликлинической помощи устанавливаются в зависимости от объема работ на основании п.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек».
Истица суду пояснила, что за весь период деятельности в должности <данные изъяты> она работала с полной педагогической нагрузкой (на ставку), выполняла педагогическую деятельность, направленную на воспитание детей, коррекцию речи воспитанников. Истица полагает, что наименование учреждения соответствует списку № («школы- интернаты всех наименований»). Кроме того, в соответствии со структурой и штатной численностью работников МУЗ <данные изъяты> должность «<данные изъяты>» относится к общеполиклиническому немедицинскому персоналу, поэтому истица не может претендовать на медицинские льготы в системе здравоохранения, так как фактически работает педагогом. Истица имеет аттестационную категорию «<данные изъяты>», прошла курсы повышения квалификации.
Ответчик поддержал доводы, изложенные в решении об отказе в досрочном назначении пенсии.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463.
Согласно пункту 3 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заявленный истцом к зачету в педагогический стаж, относился к тому времени, когда действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и действовавший до ДД.ММ.ГГГГ
В данный Перечень входит должность (педагог-воспитатель) и учреждение(школы - интернаты и школьные интернаты всех наименований), соответствующие месту работы и должности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(<данные изъяты>).
При этом, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, согласно которой, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ (Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать ответчика включить истице период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Рассматривая требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в детской поликлинике <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, суд учитывает следующее.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иПравила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке.
В данном списке должностей и учреждений имеется должность «<данные изъяты>», однако, в пункте 1.14 раздела «наименование учреждений» отсутствует учреждение «детская поликлиника».
Таким образом, в отношении работы истицы в должности<данные изъяты> не выполняется условие пункта 3 Правил по наименованию учреждения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, с учетом вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Поскольку утвержденный Правительством список № не содержит в пункте 1.14 раздела «наименование учреждений» указаний на детские поликлиники, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части требования о включении в льготный стаж истицы периодов работы в должности <данные изъяты>.
Суд также принимает во внимание данные Агентства труда и занятости Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, различие в работе <данные изъяты> и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных списком, обусловлено не характером работы <данные изъяты>, а разным контингентом детей, с которыми проводится учебно- коррекционная работа. В связи с тем, что установление досрочной пенсии педагогам обусловлено наименованием должностей и наименованием учреждений, в которых они работали, и не связано с условием труда работников, проведение экспертизы условий труда истицы не требуется.
Довод истицы о том, что согласно списку № от 17.12. 1959г., работа в должности <данные изъяты> подлежала включению в льготный стаж, судом не принимается, поскольку названный список действовал до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как предметом спора являются периоды работы, выполняемой истицейпосле ДД.ММ.ГГГГ : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Довод истицы о противоречии списка № в указанной части Конституции РФ, не имеют по данному делу правового значения, так как проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства РФ отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и не может осуществляться судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
Материалами дела установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ стаж истицы на соответствующих видах работ по пп. 19 п. 1 ст. 27 закона № – ФЗ составил 09 лет 10 месяцев 03 дня, согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ В данный стаж подлежит включению период работы истицы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(01.00.07). Таким образом, стаж истицы на соответствующих видах работ составит 10 лет 10 месяцев 10 дней. Данного стажа не достаточно для назначения пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 закона № – ФЗ.
При таких обстоятельствах, иск в части требования о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Самойловой Ольги Владимировны удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить Самойловой Ольге Владимировне период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Иск в оставшейся части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
ПредседательствующийБех О.В.