Дело № 2-1045/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 годаСоветский районный суд г. Красноярск в составе:
председательствующего судьиЕлисеевой А.Л.,
при секретареВалехматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юсубовой Ирады об оспаривании бездействий должностных лиц органов УФМС РФ по Красноярскому краю по отказу в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, о понуждении в совершении действия о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Юсубова И. (с учетом уточнений от 29.03.2011 года) обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц органов УФМС по Красноярскому краю. Свои требования заявительница мотивировала тем, что она является гражданкой Грузии, однако длительное время (с 1996 года) проживает на территории России, в 1997 году переехала в г.Красноярск, с тех пор его пределы не покидала. В ноябре 2010 года ее муж Сарыев З.М. обратился от ее имени (поскольку она больна, не может самостоятельно передвигаться) в УФМС за оформлением разрешения на временное проживание, в устном порядке ему было отказано на том основании, что она находится на территории России незаконно. Не согласившись с данным решением, в адрес УФМС была направлена жалоба на бездействие сотрудников службы, был дан ответ, который не отвечает на поставленные в жалобе вопросы, что свидетельствует о бездействии УФМС, поэтому она окончательно просит: 1) признать незаконным бездействие сотрудников отдела учета разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС России по Красноярскому краю в виде отказа 15.11.2010 года в приеме ее заявления и документов для получения разрешения на временное проживания в РФ; 2) обязать сотрудников отдела учета разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС России по Красноярскому краю принять ее заявление с пакетом документов и оформить разрешение на временное проживание в территории Российской Федерации ( гражданское дело № 2-1045/11).
В судебном заседании представители заявителя - Сарыев З.М. (по доверенности от 22.01.10 г.), Дроздов В.М. (по доверенности от 18.02.11 г.) вышеуказанные требования поддержали в полном объеме.
Представитель УФМС по Красноярскому краю - Каптур Е.А. (по доверенности от 20.08.10 г.) возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения и незаконность пребывания Юсубовой И. на территории РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования Юсубовой И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из толкования положений Конституции РФ, главы 25 ГПК РФ, разъяснений Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. №2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 года ( действовавшей на период спорных правоотношений), а также в ред. от 20.03.2011 года, действующей в настоящий период времени), разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 г №789 утверждено «Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» (в ред. 06.04.2009). Указанное Положение определяет в соответствии с п. 8 ст.6 вышеназванного ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. В соответствии с п. 4 указанного Положения, заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает лично иностранный гражданин (лицо без гражданства) в случае нахождения на законном основании на территории Российской Федерации - в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Аналогичные требования закреплены и в Административном регламенте по предоставлению федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (утв. приказом от 29.02.2008 №40 ФМС России).
Основанием для начала предоставления государственной услуги по выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления с приложением всех необходимых документов. Заявление подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания (п.п.36,37 Административного регламента).
Как установлено судом, 15.11.2010 года Сарыев З.М. ( действуя по нотариально удостоверенной доверенности от 22.01.2010 года от имени Юсубовой И., сроком до 21.01.2013 года) обратился в УФМС по Красноярскому краю с заявлением о принятии пакета документов о выдаче разрешения на временное проживание своей супруге - Юсубовой И., указывая на то, что последняя тяжело больна и не имеет физической возможности лично обратиться с аналогичным заявлением, в связи с чем, выдала ему доверенность от 22.01.2010 года. Поскольку УФМС отказало в устном порядке в принятии заявления, он обратился с жалобой на бездействие сотрудников УФМС, поданной на имя начальника УФМС по Красноярскому краю - 22.11.2010 года, и в суд - 09.12.2010 года.
Из письма от 23.11.2010 года УФМС по Красноярскому краю следует, что Сарыеву З.М. (как уполномоченному представителю заявителя) был разъяснен порядок личного обращения в территориальные органы УФМС по Красноярскому краю с заявлением, а также необходимым перечнем документов; указано на незаконное пребывание Юсубовой И. на территории Российской Федерации, ей предложено обратиться за оформлением транзитной визы для выезда из Российской Федерации, для повторного въезда на территорию РФ на законных основаниях и постановки на миграционный учет.
Из представленных выписок из медицинских карт больной Юсубовой И. следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году она перенесла <данные изъяты> в результате падения с высоты. По данным на 29.01.2011 года состояние тяжелое, режим постельный Нуждается в постоянной посторонней помощи. Учитывая давность заболевания отсутствие удовлетворительного эффекта от проводимой периодически терапии врачами делается прогноз о необратимости наступивших нарушений.
В соответствии с постановлением <данные изъяты> районного суда <адрес> от 29.10.2005 года, Юсубова И. была признана виновной по ст.18.8 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда на сумму 1 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации до 09.11.2005 года совместно с сыном <данные изъяты>. Из указанного постановления, судом установлено, что Юсубова И. прибыла на территорию РФ 24.07.2004 года незаконно; проживала на территории РФ без регистрации в <адрес> вместе с сыном.
Кроме того, на основании решения Центрального районного суда г.Красноярска от 04.06.2010 года (вступившим в законную силу 14.07.2010 года на основании кассационного определения Красноярского краевого суда), ранее Юсубовой И. о было отказано в удовлетворении аналогичного заявления об оспаривании отказа УФМС по Красноярскому краю в постановке на миграционный учет и принятие заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Основанием к отказу послужил тот факт, что в течение пяти лет, предшествовавших обращению в УФМС по Красноярскому краю, Юсубова И. была подвергнута административному выдворению, срок ограничения на момент вынесения решения не истек. Кроме того, с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание Юсубова И. обратилась путем почтового отправления, а не лично, как предусмотрено требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представители заявителя, настаивая на предъявленных требованиях, указывали на то, что напрямую обязанность ФМС РФ принять заявление с надлежаще оформленным пакетом документов от лица, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, ни в ФЗ, ни в Административном регламенте не закреплена. Системное толкование указанным норм выводит эту обязанность. В частности, ст.6.1 ФЗ № 115 регулирует особые случаи временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно, если данные граждане прибыли на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы. Однако данная статья, исходя из ее названия, а так же порядкового номера и содержания позволяет сделать вывод о том, что она действует в рамках ст. 6 ФЗ № 115, а значит данные статьи (ст.6 и ст.6.1) регулируют сходные отношения. В таком случае можно говорить об аналогии закона, поскольку существует пробел в ст.6 ФЗ об установлении обязанности по приему заявления с надлежаще оформленным пакетом документов. И применяя ч. 4 ст. 6.1 ФЗ № 115, в отношении лица прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, можно восполнить пробел в правовом регулировании по отношению к такому лицу, который существует в ст. 6 ФЗ № 115. Данный вывод подтверждается и положениями Административного регламента (утвержденного Приказом ФМС РФ №40). В частности, в ст. 45 установлено, что если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки. По согласованию с заявителем определяется срок его обращения с готовым пакетом документов и может быть произведена предварительная запись на повторный прием. Других оснований, по которым заявление к рассмотрению не принимается, в Административном регламенте нет. А это означает обязанность сотрудника УФМС принять заявление с надлежаще оформленным пакетом документов во всех остальных случаях, т.е. Административный регламент устанавливает обязанность должностных лиц УФМС по Красноярскому краю принять заявление в любом случае, кроме случая, когда не надлежаще оформлен пакет документов, только в таком случае он может, ссылаясь на ст. 45 Административного регламента, отказать в приеме заявления.
Однако суд не может согласиться с данными доводами представителей заявителя по следующим основаниям.
Из системного толкования п.8 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.4 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание законодательно закреплен определенный порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам, а также установлен конкретный и исчерпывающий перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. При этом, обязательным условием подачи заявления и документов в УФМС о выдаче разрешения на временное проживание является личное участие иностранного гражданина (лица без гражданства) и нахождение его на законном основании на территории Российской Федерации.
Требования ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяют в качестве лица, законно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина, имеющего действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Оценивая вышеизложенное, учитывая, что с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание Юсубова И. обратилась через уполномоченного представителя – Сарыева З.М. ( доверенность от 22.01.2010 года), а не лично как того требует действующее законодательство; каких-либо обращений в УФМС по поводу получения от нее личного заявления и документов по месту жительства ( в связи с тяжелым состоянием здоровья) от Юсубовой И. не было; к заявлению не были представлены документы, подтверждающие право Юсубовой И. на пребывание (проживание) в Российской Федерации; представленная миграционная карта от 2004 года ( л.д.15) не может быть принята судом, поскольку факт незаконного пребывания Юсубовой И. на территории РФ был подтвержден вступивши в законную силу судебными постановлениями ( от 04.06.2010 года и от 29.10.2005 года), которые для суда имеют преюдициальное значение ( ст. 61 ГПК РФ); принимая во внимание, что заявительница является иностранным гражданином ( гражданской Грузии), ее въезд на территорию РФ является визовым; каких-либо иных доказательств законного нахождения Юсубовой И. на территории РФ суду не представлено; фактов бездействия должностных лиц органов УФМС по Красноярскому краю судом не было установлено, поскольку 15.11.2010 года УФМС было на законном основании отказано представителю заявителя - Сарыеву З.М. в принятии заявления и документов о выдаче Юсубовой И. разрешения на временно проживание на территории России, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения вышеуказанных требований Юсубовой И.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Юсубовой Ирады о признании незаконным бездействия сотрудников отдела выдачи разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС РФ по Красноярскому краю, в виде отказа в приеме заявления и документов для получения разрешения на временное проживание на территории РФ; о понуждении в совершении действия по принятию заявления и соответствующих документов для оформления разрешения на временное проживание на территории РФ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 04.04.2011 года).
Председательствующий:А.Л. Елисеева