ликвидация свалки



Дело № 2-1928/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2011 годаСоветский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующегосудьиЕлисеевой А.Л.,

при секретареВалехматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к Администрации Советского района г. Красноярска о понуждении в совершении действий по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский природоохранный прокурор (далее Прокурор) первоначально обратился в суд с иском (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Советского района г. Красноярска о понуждении последнего в принятии исчерпывающих мер по ликвидации трех несанкционированных свалок твердых бытовых отходов размерами 5х10 м, 10х10 м, 10х10 м, расположенных в водоохраной зоне р.Енисей на расстоянии 10-100 м от уреза воды, при движении с левого на правый берег после <адрес> в г. Красноярске, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что непринятие мер по выявлению и устранению данной несанкционированной свалки и несоблюдение норм природоохранного законодательства Администрацией Советского района г. Красноярска (как органом, уполномоченным в силу постановления Администрации г.Красноярска от 04.04.2003 года №124 ( в ред. от 22.08.2008 года по осуществлению муниципального контроля за организацией вывоза, утилизации, переработкой бытовых и промышленных отходов) нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд с данным иском.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования (от 21.02.2011 года) и окончательно просил суд обязать Администрацию Советского района г. Красноярска ликвидировать три незаконных свалки твердых бытовых отходов размерами 5х10 м, 10х10 м, 10х10 м, расположенные в водоохраной зоне р.Енисей на расстоянии 10-100 м от уреза воды, при движении с левого на правый берег после <адрес> в г. Красноярске, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01.07.2011 года.

В судебное заседание прокурор не явился, по заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель Администрации Советского района г. Красноярска – Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.11 года) возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом не отрицал, что обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок возложена на администрацию района.

Третье лицо - представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в суд не явился, извещен своевременно надлежащим образом, по ходатайству просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10..01.2002 г. №7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 года), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.35 вышеуказанного ФЗ, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статьей 51 данного ФЗ, определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.1.13, 1.8 «Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» (утв. постановлением Администрации г. Красноярска № 444 от 25.05.2006 года, в ред. постановлений Администрации г. Красноярска N 89, от 07.05.2007 N 265, от 19.03.2008 N 154, от 24.02.2009 N 55, от 08.07.2010 №287), несанкционированное размещение всех видов отходов в городе, в том числе на землях общего пользования, санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, водоохранных зонах водных объектов, территориях садоводческих обществ и прилегающих к ним землях, запрещено. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством. Условия и способы проведения указанных работ должны соответствовать санитарным, экологическим и иным требованиям, быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (в ред. от 30.12.2008), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

При этом, исходя из требований ст. 8 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с постановлением Администрации г. Красноярска от 04.04.2003 года №124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории города Красноярска» (в ред. от 09.02.2004 года), определены специально уполномоченные органы, осуществляющие муниципальный контроль. К одному из таких органов относится администрации районов в городе. Указанным Постановлением на администрации районов в городе возложены, в пределах их компетенции, обязанности по осуществлению муниципального контроля за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков. При этом, должностные лица и специалисты, осуществляющие муниципальный контроль, обязаны:

- принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли;

- направлять в компетентные органы достоверную информацию о результатах своей деятельности по осуществлению муниципального контроля за использованием земель ( п.8).

Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р (в ред. от 29.03.2010 года) утверждено положение об Администрации района г. Красноярска, согласно которому, Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.

Основными задачами районной администрации в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством являются:

- содействие наиболее эффективному и рациональному функционированию объектов городского хозяйства на территории района; осуществление контроль за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; организация и контроль работы по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов; организация работы по благоустройству дворов, ремонту подъездов, объектов благоустройства, объектов социальной и производственной инфраструктуры в пределах средств, предусмотренных бюджетом города

Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой, было установлено наличие несанкционированных свалок мусора в районе <адрес> по правую сторону по направлению к правому берегу р. Енисей в г. Красноярске, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт.

Исходя из п. 3.9 Положения «Об отделах: архитектуры и строительства; муниципальной собственности и землепользования об отделах: архитектуры и строительства; муниципальной собственности и землепользования» (утв. распоряжением администрации Советского района г. Красноярска №396/1 от 28.03.2008 года), отдел муниципальной собственности и землепользования ведет учет земель на территории района, занимаемых несанкционированными свалками. Определяет землепользователей на захламленных территориях района, составляет протоколы административных правонарушений и направляет их в судебные инстанции, информирует департамент городского хозяйства администрации города и другие структуры.

На основании решения Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ( по гражданскому делу №), Администрацию Советского района г.Красноярска была обязана судом ликвидировать незаконную свалку в районе <адрес> актом от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по Советскому району г.Красноярска подтвердил исполнение указанного решения суда в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ было ими исполнено, однако, не исключено, что свалка появилась вновь; включена ли данная свалка в перечень ликвидируемых в 2011 году он затрудняется ответить.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая то, что в судебном заседании установлены нарушения ответчиком в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды, которые в настоящий период не устранены и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан; принимая во внимание, что удовлетворение требований прокурора не противоречит общественным интересам, направлено на его защиту; Администрацией Советского района г. Красноярска было исполнено решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по ликвидации свалки на указанном месте в районе <адрес> в настоящее время она появилась вновь, доказательств того, что данная несанкционированная свалка ликвидирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в рамках ст. 56 ГПК РФ, суду не представлена, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора следует удовлетворить, обязав орган местного самоуправления в лице Администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать три несанкционированных свалки твердых бытовых отходов размерами 5х10 м, 10х10 м, 10х10 м, расположенные в водоохраной зоне р.Енисей на расстоянии 10-100 м от уреза воды, при движении с левого на правый берег после <адрес> в г. Красноярске, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01.07.2011 года.

На основании ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, учитывая, что прокурор, на основании п/п 9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход государства гос.пошлину по данному делу в сумме 4000 руб. ( исходя из требований неимущественного характера и размера установленного ст. 333.19 НК РФ).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления в лице Администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать три несанкционированных свалки твердых бытовых отходов размерами 5х10 м, 10х10 м, 10х10 м, расположенные в водоохраной зоне р.Енисей на расстоянии 10-100 м от уреза воды, при движении с левого на правый берег после <адрес> в г. Красноярске, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01.07.2011 года.

Взыскать с Администрации Советского района г. Красноярска гос.пошлину в доход государства в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 29.03.2011 года).

Председательствующий:А.Л. Елисеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200