<данные изъяты>
Дело № 2-2259\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2011 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Худоноговой О.А.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Долбик Натальи Борисовны о признании бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный» незаконным, обязании администрации г. Красноярска выполнить проектную автодорогу в жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный»,
У С Т А Н О В И Л:
Долбик Н.Б. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный» незаконным, обязании администрации г. Красноярска выполнить проектную автодорогу в жилой массив индивидуальной застройки <адрес> (заявление о дополнении заявленных требовании л.д. 46), указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году администрация г. Красноярска выделила ее супругу Долбик В.В. земельный участок для индивидуального жилого строительства в жилом массиве индивидуальной застройки <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году на выделенном земельном участке они построили жилой дом, зарегистрировали право собственности, зарегистрированы вместе с несовершеннолетними детьми по указному адресу. В указанном микрорайоне также проживают около 50 семей, имеющих малолетних детей. С ДД.ММ.ГГГГ года они ездили по гравийной дороге, впоследствии оказалось, что данная дорога не входит в проект. В ДД.ММ.ГГГГ году земельный участок с временной автодорогой был продан застройщику, в настоящее время стоятся многоэтажные дома, временная автодорога была снесена. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с жалобой в администрацию г. Красноярска, получила ответ, что собственником земельного участка, по которому проходит проектная дорога, является ООО ПКФ «Усадьба», которое и обязано выполнять работы по обеспечению земельного участка инженерной и автодорожной инфраструктурой. Считает данный ответ администрации г. Красноярска проявлением бездействия в выполнении обязанности органа местного самоуправления. В результате бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в микрорайон <адрес>, она не может реализовать свое право пользования жилым помещением, право на защиту жизни и здоровья и имущества в случае пожара. Кроме того, земельный участок в границах <адрес>, по которой проходит дорога в микрорайон <адрес>, включен в состав земельного участка №, принадлежащего ООО «Усадьба», незаконно. Реализацию прав граждан, предусмотренных Федеральным законодательством и проживающих в микрорайоне <адрес> нельзя ставить в зависимость от добросовестности ООО ПСФ «Усадьба». Таким образом, сделка по включению мест общего пользования <адрес> в состав земельного участка, принадлежащего ООО ПСФ «Усадьба», является недействительной. К ней применимы последствия недействительной сделки в виде возврата ООО ПСФ «Усадьба» земельного участка в границах <адрес> в муниципальную собственность.
В судебном заседании заявитель Долбик Н.Б. заявленные требования поддержала.
Заинтересованное лицо Долбик В.В. в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации г. Красноярска Николаев Д.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не признал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Лиховская Ю.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ООО ПКФ «Усадьба» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены судом своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В силу ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица или служащего, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом:
ДД.ММ.ГГГГ ПСФ «Усадьба» ФИО11 по земельным ресурсам и землеустройству на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 300,4 га. на основании Постановления Президиума Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается свидетельством за №, а также свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Красноярска и ПСФ «Усадьба» заключен договор о сотрудничестве по комплексной застройке микрорайона <адрес> (л.д. 124).
Как следует из данного договора, ПСФ «Усадьба» является единственным заказчиком-застройщиком в мкр. <адрес>, привлекает инвесторов для строительства инженерных сетей, автодорог и объектов социальной сферы района застройки <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> за № постановлено: переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 3004000 кв.м., в собственность за плату. ООО ПКФ «Усадьба» установить границы участка на местности и обеспечить постановку участка на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством. Признать утратившим силу постановление <адрес> № т ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ООО ПКФ «Усадьба», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 126).
ДД.ММ.ГГГГ ООО ПКФ «Усадьба» выдано свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует что ООО ПКФ «Усадьба» является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 3004000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121).
Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес>, в сведениях государственного кадастра недвижимости имеет статус «Архивный». Дата снятия с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с регистрацией прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. До раздела данный земельный участок находился в границах территории муниципального образования г. Красноярск, установленных в соответствии с Законом Красноярского края № 9-4277 от 24.12.2009 года «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ муниципального образования г. Красноярск» (л.д. 129).
Из сообщения Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, местоположением <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес>, уточненной площадью 2843716 кв.м., находящийся в собственности ООО ПКФ «Усадьба», разделен на 21 земельный участок на основании заявления ФИО5 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. Образованные в результате раздела земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, им присвоены следующие кадастровые номера: №. Земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3.1 ст. 24 Федерального Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 128).
ДД.ММ.ГГГГ между ПСФ «Усадьба» и Долбик В.В. заключен договор № совместного пользования земельным участком № в квартале № № по <адрес> в микрорайоне <адрес>", площадью 1500 кв.м., для проведения проектных и изыскательских работ, связанных со строительством индивидуального жилого дома (л.д. 57-58).
Заключением Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальному жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, жилой район индивидуальной застройки <адрес>, земельный участок №, присвоен почтовый адрес: <адрес> (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Красноярска Долбик В.В. выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес>, участок № сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Долбик В.В. является собственником жилого дома площадью 89,80 кв.м., в том числе жилой 60,0 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Из сообщения администрации г. Красноярска №-у от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект плана социального развития города на 2001-2005 годы включены объекты коммунального назначения, в том числе сети ВиК, магистральные сети в квартале I-II-III-V-VII»а»-VIII»а» и подъездная автодорога (л.д. 51).
Из сообщения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок общей площадью 300,4 Га, на котором расположен жилой массив индивидуальной застройки <адрес>», принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования на праве собственности ООО «Усадьба», что подтверждено решением суда, в связи с чем, ООО «Усадьба», как землевладелец указанного земельного участка, обязано выполнить работы по обеспечению земельного участка инженерной и автодорожной инфраструктурой (л.д. 15).
Как следует из сообщения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, границы муниципального образования город Красноярск установлены законом Красноярского края от 06.07.2006 года № 19-4986 «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск». В соответствии с вышеуказанным законом земли мкр. «Нанжуль - Солнечный» включены в территорию муниципального образования г. Красноярск (л.д. 112).
Заявитель Долбик Н.Б. в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией г. Красноярска ее супругу Долбик В.В. был выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в жилом массиве индивидуальной застройки «<адрес>-<адрес>». В ДД.ММ.ГГГГ году на выделенном земельном участке они выстроили дом, зарегистрировали в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались по месту жительства и постоянно в нем проживают с двумя малолетними детьми. С ДД.ММ.ГГГГ года они ездили в микрорайон по дороге гравийного исполнения, которая была выполнена не по проекту. В сентябре 2010 года земельный участок, по которому проходила временная автодорога в микрорайон, администрацией г. Красноярска был продан частному застройщику, началось строительство многоэтажных домов, временная автодорога была снесена. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с жалобой в администрацию г. Красноярска, на что получила ответ, что землевладельцем земельного участка, по которому проходит проектная дорога, является ООО ПСФ «Усадьба», которое и обязано выполнить работы по обеспечению земельного участка инженерной и автодорожной инфраструктурой. Считает данный ответ администрации г. Красноярска проявлением бездействия в выполнении обязанностей органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законодательством. Так в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения,водоотведения, снабжение населения топливом (п. 4 ч. 1); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п. 5 ч. 1); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1). В результате бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в микрорайон <адрес>», нарушен ряд ее прав, предусмотренных федеральным законодательством, в частности, она не может реализовать своё право на оказание скорой медицинской помощи, право пользования жилым помещением, право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Администрация г. Красноярска утверждает, что собственник земельного участка, по которому, в том числе, проходит автодорога в микрорайон «Нанжуль-Солнечный» ОOO «ПСФ «Усадьба» обязано выполнить работы по обеспечению микрорайона автодорожной инфраструктурой. При этом администрация г. Красноярска не указывает, каким нормативным актом предусмотрена данная обязанность ООО «ПСФ «Усадьба». ООО «ПСФ «Усадьба» обладало правом бессрочного пользования на земельный участок на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №, между ООО «ПСФ «Усадьба» и администрацией г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о сотрудничестве по комплексной застройке микрорайона <адрес>», что свидетельствует о том, что проект застройки микрорайона был согласован и утвержден. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ПСФ «Усадьба» и отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации <адрес> заключен договор купли-продажи № земельного участка с растровым номером № ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПСФ «Усадьба» выдано свидетельство о государственной регистрации права №, из которого следует, что ООО «ПСФ «Усадьба» является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Считает, что земельный участок в границах <адрес>, по которой проходит дорога в микрорайон <адрес>, включен в состав земельного участка №, принадлежащего ООО «ПСФ «Усадьба», незаконно. Реализацию прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством и проживающих в микрорайоне <адрес>, нельзя ставить в зависимость от добросовестности ООО «ПСФ «Усадьба». Таким образом, ее права на гарантированное Конституцией РФ оказание скорой медицинской помощи, право пользования жилым помещением, право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, не должны ущемляться из-за нежелания ООО ПСФ «Усадьба» обустроить дорогу в микрорайон <адрес>». Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, независимо от признания её таковой судом, признается недействительной с момента её совершения. Таким образом, сделка по включению мест общего пользования, а именно <адрес> в состав земельного участка, принадлежащего ООО «ПСФ «Усадьба», является недействительной. К ней применимы последствия недействительной сделки в виде возврата ООО «ПСФ «Усадьба» земельного участка в границах <адрес> в муниципальную собственность. Просит суд обязать администрацию г. Красноярска выполнить проектную дорогу в жилой массив индивидуальной застройки «<адрес>».
Представитель администрации г. Красноярска Николаев Д.Ю. в судебных заседаниях пояснил, что администрация города не является хозяйствующим субъектом, в соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов. Администрация города не имеет материальной базы, штата работников для осуществления строительных работ и не осуществляет эти работы. В соответствии со ст. 45 Устава города Красноярска, администрация города, реализуя установленные полномочия, осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность. Статьей 46 Устава города Красноярска определено, что органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города. Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска исполняет функции городского заказчика и технического надзора за организацией строительства и реконструкции, капитального и текущего ремонта, текущего содержания городских дорог; определяет перспективы развития и совершенствования магистральных дорог городского значения. Таким образом, администрация г. Красноярска является ненадлежащим органом, чьи действия обжалуются. Заявителю ранее указывалось письмом Заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ №-дг о том, что земельный участок, на котором он просит осуществить строительство автодороги, принадлежит на праве собственности ООО «Усадьба». В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определены ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой императивно не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять строительство автомобильных дорог на земельных участках, находящихся в частной собственности, с целью обеспечения движения транспортных средств для определенного круга лиц (в рассматриваемой ситуации жителей жилого массива индивидуальной застройки «<адрес>»). Сам заявитель также не может указать конкретные правовые нормы, в соответствии с которыми на администрацию города может быть возложена данная обязанность. Не представляется возможным определить какую именно и чем предусмотреннуюпроектную автодорогу просит выполнить заявитель, не указаны ее идентифицирующиеданные (ширина, длинна, месторасположение). Более того, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ разрешение на строительство автомобильных дорог выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса, из которого следует, что в целях получения разрешения на строительство объектов капитального строительства застройщик предоставляет в специально уполномоченный орган, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, соответственно, исходя из указанной нормы, получить разрешение на строительство вправе лицо, обладающее правами на земельный участок, вследствие чего действующее законодательство исключает возможность в данной ситуации получить разрешение на строительство и, соответственно, осуществить строительство автомобильной дороги администрацией города, как этого просит заявитель, на земельном участке, в отношении которого администрация г. Красноярска какими-либо правами не обладает. Кроме того, в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовыхактов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии сфедеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. При этомрасходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправлениясамостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источниковфинансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14.12.2010 N 12-214 «О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов» не предусмотрено расходных обязательств на строительство требуемой автомобильной дороги. Также нельзя согласиться с требованиями заявителя о бездействии со стороны администрации г. Красноярска, поскольку соответствующие разъяснения на поступившееобращение от заявителя были даны в вышеуказанном письме заместителя Главы города -руководителя департамента градостроительства. Просит отказать Долбик Н.Б. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления архитектуры администрации г. Красноярска Ляховская Ю.Н. в судебных заседаниях пояснила, что вопросы местного значения определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом вопросы местно значения согласно ст. 123 Конституции РФ решаются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом требований действующего законодательство и в пределах их компетенции. С учетом письма департамента градостроительства от 26.10.2010 года, землевладельцем данной территории является ООО «Усадьба», в связи с чем данное лицо обязано выполнить работы по обеспечению земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой. В таком случае администрация города не уполномочена распоряжаться данной территорией, в том числе и осуществлять на данной земле какое-либо строительство. Более того, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № функции заказчика по строительству дорог были переданы администрацией городасвоему структурному подразделению - департаменту городского хозяйства, который является самостоятельным юридическим лицом со своими нравами и обязанностями. При этом департамент городского хозяйства является заказчиком строительства, но самостоятельно не осуществляет строительство и реконструкцию дорог. Строительство автомобильных дорог, включая выезды к ним с прилегающих территорий, осуществляется в соответствии с действующим градостроительным законодательством РФ и с учетом требований строительных норм и правил СНиП «Автомобильные дороги», согласно которым для размещения таких объектов необходимо осуществление отвода земельных участков в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений. При проектировании дорог должен быть обеспечен ряд требований: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое обустройство автомобильных дорог ( п.2.1 СНиП). Основанием для осуществления непосредственно самих работ по строительству дороги является разрешение на строительство, выданное в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса и при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок. Таким образом, строительство любых дорог осуществляется только в установленном законом порядке и с соблюдением всех необходимых для этого требований. С учетом письма департамента градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, землевладельцем дайной территории является ООО «Усадьба», в связи с чем данное лицо обязано выполнить работы по обеспечению земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой. Администрация города не уполномочена распоряжаться данной территорией, в том числе и осуществлять на ней какое - либо строительство. Более того, функции заказчика по строительству дорог переданы администрацией города своему структурному подразделению департаменту городского хозяйства постановлением администрации г. Красноярска от 23.02.2001 № 135. Просит отказать Долбик Н.Б. в удовлетворении заявленных требованиях.
Оценивая представленные суду доказательства, суд учитывает, что в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета.
Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определены статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой императивно не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять строительство автомобильных дорог на земельных участках, находящихся в частной собственности, с целью обеспечения движения транспортных средств для определенного круга лиц.
Названные положения закона содержатся и в Уставе города Красноярска.
Для реализации вышеуказанных полномочий органы местного самоуправления должны в местных бюджетах предусматривать денежные средства, необходимые для решения этих вопросов, в том числе и для строительства дорог.
Названным Законом регламентируются полномочия администрации в области строительства, транспорта, связи и т.п., граждане не наделены правом требовать от местных органов власти, в частности, строительства дорог и благоустройства прилегающих к их месту жительства территорий.
Таким правом могут быть наделены органы территориального общественного самоуправления населения в соответствии с их положениями (уставами) и с учетом полномочий, передаваемых им местной администрацией в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В соответствии с положениями названного Закона разработка проекта и исполнение местного бюджета осуществляется соответствующей местной администрацией. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки и исполнения местного бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Что касается исполнения генерального плана застройки жилого комплекса, то гражданин также не вправе вмешиваться во взаимоотношения заказчика и подрядчика.
Кроме того, как следует из заявленных требований Долбик Н.Б., она просит суд обязать администрацию г. Красноярска выполнить проектную дорогу от пр. <адрес> до принадлежащего ее семье дома по адресу <адрес>, тогда как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, местоположением <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки <адрес>», находящийся в собственности ООО ПКФ «Усадьба», разделен на 21 земельный участок на основании заявления ФИО5 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ год, образованные в результате раздела земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, им присвоены кадастровые номера.
При таких обстоятельствах при строительстве дороги через мкр. «<адрес>» будут нарушены права собственников земельных участков, администрация города Красноярска не наделена полномочиями распоряжаться землями, находящимися в собственности физических и юридических лиц.
Кроме того, постановлением от 23.02.2001 года № 135 «О реорганизации департамента городского хозяйства» функции заказчика по строительству дорог были переданы администрацией города структурному подразделению – департаменту городского хозяйства, который является самостоятельным юридическим лицом.
Статьей 46 Устава города Красноярска определено, что органы администрации г. Красноярска образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет бюджета города.
Согласно п. 2.4, 3.43 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 23.02.2001 года № 135, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска исполняет функции городского заказчика и технического надзора за организацией строительства и реконструкции, капитального и текущего ремонта, текущего содержания городских дорог, определяет перспективы развития и совершенствования магистральных дорог городского значения.
Строительство автомобильных дорог, включая выезды к ним с прилегающих территорий, осуществляется в соответствии с действующим градостроительным законодательством РФ и с учетом требований строительных норм и правил СНиП «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя от 20.08.1985 года №133 (далее- СНиП).
Согласно п. 1.14 СНиП для размещения таких объектов необходимо осуществление отвода земельных участков в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений. При проектировании дорог должен быть обеспечен ряд требований: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое обустройство автомобильных дорог (п.2.1 СНиП).
Основанием для осуществления непосредственно самих работ по строительству дорог является разрешение на строительство, выданное в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса и при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, строительство любых дорог осуществляется только в установленном законом порядке и с соблюдением всех необходимых для этого требований.
Кроме того, в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательствамуниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовыхактов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии сфедеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
При этом расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправлениясамостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источниковфинансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14.12.2010 N 12-214 «О бюджете города на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов» не предусмотрено расходных обязательств на строительство требуемой заявителем автомобильной дороги.
Суд находит не основанными на законе доводы заявителя Долбик Н.Б. о том, что сделка по включению мест общего пользования, а именно <адрес>, в состав земельного участка, принадлежащего ООО «ПСФ «Усадьба», является недействительной и к ней применимы последствия недействительной сделки в виде возврата ООО «ПСФ «Усадьба» земельного участка в границах <адрес> в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований Долбик Н.Б. о признании бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в жилой массив индивидуальной застройки «<адрес>-<адрес>» незаконным, обязании администрации г. Красноярска выполнить проектную автодорогу в жилой массив индивидуальной застройки «<адрес>», в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Долбик Н.Б. надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Долбик Натальи Борисовны о признании бездействия администрации г. Красноярска, выразившегося в необустройстве дороги в жилой массив индивидуальной застройки «<адрес>» незаконным, обязании администрации г. Красноярска выполнить проектную автодорогу в жилой массив индивидуальной застройки «<адрес>» - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Красноярска с момента изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения - 24.06.2011 года.
Председательствующий О.А.Худоногова