дело № 2-1258/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пиго И.М.,
с участием заявителя Устян Ю.М.,
представителя заинтересованного лица УФМС по Красноярскому краю Головушкиной Ю.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ)
при секретаре Гусевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Устян Ю.М. о признании незаконным решения УФМС России по Красноярскому краю об отказе в выдаче вида на жительство,
У С Т А Н О В И Л:
Устян Ю.М. обратился в суд с заявлением к УФМС России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в выдаче вида на жительство, в обосновании указал на то, что при обращении в УФМС по Красноярскому краю он предоставил в качестве документа, подтверждающего отсутствие у него гражданства, паспорт гражданина СССР и справку № МЮ Грузии, о том, что он удостоверения личности и национальный паспорт гражданина Грузии не получал. УФМС России по Красноярскому краю приняло у него заявление, как от лица без гражданства. При проведении проверки документов государственный орган направил запрос в СИГ, которая в своем ответе сообщила, что согласно заключению МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ Устян Ю.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Грузии. Вместе с тем конкретных доказательств получения им удостоверения личности или национального паспорта гражданина Грузии указанный ответ не содержит, в связи с чем, его следует считать усмотрением или мнением МЮ Грузии и не может быть положено в основу решения о выдаче вида на жительство, в противном случае это противоречило бы положениям п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации и ст. 3, 10 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако УФМС России по Красноярскому краю считая указанный ответ более поздним, а, следовательно, достоверным, принял решение об отказе в выдаче вида на жительства как лицу без гражданства на основании пп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. Также заявитель указывает на то, что он проживает на территории Российской Федерации с 1990 года, имеет постоянную регистрацию, работает. Просил решение № 9571 от 20 июля 2010 года УФМС России по Красноярскому краю об отказе в выдаче вида на жительство признать незаконным и не обоснованным, обязать государственный орган устранить нарушение его прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче ему вида на жительство.
Заявитель Устян Ю.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал суду пояснения, соответствующие заявлению.
Представитель УФМС России по Красноярскому краю Головушкина Ю.С. возражала против удовлетворения заявленных Устян Ю.М. требований, суду пояснила, что на основании официального ответа уполномоченного органа республики Грузия было установлено, что Устян Ю.М. является гражданином иностранного государства – Грузии. Полагала, что при обращении для получения вида на жительство, заявитель указал о себе заведомо ложные сведения. Наличие справки о том, что Устян Ю.М. не получал паспорт республики Грузия не является основанием для удовлетворения требований, поскольку решение об отказе в выдаче вида на жительство было принято на основании полученного официального ответа из СИГ, а так же на основании заключения МЮ Грузии о наличии у заявителя гражданства Грузии. В связи с чем, полагала, что решение УФМС России по Красноярскому краю от 20.07.2010 г. является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица УФМС по Советскому району г. Красноярска в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования Устян Ю.М. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица или служащего, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно положениям ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно п. 1 ст. 2 Закона вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Из п. 5 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ следует, что порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» установлено, что вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.
До 22 мая 2002 года действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 290 "О распространении действия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии", согласно которому граждане бывшего СССР, прибывающие из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии, обязаны были зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация по месту жительства либо документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства, в соответствии с п. 2 вышеуказанной Инструкции рассматриваются как разрешение на временное проживание.
В соответствии со пп. 4 п. 1 ст. 9 ФЗ от 25.07.2002 г. вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Как установлено судом, Устян Ю.М. обратился с заявлением в УФМС по Красноярскому краю для получения вида на жительство, с целью дальнейшего получения гражданства России, в заявлении указал, что является по национальности армянином, гражданство не имеет, является лицом без гражданства, состоит в браке, имеет двоих детей, которые вместе с супругой зарегистрированы и проживают в Грузии, <адрес>. В качестве документа удостоверяющего личность предоставил паспорт СССР №, выданный ОВД Грузинской ССР от 11 апреля 1984 года. Так же заявитель предупреждался о возможности отказа в выдаче вида на жительство, в случаях предусмотренных ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Устян Ю.М. подтвердил своей подписью подлинность представленных документов и достоверность изложенных в них сведений.
На момент проведения проверки представленных документов из СИГ поступило сообщение, что согласно заключению МЮ Грузии № от ДД.ММ.ГГГГ Устян Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. считается гражданином Грузии.
В соответствии с заключением инспектора УФМС России по Красноярскому краю установлено, что при заполнении заявления о выдаче вида на жительство в п. 3 на вопрос «Гражданство какого иностранного государства имеете в настоящее время (имели прежде)» Устян Ю.М. указал, что является лицом без гражданства, однако при выяснении принадлежности заявителя к гражданству республики Грузия, было установлено, что Устян Ю.М. является гражданином Грузии, таким образом, заявитель указал о себе заведомо ложные сведения.
Из ответа на запрос в МЮ Грузии следует, что Устян Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Грузии.
В соответствии со справкой, выданной МЮ Грузии от ДД.ММ.ГГГГ, Устян Ю.М. не получал удостоверение личности и национальный паспорт гражданина Грузии.
Представитель заявителя Садыгов Д.Л.о. ранее в судебных заседаниях пояснял, что в действительности Устян Ю.М. не является гражданином Грузии, поскольку наличие гражданства может быть подтверждено только паспортом гражданина иностранного государства. Перечень документов, предоставляемых для получения вида на жительство, является исчерпывающим, требовать иных документов запрещается. В связи с чем, запрашивать сведения о принадлежности к гражданству иного государства равносильно тому, что предъявлять требование предоставить иные документы, чем перечислено в законе. Законодательство Грузии не подлежит применению на территории Российской Федерации. В связи с чем, использование справки иностранного государства равносильно тому, что применять законодательство Грузии. Заявителем был предъявлен паспорт гражданина СССР, иных документов он не должен предоставлять, а государственный орган не вправе истребовать дополнительные документы. Имеются доказательства того, что гражданство другого государства заявитель не получал, поэтому он является лицом без гражданства. В связи с чем, решение УФМС России по Красноярскому краю вынесено не законно.
Заявитель Устян Ю.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие с 23.04.1996 г. по настоящее время, что следует из справки администрации <адрес> от 17.12.2009 г.
Фактически проживает в г. Красноярске по адресу: <адрес>, что следует из договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, а так же показаний свидетеля М.Г., которая пояснила, что она сдала в аренду Устяну Ю.М. комнату на длительный срок, ей известно, что он не проживает по регистрации, поскольку в <адрес> нет работы.
В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 9 Закона оснований для отказа в выдаче вида на жительство
Согласно п. 51 Приказа Федеральной Миграционной службы России от 29.02.2008 г. № 41 «Об утверждении административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» сотрудник, принявший заявление и прилагаемые документы к рассмотрению, проводит необходимую проверку для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство. В этих целях в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа или его заместителем, в налоговые органы, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче вида на жительство и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место жительства или учета по месту пребывания, источник средств существования, место работы.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что Устян Ю.М. въехал на территорию Российской Федерации, и встал на регистрационный учет с 23.04.1996г. Обратился в Территориальный орган УФМС России по Красноярскому краю 26.01.2010 г. с заявлением о выдаче вида на жительство, в котором указал, что является лицом без гражданства. В ходе проведенной проверки документов государственным органом установлено, что он является гражданином Грузии. Таким образом, заявителем были предоставлены заведомо ложные сведения о себе.
Довод заявителя о том, что территориальный орган не вправе был требовать предоставления иных документов, не принимается судом во внимание, поскольку территориальным органом при приеме документов от заявителя были истребованы только те документы, которые включены в перечень, утвержденный положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Запрос, направленный в СИГ, является одним из мероприятий по проверке достоверности представленных заявителем документов.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений норм действующего законодательства УФМС России по Красноярскому краю при принятии решения об отказе в выдаче вида на жительство, в связи с чем, в удовлетворении заявления Устян Ю.М. о признании незаконным решения УФМС по Красноярскому краю об отказе в выдаче вида на жительство, и возложении обязанности на госорган устранить нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче вида на жительство, надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 257, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Устяна Ю.М. о признании незаконным решения № от 20 июля 2010 года УФМС России по Красноярскому краю об отказе в выдаче вида на жительство, и возложении обязанности на госорган устранить нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче вида на жительство, - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения - 05 марта 2011 года.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.