Дело № 2-2018/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 годаСоветский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующегосудьиЕлисеевой А.Л.,
при секретареВалехматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска к Администрации Советского района г. Красноярска, ООО «Каскад» о понуждении в совершении действий по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г.Красноярска (далее Прокурор) первоначально обратился в суд с иском (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным бездействий по ликвидации незаконной свалки из бытовых и строительных мусора, полиэтиленовых, картонных упаковок, ветоши, стеклянной и пластиковой тары, расположенной в районе жилого <адрес> в г. Красноярске; о понуждении органа местного самоуправления – Администрации Советского района г. Красноярска в принятии исчерпывающих мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в вышеуказанном районе в шестимесячный срок, с производством рекультивации земельного участка на месте свалки. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что непринятие мер по выявлению и устранению данной несанкционированной свалки и несоблюдение норм природоохранного законодательства Администрацией Советского района г. Красноярска (как органом, уполномоченным в силу постановления Администрации г.Красноярска от 04.04.2003 года №124 по осуществлению муниципального контроля за организацией вывоза, утилизации, переработкой бытовых и промышленных отходов) нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд с данным иском.
На основании определения Советского районного суда г. Красноярска от 28.02.2011 года, по ходатайству прокурора, к участию в денном деле в качестве соответчика было привлечено ООО «Каскад».
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и окончательно просил суд обязать ответчиков ликвидировать незаконную свалку, расположенную в районе <адрес> и <адрес>) в г. Красноярске, путем вывоза отходов и мусора на специально предназначенный полигон.
В судебном заседании представитель истца – Семиренко А.А. (по удостоверению) поддержала требования прокурора в полном объеме.
Представитель Администрации Советского района г. Красноярска – Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.11 года) возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что свалка находится во владении ООО «Каскад», в связи с чем, они являются по данному делу ненадлежащими ответчиками.
Представитель ООО «Каскад», третье лицо – представитель Администрации г. Красноярска в суд не явились, о рассмотрении данных требований были извещены своевременно и надлежащим образом по известному суду адресу; об уважительности неявки данных лиц суду заявлено не было.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора к ООО «Каскад» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 года), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 вышеуказанного ФЗ, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 51 данного ФЗ, определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1.13, 1.8 «Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» (утв. постановлением Администрации г. Красноярска № 444 от 25.05.2006 года, в ред. постановлений Администрации г. Красноярска N 89, от 07.05.2007 N 265, от 19.03.2008 N 154, от 24.02.2009 N 55, от 08.07.2010 №287; от 03.03.2011 года № 62 ), несанкционированное размещение всех видов отходов в городе, в том числе на землях общего пользования, санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, водоохранных зонах водных объектов, территориях садоводческих обществ и прилегающих к ним землях, запрещено. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством. Условия и способы проведения указанных работ должны соответствовать санитарным, экологическим и иным требованиям, быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (в ред. от 30.12.2008), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При этом, исходя из требований ст. 8 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальном контроле за использованием земель на территории <адрес>» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), определены специально уполномоченные органы, осуществляющие муниципальный контроль. К одному из таких органов относится администрации районов в городе. Указанным Постановлением на администрации районов в городе возложены, в пределах их компетенции, обязанности по осуществлению муниципального контроля за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков. При этом, должностные лица и специалисты, осуществляющие муниципальный контроль, обязаны:
- принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли;
- направлять в компетентные органы достоверную информацию о результатах своей деятельности по осуществлению муниципального контроля за использованием земель ( п.8).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р (в ред. от -8.04.2011 года) утверждено положение об Администрации района г. Красноярска, согласно которому, Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Основными задачами районной администрации в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством являются:
- содействие наиболее эффективному и рациональному функционированию объектов городского хозяйства на территории района; осуществление контроль за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; организация и контроль работы по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов; организация работы по благоустройству дворов, ремонту подъездов, объектов благоустройства, объектов социальной и производственной инфраструктуры в пределах средств, предусмотренных бюджетом города.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска было установлено наличие несанкционированной свалки мусора на территории Советского района г. Красноярска в районе <адрес> в г. Красноярске, о чем 22.04.2009 года был составлен акт осмотра и обследования местности ; предоставлены фотографии данной свалки.
Из предоставленного ответчиком муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения к нему № не следует, что вышеуказанная несанкционированная свалка вошла в перечень адресов по вывозу отходов на мусорные полигоны.
По проекту бюджета Советского района г. Красноярска на 2009 год предусмотрены расходы на ликвидацию несанкционированных свалок в сумме 12318,7 т.р.; согласно перечню несанкционированных свалок в Советском районе г. Красноярска (приложение №2), ликвидация в 2009 году вышеназванной несанкционированной свалки не была предусмотрена (п.8).
Из объяснений главного специалиста отдела муниципальной собственности и землепользования администрации Советского района г. Красноярска, данных 22.04.2009 года в прокуратуре Советского района г. Красноярска, следует, что несанкционированная свалка в районе <адрес> не вошла в перечень, поскольку данная территория огорожена, на ней предполагается строительство автомойки.
В соответствии с Распоряжением Администрации г. Красноярска №-ж от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Каскад» предоставлено в аренду на три года земельный участок площадью 10 085,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> – <адрес>, для строительства многоэтажного гаража-стоянки с инженерным обеспечением.
По сведениям ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 08.11.2010 года, договора аренды земельного участка № 144 от 09.02.2010 года, ООО «Каскад» с 21.11.2008 года по 20.11.2011 года предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:50:04 00 174 : 230, находящейся по адресу: <адрес> для использования в целях строительства многоэтажного гаража-стоянки с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, общей площадью 10 085 кв.м. При этом, исходя их толкования п.п.4.4.8; 4.4.14 указанного договора именно на ООО «Каскад» была возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях; а также не допускать захламления земельных участков в результате своих действий и действий третьих лиц по использованию предоставленного земельного участка. Факт передаче вышеуказанного земельного участка ООО «Каскад» подтвержден актом приема-передачи и регистрацией указанного договора в установленном законом порядке ( о чем свидетельствует выписка из ЕГРПНИ от 18.03.2011 года за № 24-24-01/048/2010-031 от 23.03.2010 года).
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая то, что в судебном заседании установлены нарушения ответчиком ООО «Каскад» в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды, которые в настоящий период не устранены и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан; принимая во внимание, что с момента предоставления земельного участка ( с 21.11.2008 года) во владение надлежащего ответчика по данному делу ( ООО « Каскад»), последним не предпринято мер по ликвидации данной свалки, не исполнены требования п.п.4.4.8; 4.4.14 договора от 09.02.2010 года; каких-либо доказательств обратного суду не представлено; удовлетворение требований прокурора не противоречит общественным интересам, направлено на их защиту, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к ООО «Каскад» следует удовлетворить в полном объеме; в иске к Администрации Советского района г. Красноярска следует отказать, как к ненадлежащему ответчику по данному делу.
На основании ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, учитывая, что прокурор, на основании п/п 9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд полагает необходимым взыскать с ООО «Каскад» в доход государства гос.пошлину по данному делу в сумме 4000 руб. ( исходя из требований неимущественного характера и размера установленного ст. 333.19 НК РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Каскад» ликвидировать незаконную свалку, расположенную в районе <адрес> и <адрес> ) в г. Красноярске, путем вывоза отходов и мусора на специально предназначенный полигон.
Взыскать с ООО «Каскад» гос.пошлину в доход государства в размере 4 000 руб.
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска к Администрации Советского района г. Красноярска о понуждении в совершении действий по ликвидации несанкционированной свалки, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 16.05.2011 года).
Председательствующий:А.Л. Елисеева