Дело №2-2452/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2011 года Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
при секретаре Валехматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аношко Нины Владимировны к Администрации Советского района г. Красноярска об оспаривании отказа жилищной комиссии в постановке на учет и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Аношко Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Советского района г.Красноярска о признании недействительным отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по ст. 21 ФЗ «О ветеранах»; о понуждении ответчика в постановке ее ( как вдовы участника ВОВ) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по ст. 21 вышеуказанного ФЗ. Свои требования истица мотивировала тем, что она является вдовой участника ВОВ - ФИО5 (умершего ДД.ММ.ГГГГ); в настоящее время проживает в однокомнатной квартире своей внучки - Каниной В.А. В декабре 2008 года в результате пожара частично сгорел ее дом в <адрес>; в 2009 году она подарила указанный дом своим дочерям, поскольку ей было затруднительно содержать жилье, осуществлять ремонт дома после пожара. Так как в собственности иного жилья она не имеет, при обращении в Администрацию Советского района г.Красноярска ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условия на том основании, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия и теперь постановка на учет будет произведена не ранее 5 лет с даты совершения указанных действий. Поскольку данное основание не является безоговорочным для отказа в постановке на учет, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с данными требованиями.
В судебном заседании представитель истца – Зданкевич А.М. ( по доверенности от 28.01.2011 года) вышеназванные требования поддержала, ссылаясь на то, что исходя из требований действующего законодательства размер средств федерального бюджета, предоставляемых для улучшения жилищных условий ветеранов определяется исходя из нормы общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекты РФ, устанавливаемой ежеквартально Минрегионом России.
Представитель Администрации Советского района г. Красноярска, третьи лица – представитель Министерства социальной политики Красноярского края, Канина В.А. в суд не явились; о рассмотрении данных требований были извещены своевременно и надлежащим образом; третьи лица по ходатайству просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования Аношко Н.В. неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда ( ч.1). При этом, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилом помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанными федеральным законом или законом субъекта РФ (ч.3).
В соответствии с п/п.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из толкования п/п2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, одним из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является непредставление документов, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).
Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006 года №18-4751 ( в ред. от 04.03.2010 года), правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают: 1) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ; 2) граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.5 указанного Закона края, ст. 52 ЖК РФ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет.
Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 09.12.2010г.) к мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляемым нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. К указанным мерам относятся, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.3 ст.2 Закона Красноярского края №10-4386 от 18.02.2010 года «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( в ред. от 09.12.2010 года), обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Судом установлено, что Аношко Н.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, вдовой участника Великой Отечественной Войны (ВОВ) - ФИО5 (умершего ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждено справкой МСЭ-2004 №, справкой УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке ВЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти 1-БА №.
Согласно решению жилищной комиссии при Администрации Советского района г.Красноярска от 17.01.2011 года, Аношко Н.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п/п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ на том основании, что ею были предоставлены документы, не подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий и право состоять на учете, в качестве нуждающегося.
Как следует из представленной выписки из домовой книги от 25.01.2011 г., в однокомнатной квартире № общей площадью 37,5 кв.м, в том числе жилой – 15,80 кв.м) по <адрес> зарегистрировано 2 человека: Канина В.А. - собственник и Аношко Н.В. – бабушка собственника. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанного жилого помещения является Канина В.А. Выпиской из ЕГРП установлено, что Аношко Н.В. является собственником земельного участка, расположенного на землях поселений по адресу: <адрес>
Согласно акту о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, в результате возгорания бани, расположенной на территории <адрес> в <адрес>, был поврежден огнем <адрес> в <адрес>, принадлежащий ранее Аношко Н.В. Со слов ФИО8 (дочери Аношко Н.В.) ущерб от пожара составил 150 000 руб.
На основании договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Аношко Н.М. подарила принадлежащий ей жилой <адрес> своим дочерям: ФИО10 и ФИО8, о чем выданы свидетельства о переходе права собственности указанных лиц на данный объект недвижимости и произведена государственная регистрация перехода права собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца указывал на то, что Аношко Н.В. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку в <адрес> в <адрес>, где она проживает в настоящее время живут 4 человека; дарение дома <адрес> было вынужденной мерой, так как дом требовал сил и финансовых вложений для его восстановления.
Однако, суд не может согласиться с доводами Аношко Н.В. и его представителя по следующим основаниям.
Из толкования ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан: малоимущие; иные определенные федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.
Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем отсутствует.
Аношко Н.В.до 24.02.2009 года являлась собственником жилого дома № (общей площадью 43,9 кв.м), расположенного по адресу: <адрес> является собственником земельного участка, занимаемого данным жилым домом общей площадью 1555,4 кв. м.
Проживание в неблагоустроенных домах согласно действующему жилищному законодательству не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилом помещении.
Основания и порядок признания жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания принимает межведомственная комиссия, образованная органом местного самоуправления.
Из содержания протокола заседания жилищной комиссии Администрации Советского района г. Красноярска от 17.01.2010 года, предоставленных истцом документов следует, что основанием отказа Администраций Советского района г. Красноярска в постановке Аношко Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются положения статьей 53, 54 ЖК РФ, в соответствии с которыми граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная норма содержится в статье 4 Закон края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».
Согласно требованиям ст. 50 ЖК РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется учетной нормой общей площади жилого помещения, являющейся минимальным размером общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Администрации г. Красноярска от 14.04.2005 № 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска» учетная норма граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории г. Красноярска, установлена в размере менее 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая то, что на момент совершения дарения дома № ( общей площадью 43,9 кв.м) Аношко Н.В. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении; после пожара дома, она в установленном законом порядке не обращалась о признании данного дома непригодным ( аварийным) для проживания; распорядилась домом по своему усмотрению ( подарила его детям, а не продала), т.е. совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия Администрации Советского района г. Красноярска в обеспечении ее другим жильем; принимая во внимание, что в настоящее время она проживает в благоустроенной квартире, общей площадью 37,5 кв.м; была вселена в данное жилое помещение в качестве члена семьи собственника – Каниной В.А. (внучки); на регистрационном учете в данной квартире состоят лишь 2 человек (истица и ее внучка), т.е. на каждого проходится более 12 кв.м, проживание иных лиц, не доказано истцом, в силу ст. 56 ГПК РФ; учитывая то, что на момент обращения Аношко Н.В. в Администрацию пятилетний срок с момента дарения дома не истек, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Аношко Н.В. и полагает в ее иске отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Аношко Нины Владимировны о признании отказа Администрации Советского района г.Красноярска от 17.01.2011 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении Администрации Советского района г.Красноярска в постановке на данный учет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 07.06.2011 года).
Председательствующий: А.Л. Елисеева