увольнение незаконным



Дело № 2-4300/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 г. Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.И.,

при секретаре Жутиной Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора к ООО «АэроГео» о признании Положения об оплате труда в части незаконным и возложении обязанности внести изменения,

Установил:

Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «АэроГео» о признании Положения об оплате труда в части незаконным и возложении обязанности внести в него изменения, мотивируя требования тем, что в ООО «АэроГео» действует «Положение об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного приказом генерального директора ООО «АэроГео» от ДД.ММ.ГГГГ №. В примечании к п. 3.6 данного Положения указано, что в целях оплаты летной работы членов экипажа время полета воздушного судна рассчитывается в соответствии с Приказом Министерства России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации». Однако, данным Положением не определено понятие полетного времени. Таким образом, не ясно учитывается ли при оплате полетного времени работа ВС на земле при запуске двигателя. В ООО «АэроГео» осуществляется ведение учета рабочего времени и времени отдыха в заданиях на полет и в летных книжках членов экипажей. Общее время при этом считается и состоит из времени с момента начала/окончания работы двигателя на земле как при взлете так и при посадке (работа ВС на земле) и само летное время ВС, последние учтены в полетных заданиях членов экипажей ВС, суммарный налет за месяц указывается в летных книжках членов экипажей общим временем. Например: по одному рейсу время работы на земле ВС - 20 мин., летное время ВС (время нахождения ВС в воздухе) - 3 часа, в летной книжке будет учтено общее время 3 час. 20 мин., а оплачено будет 3 часа, вместе с этим, 20 мин. по мнению ООО «АэроГео», ему уже оплачивается как общее рабочее время. При этом суммарно за месяц разница между временем полетным (оплаченным) и учтенным временем в полетном задании может достигать и 8-10 часов. По результатам проверки Енисейской транспортной прокуратурой принесен протест на «Положение об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, с требованием внести изменения в п. 3.6. Положения, а именно дополнить данныйпункт ссылкой на Приложение № к Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №, где определено понятие время полета вертолета. Однако, протест прокуратуры удовлетворен частично. Прокурор просит признать п. 3.6. «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями внесенными Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №) незаконным. Обязать ООО «АэроГео» внести изменения в п. 3.6 «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями внесенными Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №), дополнить понятием полетное время, время полета вертолета в соответствии с Приложением № к Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебное заседание Енисейский транспортный прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотрение дела отложить в связи с занятостью в других процессах.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора, так как его неявка не связана с уважительными причинами.

Представитель ответчика ООО «АэроГео» Шук Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, просил прокурору в иске отказать, так как Положение об оплате труда в ООО «АэроГео» трудовому законодательству не противоречит, оплата летного состава производится на основе повременно-сдельной и простой повременной системы оплаты. Простая повременная система оплаты труда для работников летного состава применяется, если работники в течение отчетного периода не были включены в задание на полет. Повременно-сдельная система оплаты труда для работников летного состава применяется, если они включены в задание на полет и состоит из двух частей: условно-постоянной и переменной. Условно-постоянная часть состоит из должностного оклада и надбавок. Переменная часть оплаты труда летного состава рассчитывается ежемесячно, в зависимости от налета часов конкретного работника. Налет часов в Положении определяется как период времени от начала разбега вертолета при взлете (от начала взятия «шаг-газ» при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до сброса «шаг-газ» при вертикальной посадке).Оплата работы летного состава, в период времени с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до взлета вертолета и с момента посадки вертолета до прекращения вращения лопастей несущих винтов, включается в рабочее время и оплачивается в полном объеме, исходя из должностного оклада.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с Приложением № к Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № (начало действия с ДД.ММ.ГГГГ), полетное время, время полета вертолета - определено как общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов.

Согласно п. 5.23 Приказа Министерства транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных авиационных Правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» эксплуатант разрабатывает и указывает в РПП нормативы рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, которые позволяют ему контролировать утомляемость всех членов экипажей воздушного судна и соответствуют требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 139.

При этом согласно ст.100 Воздушного Кодекса РФ эксплуатант – это перевозчик, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Согласно п. 66 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, работодатель обязан обеспечивать ведение учета рабочего времени и времени отдыха членам экипажей, полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа.

Согласно п. 2.2. к полетному времени относится: время работы экипажа в кабине ВС, исчисляемое с момента запуска двигателя перед взлетом до момента выключения двигателей после посадки.

В силу п.п. 2.1 и 2.2 Указаний Министерства Гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ №/у «О введении в действие Рекомендаций нормативов режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации», которое действует по настоящее время, в рабочее время экипажей на земле включается:

а) время предполетной подготовки;

б) время послеполетной работы, включая время смены экипажа;

в) время стоянок в промежуточных аэропортах по расписанию;

г) время ожидания вылета в базовом и промежуточном (запасном) аэропортах в случаях задержки рейсов по различным причинам;

д) время нахождения экипажей на различного вида дежурствах (в качестве резерва или других дежурств), которое должно учитываться полностью;

е) время эстафеты экипажей в промежуточных аэропортах, исчисляемое со времени окончания послеполетной работы до начала предполетной подготовки из расчета 8 часов за каждые 24 часа (одна треть времени эстафеты);

ж) время работы в подразделении: предварительная подготовка к полетам, разборы полетов, работа на тренажерах, профессиональная учеба, прохождение медицинских осмотров, ВЛЭК и другое время, затраченное на выполнение профессиональных или других видов работ по распоряжению администрации;

з) время регламентированных перерывов для отдыха, предоставляемое между полетами на земле для восстановления работоспособности, продолжительность которого устанавливается в зависимости от вида выполняемых работ в народном хозяйстве, как правило, не более 1 часа.

В общее рабочее время экипажей должны быть учтены все виды работ, в том числе и те, которые специфичны только для данного авиаподразделения (например: прохождение таможенного контроля, время перелетов экипажей в качестве пассажиров для замены основного экипажа, время специальной подготовки ВС к выполнению работ по ПАНХ: загрузка препаратами, подготовка груза к транспортированию на внешней подвеске, заправка ГСМ и др.) (п.2.1).

К полетному времени относится: время работы экипажа в кабине ВС, исчисляемое с момента запуска двигателей перед взлетом до момента выключения двигателей после посадки (п.2.2).

Суд установил, что в ООО «АэроГео» в настоящее время действует «Положение об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного приказом генерального директора ООО «АэроГео» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В примечании к п. 3.6 данного Положения указано, что в целях оплаты летной работы членов экипажа время полета воздушного судна рассчитывается в соответствии с Приказом Министерства России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации».

Однако, данным Положением не определено понятие полетного времени.

На основании вышеуказанного п. 66 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, в ООО «АэроГео» осуществляется ведение учета рабочего времени и времени отдыха в заданиях на полет и в летных книжках членов экипажей. Общее время при этом считается и состоит из времени с момента начала/окончания работы двигателя на земле как при взлете так и при посадке (работа ВС на земле) и само летное время ВС, последние учтены в полетных заданиях членов экипажей ВС, суммарный налет за месяц указывается в летных книжках членов экипажей общим временем. А именно: если по одному рейсу время работы на земле ВС - 20 мин., летное время ВС (время нахождения ВС в воздухе) - 3 часа, в летной книжке будет учтено общее время 3 час. 20 мин., а оплачено будет только 3 часа, а 20 мин. будет оплачено как общее рабочее время.

Енисейским транспортным прокурором вносилось представление в ООО «АэроГео» об устранении выявленных нарушений законодательства, с требованием внести изменения в п. 3.6. Положения, а именно дополнить данный пункт ссылкой на Приложение № к Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №, где определено понятие время полета вертолета. Однако, ООО «АэроГео» требования прокурора удовлетворило частично: в п. 3.6. «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений» Приказом генерального директора ООО «АэроГео» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения. Согласно данному изменению п. 3.6 дополнен определением - налет часов (летное время, время полета) определено как период времени от начала разбега вертолета при взлете (от начала взятия «шаг - газа» при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до сброса «шаг - газа» при вертикальной посадке). Время взлет определяется из графы «взлет» полетного задания, а время посадки из графы «посадка» полетного задания». Тем самым, определение летного часа дано самим юридическим лицом ООО «АэроГео».

Оплачивая только время полета ВС в воздухе и не оплачивая время работы ВС на земле с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до взлета и с момента посадки ВС до момента прекращения вращения лопастей несущих винтов, ООО «АэроГео» нарушает ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Учитывая вышеизложенное, п. 3.6. «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, с внесенными изменениями Приказом генерального директора ООО «АэроГео» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, является не соответствующим требованиям законодательства и нарушает трудовые права работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать п. 3.6. «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №) незаконным.

Обязать ООО «АэроГео» внести изменения в п. 3.6 «Положения об оплате труда работников ООО «АэроГео» и его структурных подразделений», утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями внесенными Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №), дополнив понятием полетное время, время полета вертолета в соответствии с Приложением № к Федеральным авиационным правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Красноярска.

СудьяЕ.И. Бондаренко.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200