О ПРИЗНАНИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ ЧЛЕНА СЕМЬИ УМЕРШНГО ИНВАЛИДА



                                                      Дело № 2-7279/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Турановой Н.В.,

при секретаре – Крупельницкой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дремовой Натальи Васильевны к УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске, Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на получение удостоверения члена семьи умершего инвалида (ЧАЭС), об обязании выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Дремова Н.В. обратилась в суд с иском к УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске, Министерству социальной политики Красноярского края, требуя признать за ней права на получение удостоверения члена семьи умершего инвалида-чернобыльца, об обязании ответчика выдать указанное удостоверение, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой инвалида-чернобыльца ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который был ее кормильцем, полагая, что она имеет право на получение такого удостоверения, ссылаясь на то, что в добровольном порядке в выдаче удостоверения ей было отказано, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истица Дремова Н.В., ее представитель Казанцев К.В. (по доверенности) иск поддержали. Представители ответчиков УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске, Министерства социальной политики Красноярского края, представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зал суда не явились, о дне и месте слушания дела извещены своевременно, должным образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представители ответчиков УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске, Министерства социальной политики Красноярского края просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Дремовой Н.В. обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права.

В силу ч.4 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Согласно п.2 Приказа МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 8902) удостоверение выдается, в том числе, членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона. Оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта) (п.3 настоящего Приказа).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО4 заключен брак, после регистрации которого, последней присвоена фамилия – ФИО5.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной командиром войсковой части , ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1988 годах.

Из справки МСЭ-001 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 установлена первая группа инвалидности, причиной которой послужило увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно свидетельству о смерти, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки о месте жительства, выданной ООО УК «<данные изъяты> ФИО5 по день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>87.

Приказом -ОД от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Дремовой Н.В. отказано в выдаче удостоверения члена семьи, потерявшей кормильца из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

ДД.ММ.ГГГГ Дремова Н.В. обратилась к <данные изъяты> просьбой выдать ей удостоверение члена семьи умершего инвалида-чернобыльца. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> возвратило в <данные изъяты> документы Дремовой Н.В., направленные для оформления и выдачи удостоверения, разъяснив, что в представленных документах отсутствует удостоверение «инвалида-чернобыльца», ранее выданное ФИО5

В судебном заседании истица суду пояснила, что ее муж ФИО5 был инвалидом-чернобыльцом, умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, она в 2010 года обратилась к ответчикам с просьбой выдать ей удостоверение члена семьи умершего инвалида-чернобыльца, однако, в удовлетворении требований ей было отказано, в связи с тем, что ею не было предоставлено удостоверение мужа о том, что он является инвалидом воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Считает, что действиями ответчика нарушены ее права, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца суду пояснил, что муж истицы был инвалидом-чернобыльцом, имел первую группу инвалидности бессрочно по увечью, полученному при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. После смерти мужа, истица, собрав все необходимые документы, обратилась к ответчикам с заявлениями о выдаче ей удостоверения члена семьи умершего инвалида-чернобыльца, однако, в выдаче удостоверения ей было отказано, полагая, отказ ответчиков неправомерным, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> в <адрес>, ранее суду поясняла, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам регулируются Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы». В объем переданных им полномочий не входит полномочие по выдаче удостоверений, в связи с чем, полагает, что УСЗН администрации Советского района г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком. Дремова Н.В. также обращалась в Министерство социальной политики с заявлением о выдаче удостоверения, однако, ей было отказано в выдаче удостоверения, поскольку, ею не было предоставлено удостоверение умершего инвалида-чернобыльца, выданное ранее ее мужу, или первичный документ, являющийся основанием для выдачи Дремову В.А. удостоверение инвалида-чернобыльца; более того, Министерство социальной политики Красноярского края принимают лишь решение о выдаче удостоверения, тогда как выдачу таких удостоверений не производят. Считая, действия ответчиков законными, просит в удовлетворении исковых требований истице отказать.

    Представитель Министерства социальной политики, в своих возражениях, направленных в адрес суда, указал, что истицей Дремовой Н.В. не были представлены все необходимые документы, в связи с чем, в выдаче удостоверения было отказано.

    Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своих возражениях, направленных в адрес суда, пояснил, что в соответствии с порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, оформление и выдача удостоверений членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ, при этом решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимает уполномоченный орган. На Минздравсоцразвития России возложены только полномочия по выдаче бланков удостоверений представителям уполномоченных органов – органов социальной защиты населения субъектов РФ на основании заявки и доверенности, оформленных установленном порядке.

Суд, оценивая имеющиеся по делу доказательства, принимает во внимание, что по смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены ДД.ММ.ГГГГ Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий. В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что причинная связь заболевания, вызвавшая инвалидность, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждается выданной при жизни ФИО5 справкой МСЭ – 001 от ДД.ММ.ГГГГ, суд, приходит к выводу о том, что, в данном рассматриваемом случае, исковые требования истицы Дремовой Н.В. подлежат удовлетворению и полагает необходимым признать за Дремовой Н.В. право на получение удостоверения члена семьи умершего инвалида-чернобыльца.

Административный регламент предоставления государственной услуги органами местного самоуправления по переданным полномочиям по оформлению удостоверений инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Приказом министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 672-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги органами местного самоуправления по переданным полномочиям по оформлению удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает порядок предоставления государственной услуги по оформлению удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и стандарт предоставления государственной услуги. Заявителями на получение государственной услуги по оформлению удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории <адрес>, из числа инвалидов, пенсионеров и других категорий, кроме граждан, работающих или проходящих военную (приравненную к ней) службу в федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающих пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи, в том числе, членов семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой; инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Результатом предоставления государственной услуги является оформление удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, из анализа действующего законодательства, следует, что обязанность по выдаче удостоверения возложена на Министерство социальной политики Красноярского края, которое обязано принять документы, поступившие из УСЗН Советского района в г. Красноярске (в указанном случае), принять решение и выдать или отказать в выдаче удостоверения, после чего направить заявку на выдачу бланка удостоверения в Минздравсоцразвития России, получить и его выдать истице Дремовой Н.В.

Учитывая, что Министерство социальной политики Красноярского края отказало в выдаче удостоверения истице Дремовой Н.В., данный отказа является незаконным, суд считает необходимым возложить на последнего обязанность по выдаче удостоверения члена семьи умершего инвалида, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дремовой Натальи Васильевны удовлетворить.

Признать за Дремовой Натальей Васильевной право на получение удостоверения члена семьи, умершего инвалида, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать Министерство социальной политики Красноярского края выдать Дремовой Наталье Васильевне удостоверение члена семьи умершего инвалида, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 12.09.2011 года.

Председательствующий                                                      Н.В. Туранова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200