оспаривание решения



                                                                        Дело №2-4779/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года                                                         Советский районный суд г. Красноярска

в составе:    председательствующего судьи                   Елисеевой А.Л.,

                      при секретаре                                                Поносовой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кульбижекова Михаила Сергеевича, Кульбижековой Марины Евгеньевны об оспаривании действий и бездействия Администрации Советского района г.Красноярска и понуждении в совершении действий по постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Супруги - Кульбижеков М.С., Кульбижекова М.Е. (в порядке главы 25 ГПК РФ) обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Администрации Советского района г.Красноярска в части отказа 17.02.2011 года о признании их молодой семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий; не включения их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»; о понуждении администрации Советского района г.Красноярска в признании их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Свои требования заявители мотивировали тем, что 10.12.2010 года они обратились с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в удовлетворении их требований без каких-либо ссылок на требования действующего законодательства. Данный отказ они рассматривают как препятствие в реализации их прав и законных интересов, гарантированных ст. 35 Конституции РФ, а также надуманную созданную необоснованную волокиту.

В судебном заседании представитель истцов – Ильин А.С. ( по доверенности от 22.02.2011 года) уточнил заявленные требования и окончательно просил: 1) признать незаконными действия Администрации Советского района г. Красноярска в части отказа в признании молодой семьи истцов (Кульбижековых) нуждающимися в улучшении жилищных условий; 2) признать незаконными бездействия Администрации Советского района г. Красноярска в части не включении молодой семьи истцов (Кульбижековых) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы; 3) о понуждении Администрацию Советского района г. Красноярска в признании Кульбижековых в составе: Михаила Сергеевича (супруга), Марины Евгеньевны (супруги) и <данные изъяты> (дочери), нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат с учетом даты обращения с заявлением в Администрацию Советского района г. Красноярска.

Представитель Администрации Советского района г. Красноярска - Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.2011 года) возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие у заявителей права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования Кульбижековых неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п/п.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).

Согласно ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006 года №18-4751, правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой ст. 51 ЖК РФ.

Постановлением Администрации г.Красноярска №46-а от 11.12.2008 года была утверждена Городская целевая программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 года.

Во исполнение указанного постановления и в соответствии с п.1.2.1 Положения о порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы ( утв. постановлением Администрацией г.Красноярска от 16.07.2009 года за № 258, в ред. от 27.01.2010 года за № 30, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения) было установлено, что молодая семья, выразившая желание участвовать в государственных жилищных программах (молодая и (или) многодетная семья, выразившая желание участвовать в муниципальной жилищной программе), соответствующая критериям, установленным федеральными и (или) краевыми нормативными правовыми актами и (или) правовыми актами города по реализации жилищных программ, в том числе настоящим положением, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой соответствующей социальной выплаты. Реестр молодых семей формируется управлением учета и реализации жилищной политики администрации города.

Исходя из п.2.1.1 указанного Положения, в целях признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах Заявитель обращается в администрацию района в городе Красноярске по месту своего постоянного жительства либо по месту постоянного жительства молодой семьи (в случае, если все члены молодой семьи зарегистрированы по одному адресу) с соответствующим заявлением, к которому прилагаются копии истребуемых документов ( согласно перечня п/п. А-Д). При этом, в случае, если в период, не превышающий пяти лет, предшествующих дате обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся, кто-либо из членов молодой семьи проживал в другом жилом помещении на территории города Красноярска либо в другом населенном пункте, выписка из домовой книги и (или) финансово-лицевой счет представляются также с предыдущего места жительства.

Администрация района в г.Красноярске осуществляет признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в соответствии с нормами федеральных, краевых нормативных правовых актов и правовых актов города, в том числе настоящего Положения, регламентирующих реализацию жилищных программ, а также признание граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ ( п.2.1.2).

Необходимым условием для участия молодых семей в жилищных программах является наличие у молодой семьи достаточных доходов или средств для участия в жилищных программах (п.2.2).

Судом установлено, что супруги Кульбижековы состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о браке I-БА от ДД.ММ.ГГГГ); от данного брака супруги имеют несовершеннолетнюю дочь- Кульбижекову ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

08.12.2010 года Кульбижековы обратились с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены документы, в том числе: выписка из домовой книги на жилой дом по адресу: <адрес> «А» ( общей     площадью 57,60 кв.м, в том числе жилой - 44,20 кв.м); свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на имя Кульбижекова М.С. на указанный выше жилой дом; выписка из домовой книги на квартиру по адресу: <адрес>; справка ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации за ФИО10 (после заключения брака Кульбижековой) М.Е. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> ( общей площадью 54,70 кв.м, в том числе жилой 30,00 кв.м) по <адрес>; заключения компетентных органов о несоответствии жилого <адрес>«А» по <адрес> в <адрес> требованиям законодательных, нормативных правовых актов.

Из оспариваемого п.1 распоряжения Администрации Советского района г.Красноярска №05 от 17.01.2011 года следует, что молодой семье Кульбижековых, на основании пп.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ (т.е. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

Постановлением Администрации г.Красноярска от 14.04.2005 №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска» установлена учетная норма площади жилого помещения ( исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Красноярске) в размере 12 кв. м. на человека.

По свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ, собственником жилого <адрес> «А» ( общей площади 57,6 кв.м, в том числе жилой 44,20 кв.м) по <адрес> в <адрес> является Кульбижеков М.С.

Согласно представленной выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом <адрес> «А» по <адрес>, зарегистрировано 3 человека: Кульбижеков М.С. (собственник), ФИО8 (с 2001 года), ФИО9 (с 1995 года). Таким образом, на каждого из членов семьи приходится более 12 кв.м, что более установленной учетной нормы, утвержденной вышеуказанным постановлением №192.

По справке ФГУП «Ростехинвентаризация» от 10.11.2010 года, за ФИО10 (после заключения брака Кульбижековой) М.Е. зарегистрировано 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>.

Согласно представленной выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> (общей площадью 54,70 кв.м, в т.ч. жилой 30,00 кв.м), расположенной по <адрес> зарегистрировано 4 человека: ФИО10 (квартиросъемщик - собственник), ФИО11 (муж- собственник), Кульбижекова М.Е. (дочь- собственник), Кульбижекова ФИО12 (внучка ДД.ММ.ГГГГ г.р.) Таким образом, на каждого из членов семьи приходится более 12 кв.м, что более установленной учетной норму, утвержденной вышеуказанным постановлением №192.

В соответствии с заключениями филиала Фонда пожарной безопасности по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ проводка, печное отопление в <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> не соответствуют ППБ-01.03, т.е. требованиям пожарной безопасности; несущая способность строительных конструкций данного дома неудовлетворительная; на момент обследования состояние несущих и ограждающих конструкций дома не обеспечивает комфортное проживание в указанном жилом помещении.

В судебном заседании представитель заявителей указывал на то, что Кульбижековы представили весь необходимый пакет документов для участия в целевой программе «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2002-2010 года. Из представленных документов усматривается, что проживание в жилом <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> представляет угрозу для жизни и здоровья семьи Кульбижековых, поскольку дом находится в неудовлетворительном состоянии; при ознакомлении с документами Администрация Советского района г.Красноярска должна была обратить внимание на данный факт и учесть его при рассмотрении заявления Кульбижековых. В настоящее время семья проживет в квартире по <адрес>121 в составе 5 человек, таким образом, на одного человека приходится менее учетной нормы 12 кв.м.

Представитель Администрации Советского района г.Красноярска в своих возражениях указывал на то, что при рассмотрение вопроса о нуждаемости в жилых помещениях учитывается наличие в собственности заявителей жилья, а также число зарегистрированных лиц в данных жилых помещениях. С вопросом о пригодности жилого помещения для проживания заявителям необходимо обратиться в Департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска и представить акт о том, что жилое помещение (<адрес> «А») является непригодным для проживания. Данный порядок установлен постановлением администрации г.Красноярска №210 от 21.05.2010 года, создана специальная вневедомственная комиссия, в которую граждане обращаются для признания помещения непригодным (аварийным) для проживания.

Суд считает доводы представителя Администрации Советского района г.Красноярска убедительными и основанными на требованиях действующего законодательства.

Из толкования ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан: малоимущие; иные определенные федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные сторонами доказательства, учитывая отсутствие оснований для постановки на учет семьи Кульбижековых в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, а также Положением «О порядке реализации городской целевой программы « Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы »; принимая во внимание наличие у заявителей в собственности жилых помещений, площадь которых (с учетом всех проживающих в данных жилых помещениях) превышает учетную норму, предусмотренную Администрации г.Красноярска от 14.04.2005 №192, в размере 12 кв.м, необходимую для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; иных документов ( как то заключения комиссии Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании непригодным (аварийным) жилого <адрес> «А» по <адрес> в г. Красноярске), в том числе, подтверждающих невозможность проживания в жилом доме по <адрес> «А», на момент обращения в администрацию Советского района заявителями не представлено, в связи с чем, у Администрации отсутствовали правовые основания для постановки молодой семьи Кульбижековых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в целевых жилищных подпрограммах, в том числе программе «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поэтому вышеназванные требования заявителей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Кульбижекова Михаила Сергеича, Кульбижековой Марины Евгеньевны: 1) о признании незаконными действий Администрации Советского района г. Красноярска в части отказа в признании их молодой семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий; 2) о признании незаконными бездействий Администрации Советского района г. Красноярска в части не включения их молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы; 3) о понуждении Администрацию Советского района г. Красноярска в признании их (Кульбижековых и их несовершеннолетней дочери <данные изъяты> нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат с учетом даты обращения с заявлением в Администрацию Советского района г. Красноярска, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 18.07.2011 года).

               Председательствующий:                                     А.Л. Елисеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200