Дело № 2-545/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г.г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
В составе председательствующего судьи Максимчук О.П.
При секретаре Серветник И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова Игоря Аркадьевича к Министерству внутренних дел РФ в лице ФГОУ ВПО «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ» (далее по тексту Институт) о понуждении предоставить в собственность жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов И.А. обратился в суд с иском к Институту о взыскании 1500000 руб. Свои требования мотивирует тем, что с мая <данные изъяты> по контракту проходит службу у ответчика в должности <данные изъяты> в звании <данные изъяты> По условиям контракта ответчик принял на себя обязательство в срок до 01.11.2007г. оказать ему безвозмездную финансовую помощь в размере 1500000 млн. руб. для приобретения квартиры с целью улучшения социально-бытовых условий. Обязательство ответчик не исполнил, финансовая помощь до настоящего времени ему не оказана.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, определив их к Министерству внутренних дел РФ в лице ФГОУ ВПО «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ», просит обязать ответчика предоставить ему в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат.
Требования истца рассматриваются в объеме измененных исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ.
В судебном заседании истец, его представитель Шубадерова Е.В. (доверенность от 16.10.2010 г.) требования поддержали.
Представители ответчика Галимова М.А. (доверенность от 20.01.2011 г.), Яковлева О.В. (доверенность от 24.12.2010 г.), исковые требования не признали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ либо односторонне изменение обязательства не допускается.
Согласно ч. 2 ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Судом установлено, что приказом <данные изъяты> Смирнов И.А. принят на работу в Институт на должность <данные изъяты> на кафедру <данные изъяты> СибЮИ МВД России сроком на 5 лет.
<данные изъяты> между МВД РФ в лице Института и Смирновым И.А. заключен контракт, по условиям которого, Смирнов И.А. принят в Институт на кафедру <данные изъяты> СибЮИ МВД России на должность <данные изъяты> на 5 лет. Пунктом 6 дополнительных условий контракта Институт обязался обеспечить Смирнова И.А. и членов его семьи благоустроенным жилым помещением, состоящим из трех комнат к сентябрю 2004 г.
В соответствии с письмами Правового департамента от <данные изъяты> на имя начальника Института направление расходования средств бюджетного учреждения устанавливаются в зависимости от источника их получения в бюджетной смете или генеральном разрешении. Использование денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности на цели, не предусмотренные генеральным разрешением, незаконно.
Согласно справке от <данные изъяты> Смирнов И.А. в списке очередников, нуждающихся в предоставлении жилья, улучшении жилищных условий за период службы и по настоящее время не состоит.
Из материалов дела следует, что Смирнов И.А. состоит в зарегистрированном барке со С. от брака имеет несовершеннолетнего сына А.., <данные изъяты> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, является собственником <данные изъяты> доли в жилом доме со служебными постройками по адресу: <адрес>; объектов недвижимого имущества, расположенных в г.Красноярске в собственности не имеет.
Истец, поддерживая заявленные требования, суду пояснил, что с <данные изъяты> проходит службу в органах внутренних дел, имеет ученое звание <данные изъяты> В <данные изъяты> был приглашен для прохождения службы в Институте, с условием предоставления благоустроенного жилья. <данные изъяты> заключил с Институтом контракт, по которому принят на должность <данные изъяты> <данные изъяты> контракт был перезаключен в связи с переходом на должность <данные изъяты> Пунктом <данные изъяты> контракта Институт взял на себя обязательство обеспечить его и членов его семьи благоустроенным жилым помещением, состоящим из трех комнат к сентябрю 2004г. С 2001г. Институт осуществляет внебюджетную деятельность по обучению, имеет доход от этой деятельности, за счет которой приобреталось жилье сотрудникам Института. В установленный срок жилое помещение ему не было предоставлено. Его жена и ребенок проживают в <адрес>, собственного жилья не имеют, снимают жилье. Он проживает и зарегистрирован в квартире брата. Малоимущим в установленном порядке не признавался, в очереди на приобретение жилых помещений на условиях социального найма в органах местного самоуправления не состоит, не обращался за постановкой в очередь. В Институт документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий не предоставлял, т.к. ответчик обещал своевременно обеспечить его жильем без каких-либо условий. Просит суд исковые требования удовлетворить.
Представитель истца, поддерживая исковые требования, суду пояснила, что Смирнов И.А. срок исковой давности не пропустил, так как <данные изъяты> ответчиком совершены действия по признанию долга в виде подписания дополнительного соглашения, которым ответчик обязался до <данные изъяты> улучшить социально-бытовые условия истца посредством предоставления безвозмездно денежных средств на приобретение жилья. С 2004г. по 2007г. Смирнов И.А. не мог обратиться в суд с требованием о предоставлении жилья, так как находится в служебной зависимости от ответчика и ему устно обещали исполнить обязательство, перенося неоднократно срок. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что с <данные изъяты> Смирнов И.А. проходит службу в Институте, в настоящее время в должности <данные изъяты>. С момента поступления на службу и до настоящего времени документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий не предоставлял. Пунктом <данные изъяты> контракта с истцом было включено положение об обеспечении Смирнова И.А. благоустроенным жилым помещением, состоящим из трех комнат. Институт является бюджетным учреждением, его деятельность финансируется из бюджета и внебюджетных средств. За счет бюджетных средств сотрудникам органов внутренних дел жилые помещения предоставляются органами местного самоуправления. До <данные изъяты> Институт полагал, что имеет право за счет приносящей доход деятельности (внебюджетных средств) приобретать жилые помещения для сотрудников Института, а так же предоставлять материальную помощь для улучшения жилищных условий. После проведения инспекторской проверки Институту было указано на незаконность действий по приобретению жилья сотрудникам Института, предоставлению материальной помощи сотрудникам Института для улучшения жилищных условий за счет внебюджетных средств, данная деятельность запрещена. За допущенные нарушения начальник Института был освобожден от занимаемой должности. Условие п. 6 контракта с истцом об обеспечении жилым помещением является ничтожным, так как не соответствует нормативным актам, регулирующим внебюджетную деятельность Института – ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, п. 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, п.п. 241,255 Устава Института, Бюджетному кодексу РФ, Приказу Минфина РФ №46н от 21.06.2001г., Генеральному разрешению №18056 от 05.10.2001г., которыми не предусмотрена возможность использования внебюджетных средств для приобретения жилья сотрудникам и оказание им помощи на приобретение жилья. Истцом пропущен срок исковой давности. Дополнительное соглашение к контракту от <данные изъяты> не имеет юридической силы, так как вносит изменения в утративший с <данные изъяты> силу документ - контракт от <данные изъяты> Подписание данного соглашения не является признанием долга. Просит в иске отказать.
Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что Смирнов И.А. состоит на службе в Институте в должности <данные изъяты> по контракту с <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются текстом контракта от <данные изъяты> согласно которому Смирнов И.А. назначен на должность <данные изъяты> Института сроком на 5 лет. Объяснениями сторон, не оспаривается
Согласно п. 3 ст. 196 ГК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом заявлено о нарушении ответчиком пункта 6 контракта от <данные изъяты> и его права на получение жилого помещения за счет приносящей доход деятельности ответчика.
Условия и порядок осуществления ответчиком приносящей доход деятельности регулируется Уставом Института, Законом РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Порядком осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным Приказом Минфина РФ. Генеральным разрешением Минфина РФ по учету средств МВД РФ и находящимся в его подчинении учреждениям, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 05.10.2001г., и от 21.04.2005г., Разрешением МВД РФ Институту от 06.10.2001г. на открытие счета по учету средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно ст. 45 Закона РФ «Об образовании» в редакции от 10.07.1992 N 3266-1, действовавшей на момент заключения контракта с истцом от 23.04.2004г. государственное образовательные учреждения вправе оказывать платные образовательные услуги. Доход от платных образовательных услуг используется образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
В соответствии со ст.ст. 28,29 ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения. Если порядком предоставления средств не установлено иное, высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 157 Устава ответчика в редакции приказа МВД РФ от <данные изъяты> средства, получаемые от платной и иной приносящей доход деятельности Института, перечисляются на лицевые счета в территориальные органы федерального казначейства и расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов, в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности, получаемых учреждениями указываются в генеральном разрешении главного распорядителя средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 36 Указа Президента РФ от 19.07.2004 N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций.
Генеральным разрешением МВД РФ от <данные изъяты> в редакции разрешения от <данные изъяты> установлено что Институту разрешено использование получаемых доходов от приносящей доход деятельности помимо возмещения затрат на эту деятельность на обеспечение основной деятельности, каковой у Института является образовательная деятельность.
Правовой Департамент МВД РФ <данные изъяты> разъяснил Институту, что использование денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности на цели, не предусмотренные генеральным разрешением незаконно.
<данные изъяты> Департаментом кадрового обеспечения МВД РФ проведена проверка всех направлений деятельности Института, в т.ч. финансово-хозяйственной, по результатам которой деятельность института по выделению безвозмездной финансовой помощи на приобретение квартир сотрудникам, не состоящим в списке очередников жилищно-бытовой комиссии, нуждающихся в предоставлении или улучшении жилищных условий, признана неправомерной. Институту запрещено выдача и выплата материальной помощи сотрудникам на приобретение жилья.
Смета расходов, предусматривающая выделение средств на приобретение истцу трехкомнатной квартиры не составлялась, в установленном порядке не утверждалась.
Согласно п. 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, при заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел.
Поскольку материальные и финансовые возможности Института определяются генеральным разрешением, которым запрещено расходование средств от приносящей доход деятельности на улучшение жилищных условий сотрудников, Закон РФ «О милиции» (ст. 30), Закон РФ «Об образовании» (ст. 55), не предоставляют педагогическому работнику право на получение жилого помещения непосредственно от учебного учреждения либо его учредителя, при отсутствии статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, в собственность, суд приходит к выводу, что пункт 6 спорного контракта не соответствует требованиям закона.
Принимая во внимание изложенное, то что собственного жилого фонда, которым бы Институт мог пользоваться по своему усмотрению без каких либо ограничений, он не имеет, суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение в собственность, нет.
Представителем ответчика заявлено о пропуске Смирновым И.А. срока исковой давности.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", условия трудового договора о предоставлении жилого помещения являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя.
Следовательно, вопросы исчисления сроков, применения сроков исковой давности регламентируются главами 11,12 ГК РФ.
В соответствии со ст. ст. 192,196,199,200 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд учитывает, что срок предоставления истцу квартиры согласно условиям спорного пункта контракта определен к сентябрю <данные изъяты> Из буквального толкования данного условия срок исполнения истек <данные изъяты> следовательно, срок исковой давности истек <данные изъяты>
Ссылка истца о том, что ответчиком совершены действия по признанию долга подписанием дополнительного соглашения от <данные изъяты> к контракту от <данные изъяты> несостоятельна, противоречит закону, так как данное соглашение составлено к прекратившему свое действие в связи с заключением нового контракта, содержит условие об изменении не соответствующего закону обязательства предоставить квартиру на противоречащее закону – Бюджетному кодексу РФ, Порядку осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, Генеральному разрешению от <данные изъяты> обязательство предоставить денежные средства безвозмездно на приобретение жилья.
Принимая во внимание изложенное, дату обращения истца в суд <данные изъяты> суд приходит к выводу, что Смирнов И.А. пропустил установленный гражданским законодательством трехлетний срок обращения в суд по заявленным требованиям.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова И.А. судом не установлено, в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Смирнову Игорю Аркадьевичу в удовлетворении исковых требований о понуждении Министерства внутренних дел РФ в лице ФГОУ ВПО «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ» предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного текста решения, т.е. с 21.02.2011 г. в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.
ПредседательствующийО.П. Максимчук