Дело № 2-3910/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи В.В. Демидовой,
при секретаре О.В. Лис,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канарской Валентины Андреевны об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска, понуждении администрации Советского района г. Красноярска к постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Канарская В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска, понуждении администрации Советского района г. Красноярска к постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. Требования мотивировала тем, что обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив необходимый пакет документов. Решением жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что заявителем представлены документы, не подтверждающие нуждаемости. Указанное решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконно и необоснованно, поскольку она имеет право на обеспечение жильем общей площадью <данные изъяты> как <данные изъяты> умершего <данные изъяты> ФИО3 Просила признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Советского района г. Красноярска осуществить постановку Канарской В.А. на учет в качестве нуждающейся.
В судебном заседании представитель заявителя Куманькина М.О. (по доверенности) требования поддержала. Представитель администрации Советского района г. Красноярска просил рассмотреть дело в его отсутствие, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав представленные сторонами доказательства, суд полагает требования Канарской В.А. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006 года №18-4751, правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии со ст.5 указанного Закона, ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Красноярска № 192 от 14 апреля 2005 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска» установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Канарская В.А. обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и (или) на праве собственности по категории «<данные изъяты>» с приложением документов.
Из письма администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Канарской В.А. следует, что решением жилищной комиссии при администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку представленные Канарской В.А. документы не подтверждают право состоять на учете нуждающихся. Согласно выписке из домовой книги и ФЛС Канарская В.А. зарегистрирована в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с <данные изъяты> ФИО5, ее <данные изъяты>. Указано о том, что являясь <данные изъяты> ФИО5, Канарская В.А. имеет равные права пользования жилым помещением с собственником, на каждого <данные изъяты> в квартире приходится более <данные изъяты> кв.м. общей площади, таким образом, Канарская В.А. обеспечена жилым помещением по учетной норме (л.д. 41).
Согласно уведомлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ права на объекты недвижимого имущества за Канарской В.А. не зарегистрированы (л.д. 6). Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным на ДД.ММ.ГГГГ год за Канарской В.А. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности в <адрес> не зарегистрированы (л.д. 7). По данным администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Канарской В.А., как <данные изъяты> не предоставлялось жилое помещение по договорам социального найма и не выдавались денежные средства на приобретение жилья за период действия ФЗ от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах» (л.д. 8). Канарская В.А. является <данные изъяты> (удостоверение – л.д. 9). Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся <данные изъяты>, проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ, участвовал в <данные изъяты>, удостоверение <данные изъяты> выдано <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Канарская В.А. является <данные изъяты> умершего <данные изъяты> ФИО3, имеющего <данные изъяты> (справка <адрес> – л.д. 11). Согласно выписке из домовой книги, ФЛС от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> на регистрационном учете состоят: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (квартиросъемщик), ФИО5 (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ Канарская В.А. (<данные изъяты>), ФИО6 (<данные изъяты>) (л.д. 12).
Согласно справкам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Канарская В.А. проживала в д. <адрес> с момента рождения по ДД.ММ.ГГГГ, д. <адрес> сгорела в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32,34). Из выписки из ФЛС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канарская В.А. с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете в <адрес> <адрес> (отопление печное, водоснабжение –колонка - л.д. 33).
В судебном заседании представитель заявителя суду пояснила, что Канарская В.А., являясь <данные изъяты> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив необходимый пакет документов. Решением жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Канарской В.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость. Указанное решение Канарской В.А. до настоящего времени не получено. Лишь в ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен ответ администрации Советского района г. Красноярска, из которого Канарской В.А. стало известно об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Пояснила, что ранее Канарская В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в <адрес>, однако ее дом сгорел, после чего она переехала в <адрес>, где проживала в неблагоустроенном доме. Позднее была вынуждена переехать в <адрес> к <данные изъяты>, где проживает в квартире с <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес> в <адрес> до настоящего времени. Отдельной комнатой не обеспечена.
Настаивала, что решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и необоснованным, поскольку Канарская В.А. не обеспечена жильем, никогда не имела в собственности жилья, заявитель в силу действующего законодательства имеет право на обеспечение жильем общей площадью <данные изъяты>., как <данные изъяты>. Просила признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Советского района г. Красноярска осуществить постановку Канарской В.А. на учет в качестве нуждающегося.
Администрацией Советского района г. Красноярска представлен отзыв на заявление Канарской В.А., из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Канарская В.А. обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории «<данные изъяты>», предоставив пакет документ. Из представленных документов следовало, что <данные изъяты> Канарская В.А. зарегистрирована в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с <данные изъяты> ФИО5, ее <данные изъяты>. Являясь <данные изъяты> ФИО5, Канарская В.А. имеет равные права жилым помещением с собственником, на каждого <данные изъяты> в квартире приходится более <данные изъяты> кв.м. общей площади квартиры, что в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, установившим норму площади жилого помещения на одного человека в домах пригодных для проживания – 12 кв.м., свидетельствует об обеспечении ее жильем и невозможности поставить на учет нуждаемости. На основании изложенного, решением от ДД.ММ.ГГГГ Канарской В.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявлено о пропуске установленного законом срока для обжалования действий администрации района, поскольку уведомление об отказе в постановке на учет отправлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (статья 7).
Суд учитывает, что по данным администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Канарской В.А., как <данные изъяты> не предоставлялось жилое помещение по договорам социального найма и не выдавались денежные средства на приобретение жилья за период действия ФЗ от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах». Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся <данные изъяты>, проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ, участвовал в боевых <данные изъяты>, удостоверение <данные изъяты> выдано <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из домовой книги, ФЛС от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> на регистрационном учете состоят: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (квартиросъемщик), ФИО5 (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ Канарская В.А. (<данные изъяты> ФИО6 (<данные изъяты>) (л.д. 12).
В соответствии со справками администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Канарская В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в д. <адрес> с рождения по ДД.ММ.ГГГГ, д. <адрес> сгорела в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32,34). Из выписки из ФЛС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канарская В.А. с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете в <адрес> <адрес> (отопление печное, водоснабжение –колонка).
Оценивая представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всей совокупности имеющихся в деле доказательств, учитывая, что право пользования заявителя жилым помещением производно от волеизъявления собственника жилого помещения, прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения влечет прекращение право пользования, данная категория граждан «<данные изъяты>» нуждается в особых мерах социальной защиты, соответствующих их статусу и заслугам перед Отечеством, заявитель проживает в <данные изъяты> квартире, где так же проживают еще три человека, возраст Канарской В.А., индивидуальные особенности (<данные изъяты>), суд приходит к твердому убеждению, что решение жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, полагает возможным обязать администрацию Советского района г. Красноярска осуществить постановку Канарской В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
К доводу администрации Советского района г. Красноярска о том, что заявителем пропущен установленный срок на подачу заявления суд относится критически. Так, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Доказательств направления решения жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Канарской В.А., получения ею указанного решения, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, администрацией Советского района г. Красноярска суду не представлено. Достаточных доказательств вручения заявителю уведомления об отказе в постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Доводы администрации Советского района г. Красноярска о том, что Канарская В.А. обеспечена жилым помещением по учетной норме (более 13 кв.м. общей площади), суд находит несостоятельными. Регистрация Канарской В.А. в <данные изъяты> квартире по адресу: <адрес> принадлежащей ФИО4, ФИО5 на праве собственности, проживание с <данные изъяты> ФИО5, ее <данные изъяты> не свидетельствует об обеспечении Канарской В.А. жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Канарской Валентины Андреевны об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска, понуждении администрации Советского района г. Красноярска к постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Советского района г. Красноярска поставить Канарскую Валентину Андреевну на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска по истечении пяти дней с момента оглашения решения.
Председательствующий Демидова В.В.