оспаривание решения



Дело №2-2904/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ЕДЕРАЦИИ

    23 июня 2011 года                                                               Советский районный суд г. Красноярска

    в составе:     председательствующего судьи               Елисеевой А.Л.,

    при секретаре               Валехматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании     гражданское дело по иску Кизима Владимира Владимировича, Гребельной Ольги Анатольевны к Администрации г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска о признании незаконным действий по отказу в заключении договора социального найма и понуждении в заключении договора социального найма на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Кизима В.В., его супруга Гребельная О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО10 первоначально обратились в суд с иском об оспаривании действий главы Администрации Советского района г.Красноярска и Администрации г.Красноярска по отказу в заключении с ним договора социального найма на квартиру <адрес> о понуждении Администрации г.Красноярска в выделении его семье спорного жилого помещения; о понуждении Администрации Советского района г.Красноярска к заключении с ним договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. Свои требования истец мотивировали тем, что является военнослужащим МО РФ, выслуга лет по состоянию на 01.12.2010 года составляет более 15 лет, проживает в общежитии по адресу войсковой части <данные изъяты>. В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, его семье было выделено спорное жилое помещение для повторного вселения семьи военнослужащего. При обращении в Администрацию Советского района г.Красноярска с вопросам о заключении договора социального найма на выделенное жилье, ему было незаконно отказано. Считают данный отказ незаконным, нарушающим требования п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с данными требованиями.

В ходе судебного рассмотрения истцы дополнили свои исковые требования и окончательно просили: 1) признать незаконными действия Администрации Советского района г.Красноярска и Администрации г.Красноярска по отказу в заключении с ним договора социального найма на предоставленное жилое по адресу: <адрес>; 2) обязать главу Администрации г.Красноярска заключить с ними договор социального найма на распределенное жилое помещение по адресу: <адрес> на состав семьи три человека: на него, жену и сына.

В судебном заседании Кизима В.В., его представитель - Казмирчук С.П. (по доверенности от 21.03.2011 г.), представитель Гребельной О.А. – Казмирчук С.П. ( по доверенности от 21.03.2011 года) окончательные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Администрации Советского района г. Красноярска – Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.2011 г.) ссылался на то, что вопрос о предоставлении жилья военнослужащим является спорным; конкретных разъяснений по данному поводу у них не было, т.к. ранее таких обращений не поступало, в связи с чем, они обратились в Администрацию г.Красноярска с просьбой разъяснить порядок предоставления жилья. На основании полученного ответа, было рекомендовано ответить заявителю отказом и разъяснить возможность обращения за судебной защитой. Принципиальных возражений против данного иска у них не имеется.

Представитель Администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о рассмотрении данных требований был извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд считает требования Кизима В.В., Гребельной О.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ, право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточно жизненного уровня для каждого. При этом, предоставление жилища бесплатно или за доступную цену осуществляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ( в ред. от 21.04.2011 года, с изм. от 17.05.2011 года), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из содержания ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

         Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст.12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст.6).

         Однако, военная служба, по смыслу ст.ст. 59,71 Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст.40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Из толкования п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с п. 40 «Инструкции о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ» ( утв. приказом Министерства обороны РФ от 15.02.2000 года № 80), предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть.

Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из послужного списка Кизима В.В. поступил на военную службу добровольно 01<данные изъяты>

Членами его семьи истца являются: жена - Гребельная О.А., несовершеннолетний сын - ФИО11 что подтверждается выпиской из личного дела, свидетельствами о заключении брака, о рождении ребенка, выпиской из домовой книги, справкой о поверке жилищных условий.

Жилищной комиссией войсковой части <данные изъяты> Красноярского гарнизона принято решение о выделении гв.майору Кизима В.В. с составом семьи 3 человека, двухкомнатной <адрес>, что подтверждается списком распределения жилых помещений по войсковой части 59361, за подписью командира войсковой части, Председателя жилищной комиссии ( выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ).

Спорная квартира, ранее по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ была выделена на основании решения исполкома райсовета народных депутатов семье военнослужащего ФИО8 через Красноярскую КЭЧ на состав семьи 3 человека.

ДД.ММ.ГГГГ ВрИО командира войсковой части <данные изъяты> обратился с письмом к главе Администрации Советского района г.Красноярска об оформлении договора социального найма на освободившуюся квартиру по указанному выше адресу на семью военнослужащего Кизима В.В.

В письме от 18.02.2011 года начальник отдела по правовым и жилищным вопросам администрации Советского района г.Красноярска указал истцу на спорный характер рассматриваемых правоотношений, который может быть разрешен только в судебном порядке.

Представитель истцов суду пояснил, что спорная квартира была выделена предыдущему жильцу – ФИО8 еще в 1990-е годы, на тот период действовал приказ № 285 МинОбороны СССР. Исходя из системного толкования требований приказа № 285 от 10.11.1975 года, п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего» следует, что жилье, которое ранее было распределено военнослужащим, при его освобождении также должно быть занято военнослужащим. Исполнение таких требований действующего законодательства является обязанностью всех должностных лиц. Поскольку ранее администрация г. Красноярска выделила спорное жилье для заселения семьи военнослужащего, в дальнейшем данное жилое помещение должно быть занято также военнослужащим.

Из представленного Администрацией г.Красноярска отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии с абз.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащего», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время принят Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» согласно которому военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 51.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, обеспечение жилыми помещения по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан в рамках Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляется федеральными органами государственной власти, к которым органы местного самоуправления не относятся, соответственно на Администрацию г. Красноярска и Администрацию Советского района г. Красноярска данная обязанность действующим законодательством не возложена.

Кроме того, Администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с п. 2.2.6 Положения об администрации района в г. Красноярске ( утв. распоряжением Администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р) в сфере управления муниципальным жилищным фондом районная администрация осуществляет функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно п. 3.8 вышеуказанного Положения администрация района вправе выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Таким образом,    признание действий Главы администрации города Красноярска по отказу в заключении договора социального найма и требование о возложении на него обязанности по выделению жилого помещения является неправомерным.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 суду пояснил, что спорную квартиру ранее по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ занимал он с семьей; квартира была предоставлена по направлению КЭЧ администрацией Советского района г.Красноярска, выдан ордер . В настоящее время ему предоставлена другая квартира, в связи с чем, спорное жилое помещение было им освобождено.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, суд находит обоснованными доводы истцов в части предъявленных исковых требований к Администрации Советского района г.Красноярска по следующим основаниям.

Исходя из толкования п.1 ст.15 вышеназванного ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Следовательно, исходя из положений приведенной нормы и с учетом того, что Кизима В.В. заключил контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 года, а его выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения 08.11.2010 г. жилого помещения жилищной комиссией войсковой части 59361 составляла более 5 лет (на 08.11.2010 г. - 15 лет 3 месяцев), он имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма.

В развитие конституционных принципов о праве каждого на жилище, Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст.40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.

В частности, такой порядок установлен п.5.ст.15 вышеназванного ФЗ. Из содержания п.5 ст.15 указанного ФЗ следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст.19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом, Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п.5 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года"О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.

Таким образом, Федеральный закон " О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к убедительному выводу о неправомерности действий Администрации Советского района г.Красноярска, выразившихся в отказе Кизима В.В. в заключении договора социального найма на освободившееся спорное жилое помещение, учитывая, что последним представлены все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, на основании чего решением жилищной комиссии Кизима В.В. на состав семьи 3 человека была выделена спорная квартира; учитывая то, что данное жилое помещение ранее занимал военнослужащий войсковой части <данные изъяты>ФИО8 (допрошенный судом в качестве свидетеля), в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов, предъявленные к Администрации Советского района г.Красноярска. В исковых требованиях к Администрации г.Красноярска следует отказать, поскольку в соответствии с Положением об администрации района (утвержденным распоряжением администрации г.Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р) функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и найма жилых помещений специализированного жилищного фонда возложены на администрацию районов <адрес>.

Исходя из требований ст.ст.98,100 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с Администрации Советского района г. Красноярска: в пользу Кизима В.В. судебные расходы на сумму 6 200 руб.( из которых: 5000 руб. – расходы на представителя и 1000 руб. – расходы по составлению доверенности, 200 руб. – возврат гос.пошлины), в пользу Гребельной О.А. – 1000 руб. (расходы по составлению доверенности), поскольку данные расходы понесены истцами при рассмотрении данного дела и подтверждены документально.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Администрации Советского района г. Красноярска по отказу Кизима Владимиру Владимировичу в заключении договора социального найма на квартиру <адрес>.

Обязать Администрацию Советского района г. Красноярска заключить с Кизима Владимиром Владимировичем договор социального найма на двухкомнатную квартиру , расположенную по адресу: <адрес>, с учетом включения в данный договор членов его семьи: Гребельной Ольги Анатольевны (жены) и несовершеннолетнего ФИО3 <данные изъяты>

Исковые требования Кизима Владимира Владимировича, Гребельной Ольги Анатольевны к Администрации г. Красноярска о признании незаконным действий по отказу в заключении договора социального найма и понуждении в заключении договора социального найма на квартиру, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации Советского района г. Красноярска в пользу Кизима Владимира Владимировича судебные расходы на сумму 6 200 руб.

Взыскать с Администрации Советского района г. Красноярска в пользу Гребельной Ольги Анатольевны судебные расходы на сумму 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 30.06.2011 года).

Председательствующий:                                                                             А.Л. Елисеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200