о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБУЗ «Городская детская поликлиника № 3» о признании незаконным бездействие в неисполнении обязательных требований законодательства, понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось с иском (с учетом уточненных требований) в суд к МБУЗ «Городская детская поликлиника № 3» (далее- МБУЗ ГДП № 3), требуя признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в неисполнении обязательных требований законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор /з от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения законодательства ст. 20, 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. в детской молочной кухне, находящейся по адресу: <адрес>, в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом:

-обеспечить наличие программы производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. в соответствии с требованием ст. 21 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г., в том числе, содержание сведений о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способах утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г.;

-обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала; представить протоколы лабораторных испытаний.

Требования мотивированы тем, что на момент проведения плановой выездной проверки в августе 2010 года в раздаточном пункте детской молочной кухни МБУЗ ДГП № 3, расположенной по адресу: <адрес> установлен факт нарушения требований технических регламентов при реализации (поставке, продаже), хранении молочной продукции, а именно Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. По результатам рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края данного дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении МБУЗ ГДП № 3 было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ- за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица.

На момент проверки исполнения предписания, нарушения требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. не устранены, а именно: программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. разработана не в соответствии с требованием ст. 21 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г.- в программе отсутствует информация о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г.; лабораторный контроль осуществляется не в полном объеме, предусмотренном программой: не представлены и отсутствуют протоколы лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала. Истец просит удовлетворить исковые требования, ссылаясь на то, что бездействие ответчика в части не выполнения обязательных требований законодательства является незаконным, поскольку указанные нарушения, допущенные ответчиком, могут привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, представляющих реальную угрозу для жизни детей грудного возраста, потребляющих молочную продукцию детской молочной кухни.

В судебном заседании представитель истца- Горбунова В.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год), исковые требования поддержала, пояснила, что требования об устранении сохраняющихся нарушениях законодательства в части наличия информации по маркировке готовой продукции о массовой доле жира в процентах в соответствии с п. 25 ст. 36 ФЗ-88 от 12.06.2008г. ответчиком устранены, в связи с чем, она не настаивает на удовлетворении данного требования, просит удовлетворить уточненные вышеизложенные требования.

Представитель ответчика- Юрченко Д.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), не оспаривая выявленные нарушения санитарного законодательства, исковые требования не признал, пояснил, что часть предъявленных требований ответчиком уже выполнена, не оспаривал того, что программа производственного контроля действительно не утверждена главным врачом лечебного учреждения, считает, что данная программа соответствует действующему законодательству, также пояснил, что в декабре 2010г. МУЗ ГДП № 3 было переименовано в МБУЗ ГДП № 3.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом (ч.2 ст. 20).

В соответствии со ст. 21 названного Федерального закона, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой, утвержденной частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона. Программа производственного контроля должна предусматривать, в том числе: способы отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции; контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства; способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10 названного Федерального закона, мойка и дезинфекция производственных помещений, оборудования, инвентаря, тары, транспортных средств должны обеспечивать безопасность продуктов переработки молока, предотвращать возможность вторичного их загрязнения и проводиться с периодичностью, установленной программой производственного контроля. Эффективность мойки и дезинфекции определяется посредством лабораторных испытаний в объеме и с периодичностью, которые установлены программой производственного контроля.

Как установлено в судебном заседании, согласно Устава МБУЗ ГДП № 3, утвержденного приказом руководителя главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ , основным видом деятельности учреждения является осуществление медицинской деятельности, дополнительным- приготовление и снабжение детей раннего возраста питанием; учреждение имеет в своем составе следующие обособленные структурные подразделения без права юридического лица, в том числе:детскую молочную кухню, расположенную по адресу: <адрес>.

Из предписания Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю /з от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении проверки в отношении МУЗ ГДП в детской молочной кухне, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в том числе, ст. 20 названного Закона, в соответствии с которой не организован производственный контроль за соблюдением требований технического регламента на молоко и молочную продукцию при хранении молока сырого, технологических процессах производства молока питьевого и молочной продукции, их хранения, транспортировки и реализации; контроля качества и безопасности заквасок, используемых при производстве кисло-молочной продукции, качества и безопасности изготавливаемой продукции; программа производственного контроля, отвечающая требованиям ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» 12.06.2008г. № 88-ФЗ, не представлена (отсутствует).

Предписано, в том числе: разработать программу производственного контроля в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г.; организовать проведение производственного контроля за соблюдением требований технического регламента на молоко и молочную продукцию Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г. посредством проведения лабораторных испытаний в установленном порядке. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (п. 5 Предписания). Указано, что за невыполнение предписания в установленный срок наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.5 или ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2010г. МУЗ ГДП № 3 привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Как следует из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении МУЗ ГДП № 3 по адресу: <адрес>, обнаружено невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г., /з от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

п. 5 не выполнен в полном объеме в части разработки программы производственного контроля в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г.: организовать проведение производственного контроля за соблюдением требований технического регламента на молоко и молочную продукцию Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г., в том числе посредством проведения лабораторных испытаний в установленном порядке- программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г. (далее Программа) разработана; в соответствии с требованиями п. 2 ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ 12.06.2008г. в программе отсутствует информация: о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции; о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства; способы утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г.; лабораторный контроль осуществляется не в полном объеме, предусмотренном Программой: не представлены, отсутствуют протоколы лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала.

Согласно протоколу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в действиях МУЗ ГДП № 3 обнаружен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 87 в Советском районе г. Красноярска от 21.12.2010г., МУЗ ГДП № 3 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. в доход местного бюджета.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 17.02.2011г. постановление мирового судьи судебного участка № 87 Советского района г. Красноярска от 21.12.2010г. изменено, из описательной части исключено указание о неисполнении МУЗ ГДП № 3 п. 1,2 и 4 предписания /з от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Согласно акта проверки Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнению ответчиком предписания /з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», установлено, что данное предписание не выполнено, в том числе: представленная программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не соответствует требованиям ст. 21 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г., поскольку в программе не указаны все критические точки контроля, производственный лабораторный контроль предусмотрен в неполном объеме, как того требует действующее законодательство.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что первоначально представленная ответчиком программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», утвержденная главным врачом МУЗ ГДП № 3 в августе 2010г., не содержит сведений о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способов утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. Ответчиком не представлено доказательств о проведении производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе, в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала, представлении протоколов лабораторных испытаний.

Представленная ответчиком в суд программа производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. в молочной кухне МБУЗ ГДП № 3 по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принята во внимание, поскольку не утверждена главным врачом МБУЗ ГДП № 3, что не оспаривалось представителем ответчика, тогда как в силу п. 2 ст. 20 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным в установленном порядке лицом. В связи с чем, довод представителя ответчика о том, что исполнены требования об устранении санитарного законодательства, указанные в предписании Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о приведении программы в соответствие требованиям ст. ст. 20, 21 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», несостоятельны.

Учитывая, что согласно предписанию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было предложено устранить нарушения санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, требования истца не исполнены ответчиком до настоящего времени, ответчиком не представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований Управления Роспотребнадзора по <адрес> в установленный срок, суд приходит к выводу о том, что МБУЗ ГДП № 3 было допущено незаконное бездействие по неисполнению обязательных требований законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор от ДД.ММ.ГГГГ в части не обеспечения в программе производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. сведений о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способах утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г., не обеспечения проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе, в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала, представлении протоколов лабораторных испытаний.

При таких обстоятельствах, являются обоснованными требования истца о понуждении МБУЗ ГДП № 3 устранить данные нарушения, а именно: указать в программе производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. сведения о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способах утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г., обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе, в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала, представить протоколы лабораторных испытаний, поскольку указанные нарушения, допущенные ответчиком, могут привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, представляющих реальную угрозу для жизни детей грудного возраста, потребляющих молочную продукцию детской молочной кухни.

Учитывая пояснения представителя ответчика о том, что для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства потребуется не менее 1,5 месяца, а также пояснения представителя истца, подтвердившей обоснованность данного срока, суд полагает возможным установить МБУЗ ГДП № 3 срок для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 1,5 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МБУЗ «Городская детская поликлиника № 3» в неисполнении обязательных требований законодательства, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор /з от ДД.ММ.ГГГГ в части не обеспечения в Программе производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. сведений о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способах утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г., не обеспечения проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала, не представлении протоколов лабораторных испытаний.

Обязать МБУЗ «Городская детская поликлиника № 3» указать в Программе производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г. сведения о способах отзыва, доработки и переработки сырья и готовой молочной продукции, о контролируемых этапах (критических контрольных точках) процессов производства, способах утилизации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008г., обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, в том числе, в части проведения лабораторных испытаний смывов с технологического оборудования, инвентаря, посуды, рук персонала, представить протоколы лабораторных испытаний в течение 1,5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.

Судья                                Т.И. Петроченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200