РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пешковой Татьяны Дмитриевны к администрации г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, постановке на регистрационный учет,
УСТАНОВИЛ:
Пешкова Т.Д. обратилась в суд с первоначальным иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности на помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что на основании договора о предоставлении жилой площади в резервном фонде, находящемся на балансе МП УК «Дирекция муниципальных общежитий», заключенного ДД.ММ.ГГГГ между сторонами, она проживает в спорном помещении, состоящем из 2-х комнат № № по <адрес>, оплачивает коммунальные услуги. Названное общежитие передано в муниципальную собственность. Просила удовлетворить исковые требования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Пешковой Т.Д. было оставлено без рассмотрения (в порядке п. 7 ст. 222 ГПК РФ).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ определение суда от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении искового заявления Пешковой Т.Д. без рассмотрения отменено, возобновлено производство по делу.
Письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просит признать право пользования спорным помещением на условиях договора социального найма, постановке на регистрационный учет.
В судебном заседании представители истца - Болтухина Н.Б. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), Пешков А.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), требования поддержали, пояснили, что истец с 2009г. проживает одна в спорном помещении. Истец в суд не явилась, уведомлена своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель администрации г. Красноярска- Лебединский Ю.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке передоверия по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), представляющий также интересы третьего лица, МП ДМО, полагал об удовлетворении требований.
Из отзыва администрации г. Красноярска, ранее направленного в суд, следует, что решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях договора социального найма уполномоченным органом не принималось, договор социального найма не заключался, а представленный договор найма жилого помещения заключен лицом, не уполномоченным на предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма, кроме того, истец не признана в установленном законом порядке нуждающейся в получении (улучшении) жилищных условий, указывая на то, что постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду», жилые помещения здания общежития по <адрес>, отнесены к жилым помещениям в общежитиях. Просили в иске отказать (л.д.35-39).
Представители третьих лиц- администрации Советского района г. Красноярска, МП «Центр приватизации жилья», Управления Росреестра по Красноярскому краю, отдела УФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г. Красноярска, в суд не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, заявлениями, направленными в суд, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Директор МП «Центр приватизации жилья»- Ергунова Л.В., возражая об удовлетворении требований, в отзыве, направленном в суд, указала, что спорное помещение, находящееся по <адрес>, отнесено к специализированному жилищному фонду- жилым помещениям в общежитиях, ссылаясь при этом на постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ
С согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям:
В силу ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 63 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между МП УК «Дирекция муниципальных общежитий» в лице генерального директора ПСА и истцом Пешковой Т.Д., являющихся родственниками, был заключен договор о предоставлении жилой площади в резервном фонде, находящемся на балансе МП УК «Дирекция муниципальных общежитий», согласно которого Дирекция предоставляет нанимателю за плату во временное пользование спорное помещение, обозначенное как 2 комнаты № б/н (100), общей площадью 30 кв.м. (п.1.1.-1.2). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.5.1).
Суд принимает во внимание, что пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения приватизируемых предприятий», в том числе ОАО «КЗ, установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной собственности, в состав приватизируемых предприятий не могли быть включены объекты жилищного фонда, указанные объекты должны были быть и находится в ведении администрации по месту расположения объекта.
По данным администрации г. Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений, Управления Росреестра, строение по <адрес>, является общежитием (специализированный жилищный фонд), включено в Реестр муниципальной собственности на основании распоряжения администрации г. Красноярска №-недв. от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью, в том числе, по <адрес> в хозяйственное ведение (на баланс) МП г. Красноярска «Дирекция муниципальных общежитий», ранее принадлежавшее ОАО «КЗ»; спорное помещение не числится в Реестре муниципальной собственности. Жилые помещения в <адрес> <адрес> в <адрес> отнесены к специализированному жилищному фонду- жилым помещениям в общежитиях.
По выписке из домовой книги, в четырехкомнатной <адрес>, общей площадью 82,50 кв.м., принадлежащей на праве собственности Пешкову А.С., с 2004г. зарегистрированы: Пешков А.С., Пешкова Т.Д. (истец), ПАА, ДД.ММ.ГГГГг.р., ПДА, ДД.ММ.ГГГГг.р (л.д.23).
Брак Пешкова А.С. и Булич Т.Д. (после брака- Пешкова) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, брак не расторгнут, о чем подтвердил в судебном заседании Пешков А.С. и ранее Пешкова Т.Д. Соглашение о разделе общего имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ, представленного Пешковым А.С., не принимается, поскольку раздел имущества предметом данного иска не является.
Согласно выписке из технического паспорта, из мест общего пользования- комнаты воспитателя и учебной по <адрес>, образовано изолированное помещение № площадью 30 кв.м., после самовольной перепланировки- жилая комната площадью 11.2 кв.м. и жилая площадью 18.8 кв.м; адресация спорного помещения не проводилась.
Суд учитывает, что в силу ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления, тогда как решение органа местного самоуправления о переводе спорного нежилого помещения в жилое, истцом в суд не представлено.
Свидетели ЧЕВ, ГВФ пояснили, что с истицей лично не знакомы, в спорном помещении не были, в суд пришли, потому, что их попросили.
Оценивая доказательства по делу, суд учитывает, что на возникшие правоотношения распространяется действие норм Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005г.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, договор социального найма, заключенный между собственником жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный или уполномоченный орган местного самоуправления, либо управомоченным им лицом (наймодатель) и гражданином, в настоящее время является единственным документом, дающим право на вселение в жилое помещение. В основании заключения договора социального найма лежит решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из смысла указанной нормы следует, что собственниками жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда могут быть Российская Федерация и муниципальное образование (ст. ст. 212-215 ГК РФ).
Указанные публично- правовые образования непосредственно не участвуют в договорных отношениях, в том числе, наймодателями, и как правило, стороной по договору, следовательно, наймодателем по договору социального найма выступают соответствующие органы (государственные или муниципальные) или управомоченное им лицо на основании заключенного с ним договора.
Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об управлении муниципальным жилищным фондом г. Красноярска» предусмотрено, что наймодателем жилого помещения от имени г. Красноярска по договору социального найма жилого помещения, выступает администрация соответствующего района в городе, в рассматриваемом случае- администрация Советского района г. Красноярска, которая вправе передать полномочия по заключению договоров социального найма управляющей компании, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, на основании соответствующего договора поручения.
Анализируя представленные доказательства, суд полагает, что Пешкова Т.Д. не приобрела право пользования спорным помещением на условиях договора социального найма- № по <адрес>, поскольку договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен МП УК «Дирекция муниципальных общежитий», которой право на заключение договоров социального найма делегировано не было, что подтверждается отзывом представителя администрации г. Красноярска, ранее пояснениями представителя администрации Советского района г. Красноярска о том, что полномочия Дирекции муниципальных общежитий по заключению договоров социального найма, в том числе, с Пешковой Т.Д. не передавались, что администрацией решение о предоставлении Пешковой Т.Д. спорного помещения не принималось, в связи с чем, довод стороны истца о том, что истец проживает в данном помещении на основании договора о предоставлении нанимателю спорного помещения в резервном жилом фонде, находящемся на балансе МП УК «Дирекция муниципальных общежитий», поэтому приобрела право пользования помещением на условиях договора социального найма, несостоятелен.
Кроме того, суд учитывает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, тогда как истец в очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях не состояла, малоимущим гражданином признана не была, что подтверждается ответом администрации Советского района г. Красноярска (л.д.88) и не оспаривалось стороной истца в судебном заседании.
В соответствии с положениями статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Красноярска № «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду», жилые помещения здания общежития по <адрес>, отнесены к жилым помещениям в общежитиях.
Из изложенного следует, что спорное помещение было отнесено собственником (администрацией г. Красноярска) к жилым помещениям в общежитиях до предоставления истцу спорного помещения и до вселения истца в это помещение.
Довод стороны истца о том, что Пешкова Т.Д. оплачивает жилищную услугу с ноября 2009г. и на нее открыт финансово-лицевой счет, не может быть положен в основу решения об удовлетворении заявленных требований, как не имеющий (в данном случае) правового значения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец вселена в спорное помещение без законных оснований, суд полагает в удовлетворении требований Пешковой Т.Д. о признании права пользования помещением № по <адрес>, оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пешковой Татьяны Дмитриевны к администрации г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением- квартирой № № в <адрес> на условиях договора социального найма, постановке на регистрационный учет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
СудьяТ.И. Петроченко