Дело № 2-703/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Тарараевой Т.С.,
при секретаре Самковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рагимова Салима Джемолтыновича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в трудовой стаж периодов работы, признании права на досрочное назначении трудовой пенсии, назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Рагимов С.Д. /с учетом уточненных исковых требований/ обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска с требованиями о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Требования мотивировал тем, что уточненным протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с тем, что не были приняты к зачету, в том числе, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О.» Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я. Полагает, что его должности относились к плавсоставу судов. Теплоходы не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, а также служебно-вспомогательными, разъездными и пригородного и внутригородского сообщения. Он осуществлял трудовые функции по своей специальности в составе членов экипажа на протяжении всего навигационного периода. Также не согласен с отказом к зачету в стаж периодов работы районах Крайнего Севера, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рулевого моториста, штурмана-1 помощника механика, капитана-1 помощника механика, капитана-механика на теплоходах «З. «Р. «А. «П. «О. ПГО Е.», а также периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве штурмана-сменного капитана механика теплохода Я. Т. В данные периоды он осуществлял работу в районах Крайнего Севера. Указанные суда, несмотря на их приписку, ходили из г. Красноярска в районы Крайнего Севера, в периоды между навигациями находились в этих районах. Считает отказ пенсионного фонда во включении данных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным. Просит обязать ответчика включить периоды работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Рагимов С.Д., его представитель - Игнатов А.Ю. /действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ/ исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска – Мясоедова М.И. /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ / иск не признала.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу об удовлетворении требований Рагимова С.Д.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу подп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании ч.2 ст. 28.1 данного ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Уточненным решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска Рагимову С.Д. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости с применением суммирования льгот по достижению пенсионного возраста по ст. 28.1 ФЗ № 173-ФЗ. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию на основании подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода О. Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО Ф. поскольку отсутствуют сведения о навигационном периоде работы. Также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлены документы, подтверждающие отсутствие работы в акватории порта, работы на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО Ф.» не включен в стаж, поскольку не подтвержден индивидуальными сведениями, истребовать которые не представляется возможным по причине отсутствия деятельности организации ООО «Ф.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Яшма» не включен, поскольку отсутствует работа по пп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
Также в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию на основании подп. 6 п.1 ст. 28 ФЗ не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рулевого моториста, штурмана-1 помощника механика, капитана-1 помощника механика, капитана-механика на теплоходах «З. «Р. «А. «П. «О.» ПГО Е.», поскольку отсутствуют документы о приписке судов в РКС либо в МКС; а также периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве штурмана-сменного капитана механика теплохода Я.» Т., поскольку отсутствует работа в РКС в периоды между навигациями.
В судебном заседании истец Рагимов С.Д., его представитель - Игнатов А.Ю. пояснили, что работа в должностях рулевого моториста теплохода «З. капитана-механика теплохода «О. ПГО Е.», капитана-механика ООО «Ф.», штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я. относится к работе плавсостава судов. Данные теплоходы не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, а также служебно-вспомогательными, разъездными и пригородного и внутригородского сообщения, они ходили по притокам и малым рекам, осуществляли доставку грузов. Он осуществлял трудовые функции по своей специальности в составе членов экипажа в течении полного рабочего дня на протяжении всего навигационного периода. Перед каждой навигацией им выдавался навигационный план-приказ на каждый теплоход, в котором было указано наименование груза и периоды его доставки, по окончанию каждого навигационного периода проводилось отчетное собрание, где проводились итоги работы. Полагают, что факт неуплаты или ненадлежащей уплаты работодателем ООО «Ф. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из правовой позиции КС РФ не может нарушать конституционные права истца на пенсионное обеспечение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в оплачиваемом отгуле, работая в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода Я. данный период относится к периоду, следующему за окончанием рейса, поэтому подлежит зачету в стаж. В периоды работы на теплоходах З. Р.», «А.», «П.», «О.» ПГО Е.», а также периодов работы на теплоходе Я. Т. он осуществлял работу в районах Крайнего Севера. Все теплоходы ПГО Е.» на которых он осуществлял свои трудовые функции /З.», «Р. А.», «П. «О. ходили из г. Красноярска в районы Крайнего Севера. Полагает, что приписка теплоходов З. и «О. в <адрес> была осуществлена РЭБ флота ПГО Е.» в целях эффективного использования судов и оперативного руководства грузоперевозками, ремонтом, поскольку Песчанский участок являлся головным. Такие участки по приписке судов образовывались, поскольку невозможно было располагать более 80 судов в одном месте. Суда «А. «П.» закреплены за <адрес> водным участком, «Р. - за <адрес> участком, в дальнейшем также были изменены их места приписки на г. Красноярск. Основной задачей этих судов являлось обеспечение экспедиции по Северным маршрутам, суда доставляли груз в данные районы, в межнавигационные периоды также находились в районах Крайнего Севера, там же и зимовали. Технически было невозможным возвращение судов без груза в зимний период в г. Красноярск, члены экипажа вместе с судном зимовали в районах Крайнего Севера, жили в вагончиках, на плавкране, в каютах. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в оплачиваемых отпуске и отгуле, работая в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я. В данные периоды за ним сохранялись место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска – Мясоедова М.И. пояснила, что отказ Пенсионного фонда в принятии к зачету спорных периодов работы истца является обоснованным. За периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О. Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО «Ф.» ПФ не были представлены сведения о навигационных периодах работы данных судов. Также, в период работы с ООО «Ф. не представлены документы, подтверждающие отсутствие работы в акватории порта, работы на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО Ф. в нарушение действующего законодательства не подтвержден индивидуальными сведениями работодателя, истребовать которые не представляется возможным по причине отсутствия деятельности организации ООО Ф.». Полагает, что в период предоставления отгула Рагимову С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода Я. отсутствует работа по пп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, данный период является межнавигационным, в который работа истцом не осуществлялась. Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № стаж работы в районах Крайнего Севера должен протекать с полной занятостью в течении полного рабочего дня. При этом, под местом осуществления работы понимается место осуществления трудовых функций. Местом работы Рагимова С.Д. являлись, в том числе, судна «З. «Р.», «А. «П. О. которые были приписаны к <адрес> и <адрес>, то есть не к районам Крайнего Севера. Согласно справки работодателя теплоходы были приписаны к руслу реки, также зимовали и осуществляли ремонт по месту приписки. Данная приписка судов с достоверностью не свидетельствует о работе истца в районах Крайнего Севера, в связи с чем, сведения работодателя не подтверждает работу истца в указанных районах. Также, в периоды нахождения истца в оплачиваемых отпуске и отгуле, работая в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я.» не являются работой в районах Крайнего Севера.
Оценивая представленные доказательства суд приходит к следующему.
Согласно сведений трудовой книжки Рагимова С.Д., он приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принят рулевым-мотористом на теплоход «З.» Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е.». Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведен рулевым-мотористом на теплоход «Р. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведен рулевым-мотористом на теплоход «А. <адрес> участка. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначен 1 штурманом-1 помощника теплохода «П.» <адрес> участка. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначен капитаном-1 помощника механика на теплоход «А. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Рагимов С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ переведен капитаном-механиком теплохода «О.» <адрес> участка. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию.
На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Рагимов С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в качестве капитана-механика ООО «Ф. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №лс истец с ДД.ММ.ГГГГ принят в административно-хозяйственный отдел 1 штурманом-сменным капитаном механиком теплохода «Я.» Т.
Из смысла действующего пенсионного законодательства РФ следует, что одним из условий досрочного назначения указанным лицам пенсии по старости является их работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также наличие соответствующего стажа.
Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов речного флота пользуется правом на досрочную пенсию при отнесении должности работника к плавсоставу, а также в случае, если суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. При этом такое право устанавливается независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей, а также ведомственной принадлежности соответствующих судов, а также организационно-правовой формы и формы собственности судовладельца.
Согласно справки ОАО Е от ДД.ММ.ГГГГ № Рагимов С.Д. работал, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О.Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е.». Данные теплоходы являются транспортными суднами, не относятся к судам, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательного, разъездного, пригородного и внутригородского сообщения. Работники флота производили доставку бурового оборудования, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других технических грузов, необходимых для обеспечения геологоразведочных работ полевых подразделений ПГО Е.». Профессии рулевого моториста, капитана-механика относились к работникам плавсостава и являлись штатными единицами судов. Стаж работы Рагимова С.Д. в качестве рулевого моториста, капитана-механика засчитывается в льготный стаж при досрочном назначении пенсии по подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». В имеющихся в архиве документах сведений о навигационных периодах нет. В связи с тем, что архивные документы РЭБ флота приняты на хранение от ООО Е не в полном объеме, справка составлена на основании архивных документов: личной карточки формы Т-2, лицевых счетов начисления заработной платы и полевого довольствования, производственных приказов, приказов ПГО Е.
В соответствии со справкой ООО «Ф. от 26.04.2004 года Рагимов С.Д. действительно работал в ООО «Ф.» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полный рабочий день в должности капитана-механика, которая относится к плавсоставу, на суднах «Б. «В. «Н. которые относятся к транзитным судам. Данные суда не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, пригородного и внутреннего сообщения что дает право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях по пп.9. п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Район выполнения работ – на нижнем течении <адрес>, данные районы относятся к районам Крайнего Севера. На всех судах работал полный навигационный период.
По данным справки Т. от ДД.ММ.ГГГГ №, Рагимов С.Д. действительно работает полный рабочий день в Т. с ДД.ММ.ГГГГ в должности 1 штурмана-сменного капитана теплохода «Я.». Данное судно работает на транзитной линии <адрес> и к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, пригородного и внутригородского сообщения не относился, что дает право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях по пп.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Навигационные периоды судна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой Т. от ДД.ММ.ГГГГ №. Суду представлены дополнительно должностная инструкция на 1 штурмана сменного капитана теплохода «Я.» Т., штатные расписания, из которых следует, что данная должность относится к плавсоставу.
При этом, оснований не доверять данному документу либо относится критически, у суда не имеется, справка выдана работодателем истца, подписана директором ООО «Ф. заверена печатью организации. В справке имеется отметка о том, что предприятие несет ответственность за предоставление сведений для назначения и выплаты пенсии на основании ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях». Довод УПФ РФ о том, что в справке не указаны основания ее выдачи не свидетельствует о том, что данный документ является недостоверным.
Поскольку в соответствии со ст. 25 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» организация несет ответственность за достоверность сведений содержащихся в документах, предоставляемых для установления и выплаты трудовой пенсии, суд считает возможным принять сведения работодателей в качестве доказательств выполнения истцом работ в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что в периоды работы Рагимов С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О. Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО «ПГО Е.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО «Ф.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я. являлся работником плавсостава данных судов. Теплоходы «З.», О.», ООО «Ф.», «Я. не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения
Законодателем предусмотрено право членов экипажа судов на досрочное назначение пенсии по старости в связи с характером выполняемой ими работы, связанной с особыми условиями труда. При этом, в соответствии с требованиями пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости, должны быть включены только те периоды, когда судно находилось на реке, а работа плавсостава была связана с особыми условиями труда, длительным отрывом от берега, в тяжелых погодно-климатических условиях. Факт наличия таких особых условий подтверждается наличием навигационных периодов.
При этом, отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом постановления Правительства РФ от 02.05.2006 года № 266 "О внесений изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О.» Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО ПГО Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись в навигационные периоды данных судов.
Так, согласно справки Енисейского филиала Ф. / в г. Красноярске/ от ДД.ММ.ГГГГ, средние многолетние значения начала и окончания физической работы навигации по Ангаро-Енисейскому бассейну составляют: <адрес> с 05 мая по 29 октября /177 суток/, <адрес> с 18 мая по 11 октября /146 суток/, <адрес> с 25 мая по 8 октября /136 суток/. Вышеуказанные данные представлены в соответствии с «МУ». Также данные обстоятельства дополнительно подтверждаются представленными суду выписками из газет «РЕ», издаваемого коллективами Енисейского ордена Ленина речного пароходства и государственного предприятия «ВП».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются необходимые основания для включения периодов работы Рагимова С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода З.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О.» Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве капитана-механика ООО Ф. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 9 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Оценивая тот факт, что в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика ООО Ф.» не подтвержден сведениями индивидуального учета, согласно пункту 2 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 3 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и / или/ иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом « Об индивидуальном /персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального /персонифицированного/ учета. Периоды работы, включаемые в страховой стаж после регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда на оснований сведений индивидуального /персонифицированного/ учета. При этом, суд принимает во внимание, что данные требования установлены и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ /ч.1 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях»/. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального /персонифицированного/ учета. Существует две основные формы подтверждения страхового стажа- документами и сведениями индивидуального учета.
При разрешении заявленных исковых требований в части включения в стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика ООО Ф. суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Постановлении КС РФ от 10 июля 2007 года, в соответствии с которой исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами- право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями / работодателями/ страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечисления Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия, за счет средств федерального бюджета. Указанным Постановлением Конституционного суда РФ положения абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Впредь по установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм и анализом представленных документов, суд полагает, что поскольку платежи по страховым взносам, факт неуплаты или ненадлежащей уплаты работодателем ООО Ф.» страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую и на накопительную части пенсии не может нарушать конституционные права истца на пенсионное обеспечение, период работы Рагимова С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика ООО «Ф.» подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Требования истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я.» в стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии суд полагает также подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справки Т. от ДД.ММ.ГГГГ № Рагимов С.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ находился в очередном отпуске. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа №лсп от ДД.ММ.ГГГГ находился в оплачиваемом отгуле.
В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года № 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Кроме того, включение периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков установлен п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
При таких обстоятельствах, учитывая, что период работы истца в 2009 году в качестве штурмана-сменного капитана механика теплохода Я. включен ПФ в стаж, принимая во внимание, что в соответствии с требованиями пенсионного законодательства РФ периоды нахождения в очередном оплачиваемом отпуске и отгуле являются периодами, следующими за окончанием рейса, суд приходит к выводу о том, что данный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Разрешая исковые требования Рагимова С.Д. о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рулевого моториста, штурмана-1 помощника механика, капитана-1 помощника механика, капитана-механика на теплоходах «З.», «Р. А.», «П. «О. ПГО Е.» в специальный стаж на основании подп. 6 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как работа в районах крайнего Севера и суд исходит из следующего.
В соответствии со справками ОАО Е» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, Рагимов С.Д. работал в Ремонтно-эксплуатационной базе флота ПГО Е.», которая базировалась в «УБК» /<адрес>, проводила централизованный завоз оборудования и материалов в экспедиции ПГО Е.» по малым рекам бассейна реки Енисей /<адрес>/ на судах, закрепленных за участками, расположенными в районах Крайнего Севера и зимующих по месту приписки. Стаж работы Рагимова С.Д. в районе Крайнего Севера засчитывается в льготный стаж и засчитывается в льготный стаж при досрочном назначении пенсии по подп. 6 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с тем, что архивные документы РЭБ флота приняты на хранение от Р.» не в полном объеме, справка составлена на основании архивных документов: личной карточки формы Т-2, лицевых счетов начисления заработной платы и полевого довольствования, производственных приказов, приказов ПГО Е.
Суд, оценивая сведения, представленные работодателем сведения о том, что судна зимовали по месту приписки, учитывает, что данное указание необходимо трактовать в контексте представленных сведений и их взаимосвязи о том, что данные судна были закреплены за участками, расположенными в районах Крайнего Севера, и именно там зимовали. Данное обстоятельство также следует из представленных первичных документов.
Приказом по ПГО Е.» от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Ремонтно-эксплуатационной базы флота» /РЭБ флота/с ДД.ММ.ГГГГ в составе объединения ПГО Е. создана хозрасчетная на самостоятельном балансе Ремонтно-эксплуатационная база /РЭБ/ флота, местонахождением которой определен <адрес>. Определн состав РЭБ флота: <адрес> водная партия, <адрес> водная партия, <адрес> ремонтно-эксплуатационный участок. Все наличие самоходного и несамоходного флота и имущества передано РЭБ флота.
Приказом Ремонтно-эксплуатационной базы Флота ПГО Е.» от ДД.ММ.ГГГГ №-Л (№) «О закреплении флота ПГО РЭБ ПГО Е.» по участкам и за капитанами-наставниками» теплоход «З.», «О.» закреплены за <адрес>головным/ участком и соответствующим капитаном-наставником, теплоходы П.» и «Аксай» за Ванаварским водным участком и соответствующим капитаном-наставником, теплоход «Р.» за <адрес> водным участком и соответствующим капитаном-наставником Х.Ю.В. При этом, такое закрепление было осуществлено в целях эффективного использования судов РЭБ флота и оперативного руководства грузоперевозками, ремонтом, проведения воспитательной работы среди плавсостава.
При таких обстоятельствах, исходя из местонахождения РЭБ флота ПГО Е.» в <адрес>, установленных целей приписки судов «З. О.» в <адрес>, суд приходит к выводу, что факт приписки судов с достоверностью не свидетельствует о том, что данные суда не осуществляли навигацию в районах Крайнего Севера.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля по делу С.А.В., работавшим согласно сведений трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на теплоходах ПГО Е.» пояснил, что работал на различных теплоходах ПГО Е. РЭБ флота имел несколько участков, за которыми закреплялись судна с целью эффективности использования флота. Несмотря на место приписки некоторых судов в <адрес>, работа фактически осуществлялась в районах Крайнего Севера, работники получали соответствующие северные надбавки. Место приписки судна не свидетельствует о том, что оно является его местом работы. Теплоходы осуществляли грузоперевозки на притоках и малых реках, все экспедиции осуществлялись в районах Крайнего Севера. В межнавигационный период продолжали работать, подготавливали судно к работе. Теплоходы зимовали именно в период навигации на Севере, там же они и ремонтировались. Свидетель П.Е.В., работавший с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на теплоходе «П. ПГО Е.». Суду пояснил, что Рагимов С.Д. работал на данном теплоходе совместно с ним с 1984 года по 1986 год. Судно было закреплено за Ванаварским водным участком, осуществляло плавание на мелких речках. Несмотря на приписку судов к <адрес>, теплоходы ходили на Север, где работали постоянно, не возвращались в г. Красноярск. Рагимов С.Д. осуществлял трудовую деятельность в районах крайнего Севера- в <адрес>, на судах которые выполняли работу на Севере на основании представляемых планов. Судна приходили в г. Красноярск только осенью по окончанию навигационного периода, ремонтировались и зимовали на Севере.
Более того, факт осуществления истцом работы в районах Крайнего Севера также дополнительно подтверждается имеющимися в материалах дела телеграммой, направляемой истцом супруге Р.Н.Н. в г. Красноярск, почетной грамотой о награждении Рагимова С.С., штурмана теплохода «П. за добросовестное выполнение принятых социалистических обязательств, поскольку такое награждение свидетельствует о выполнении истцом соответствующих планов по работе судна.
Таким образом, оценивая собранные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт осуществления истцом работы в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рулевого моториста, штармана-1 помощника механика, капитана-1 помощника механика, капитана-механика на теплоходах З.», «Р.», «А.», «П.», «О.» ПГО Е.» осуществлял работу на данных судах в районах крайнего Севера, что является основанием для включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Также суд полагает необоснованным отказ во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периода нахождения Рагимова С.Д. в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в качестве штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я.» Т., поскольку данный период относится к периоду, следующими за окончанием рейса, в связи с чем, подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, при включении спорных периодов в стаж, у ситца возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Рагимов С.Д. обратился в УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты ему назначается досрочная трудовая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Рагимова Салима Джемолтыновича удовлетворить.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить периоды работы Рагимова Салима Джемолтыновича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности рулевого моториста теплохода «З.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика теплохода «О.» Ремонтно-эксплуатационной базы флота ПГО Е.», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве капитана-механика ООО «Ф.», а также период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске и отгуле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности штурмана-сменного капитана механика теплохода «Я.» Т. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать УПФ РФ (ГУ) в <адрес> включить периоды работы Рагимова Салима Джемолтыновича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рулевого моториста, штармана-1 помощника механика, капитана-1 помощника механика, капитана-механика на теплоходах «З.», «Р.», «А.», «П.», «О.» ПГО Е.», периода нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в качестве штурмана-сменного капитана механика теплохода Я.» Т. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска назначить Рагимову Салиму Джемолтыновичу досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий Т.С.Тарараева