Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Акимовой И.В.,
при секретаре Зуевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах муниципального образования к Гурбанову Идаят Байрамалы оглы об обязывании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду вредных веществ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах муниципального образования к Гурбанову Идаят Байрамалы оглы об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду вредных веществ, требования мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района проверки установлено, что основным видом деятельности ИП Гурбанова И.Б.о. является оказания услуг населению по мойке автомобильного транспорта. Деятельность осуществляется по адресу: <адрес>, СТ «Алюминий», участок 590 (со стороны <адрес>) в <адрес>. При проведении проверки установлено, что ИП Гурбанов Идаят Байрамалы оглы в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ от эксплуатации стационарных источников загрязнения воздуха и окружающей среды, размещения отходов производства и потребления. В результате деятельности ИП Гурбановым И.Б.о. осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: бензин, дизтопливо, производственные отходы, химические реактивы, картонная упаковка, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, в связи, с чем установлены нарушения природоохранного законодательства в части расчета, внесения платы за негативное воздействие в окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет РФ, бюджет <адрес>, бюджет муниципального образования - <адрес>. Таким образом, ИП Гурбанов И.Б.о. осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, размещает отходы, и, следовательно оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативноевоздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездныйплатеж,взимаемыйсюридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного Обществом расчета такой платы и его представления в Енисейское управление Ростехнадзора, своим бездействием, выразившемся в том, что Общество не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Красноярского края, администрации г. Красноярска, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Красноярского края и администрации г.Красноярск не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. Просит суд обязать ИП Гурбанова Идаят Байрамалы оглы произвести и предоставить в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ передвижными и стационарными источниками, размещения отходов производства.
В ходе судебного разбирательства прокурором Советского района г. Красноярска уточнены исковые требования, поскольку во исполнении постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», функции по экологическому, технологическому надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с ДД.ММ.ГГГГ переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, просит суд обязать ИП Гурбанова Идаят Байрамалы оглы произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ передвижными и стационарными источниками, размещения отходов производства.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Красноярска Григорьев Н.М. исковые требования с учетом уточнения поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Ответчик Гурбанов И.Б.о. в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно, должным образом, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Рассматривая вопрос о последствиях неявки в суд ответчика, суд учитывает положения ст. 35 ГПК РФ, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Цишкевич Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещена своевременно, должным образом, в представленном в суд заявлении указала, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, ответчик Гурбанов И.Б.о. до настоящего времени расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ не произвел, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среде», негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 №04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.
Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
В соответствии с п.1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 №626, функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Исходя из положений главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как установлено в судебном заседании, что согласно Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Гурбанова И.Б.о. зарегистрирован в качестве ИП от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Гурбанов И.Б.о. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешено использование: для ведения садоводства, общая площадь 711 кв.м., адрес объекта: <адрес>, СТ «Алюминий», <адрес>, уч. 590.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Гурбанов И.Б.о. является собственником 1 этажного гаража, общей площадью 120 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СТ «Алюминий», <адрес>, уч. 590, бокс 12.
Прокурором Советского района г. Красноярска составлен акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что собственником помещения по <адрес> в <адрес>, в котором располагается автомоечный комплекс принадлежит на праве собственности Гурбанову И.Б.о. В результате деятельности автомойки образуются различные отходы, а именно: пищевые отходы, полиэтиленовая, картонная упаковка, отходы бумаги и картона, отходы (мусор) от уборки территорий и помещения, автомобилей, чеки, сточные воды, образуемые деятельностью автомойки. При эксплуатации автомобильной мойки очистительных систем и систем фильтрации воды не используется, документы на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов отсутствуют, разрешение на слив сточных вод у собственника не имеется. Вывоз жидких отходов осуществляется самостоятельно, путем коммерческого найма осеннезаторской машины.
Гурбанов И.Б.о. пояснил, что указанные отходы вывозят самостоятельно и выбрасывают, где придется в стоящие мусорные баки возле жилых домов.
Как следует из объяснений ответчика Гурбанова И.Б.о., полученных помощником прокурора Советского района г. Красноярска Старостенко Д.А. в качестве ИП зарегистрирован с 2009 года, основным видом деятельности является автомобильная мойка, используемая с сентября 2009 года. Помещение под размещение автомобильной мойки по <адрес>, уч. 590, бокс №, переоборудовано из ранее существующего гаража, который зарегистрирован за ним на праве собственности. В указанном гараже установлено оборудование за собственные средства для функционирования автомобильной мойки. Отапливается гараж при помощи собственной котельной, в помещении используется привозное водоснабжение, вода хранится в резервуаре объемом 3 кубических метра, которой хватает на рабочую неделю, слив сточных осуществляется в септик. Вывоз жидких отходов осуществляю самостоятельно, путем найма осеннезаторской машины. При эксплуатации автомобильной мойки очистительных систем и систем фильтрации воды не используется. В результате деятельности автомойки, образуются различные отходы, а именно: картонная упаковка, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, автомобилей, чеки, сточные воды образуемые деятельностью автомойки. Плату за негативное воздействие на окружающую среду ответчик не вносит по причине не знания данного платежа.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Красноярска Григорьев Н.М., поддерживая доводы, изложенные в иске, суду пояснил, что основным видом деятельности ответчика является оказание услуг населению по мойке автомобильного транспорта. При проведении проверки установлено, что ответчик в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ от эксплуатации стационарных источников загрязнения воздуха и окружающей среды, размещения отходов производства и потребления. В результате деятельности Гурбановым И.Б. осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: бензин, дизтопливо, производственные отходы, химические реактивы, картонная упаковка, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, в связи, с чем установлены нарушения природоохранного законодательства в части расчета, внесения платы за негативное воздействие в окружающую среду. Обязанности по внесению платы за негативное воздействие в окружающую среду не исполняются ответчиком. Просит суд обязать ИП Гурбанова Идаят Байрамалы оглы произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ передвижными и стационарными источниками, размещения отходов производства.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из акта о проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Советского района г. Красноярска, в судебном заседании установлено, что в результате деятельности автомойки, в которой осуществляет свою деятельность ответчик Гурбанов И.Б.о., образуются различные отходы, а именно: пищевые отходы, полиэтиленовая, картонная упаковка, отходы бумаги и картона, отходы (мусор) от уборки территорий и помещения, автомобилей, чеки, сточные воды, образуемые деятельностью автомойки. При эксплуатации автомобильной мойки очистительных систем и систем фильтрации воды не используется, документы на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов отсутствуют, разрешение на слив сточных вод у собственника не имеется. Вывоз жидких отходов осуществляется самостоятельно, путем коммерческого найма осеннезаторской машины. Данные обстоятельства также подтверждены ответчиком Гурбановым И.Б.о. в рамках проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, пояснениями представителя третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Цишкевич Т.В.
Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещая отходы, ИП Гурбанов И.Б.о. оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности,
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Гурбанов И.Б.о. допущено нарушение прав граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах муниципального образования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, следует обязать ИП Гурбанова Идаят Байрамалы оглы произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ передвижными и стационарными источниками, размещения отходов производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать ИП Гурбанова Идаят Байрамалы оглы произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, по адресу: г. Красноярск, ул. К.Маркса, 62, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ передвижными и стационарными источниками, размещения отходов производства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий:И.В.Акимова