Дело № 2-5293/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2011 года.
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мороз С.В.,
при секретаре Клопотовской Ю.В.,
с участием представителя процессуального истца Сидоркиной Н.А., по доверенности № СК-13226 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Новоселовой О.М., действующей на основании Устава и приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд к МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» о признании бездействия противоправным, о возложении обязанности по устранению нарушения п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - устранить нарушение целостности внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления - заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Дмитриевой Г. М. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, в соответствии с которым Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», юридический адрес <адрес>, привлечено к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ. Как видно из вышеуказанного постановления, Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/з со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данных предписаний была возложена на ответчика. В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось устранить выявленные в МДОУ нарушения санитарного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, в отношении ответчика ДД.ММ.ГГГГ проведено внеплановое мероприятие по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/з. В ходе проведения данного мероприятия обнаружено невыполнение в установленный срок п. 2 выданного предписания: - не обеспечена целостность внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна дошкольного учреждения, что является нарушением п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». По факту неисполнения выданного предписания составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. До настоящего времени указанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленного нарушения санитарного законодательства не представлено. Дошкольные образовательные учреждения относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье воспитанников (детей), работников при несоблюдении санитарного законодательства. Неисполнением п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» не позволяет проводить качественно и в полном объеме уборку, профилактическую дезинфекцию, не исключает риск возникновения инфекционных заболеваний среди детей и персонала, что создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании представитель процессуального истца Сидоркина Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Новоселова О.М. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 47-49).
Представители третьих лиц – Администрации г. Красноярска, Управления образования администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом. Руководитель Управления образования администрации Советского района г. Красноярска Зимин Е.Ю. письменным заявлением просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, представил суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что Управление Роспотребнадзора является ненадлежащим истцом, так как указанному органу права на обращение с заявлением в суд в связи с отсутствием «неопределенного круга лиц» не предоставлено. Исходя из содержания искового заявления, Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с заявлением в интересах «неопределенного круга лиц», подразумевая под этим кругом только детей, посещающих МБДОУ № 315. В данном случае круг лиц, в интересах которых предъявлен иск Управлением Роспотребнадзором, является определенным значительным числом граждан - детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение, списочным составом детей, посещающих бассейн. Законными представителями детей в силу частей 3,5 ст. 37 ГПК РФ, а также в силу ст. 64 Семейного кодекса РФ являются родители или в силу п. 2 ст. 31 Гражданского кодекса РФ - опекуны, попечители. Таким образом, Управление Роспотребнадзора не обладает правом на обращение с заявлением в суд в интересах значительного числа граждан. В связи с вышеизложенным, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Следует отметить, что учреждением МБДОУ № 315 и его руководителем Новоселовой О.М. (и прежним руководителем учреждения) были предприняты действия для устранения, направлены обращения для выделения денежных средств. Образовательное учреждение, являясь бюджетным, финансируется планово, в связи с чем существует проблема в незамедлительном исполнении нарушений. Учитывая, что нормы законодательства изменяются, приведение в соответствие с действующим законодательством деятельности МБДОУ требует финансовых затрат и потребности учреждений выявляются в заявочном режиме и выполняются по мере финансирования. Согласно Бюджетному кодексу РФ, Типовому положению об управлении образования администрации района в городе Красноярске, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 20.08.2009 года № 186-р, Перечню получателей бюджетных средств, подведомственных главным распорядителям средств бюджета города Красноярска, на 2011 - 2013 годы, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 09.12.2010 года № 176-р управление образования администрации Советского района в городе Красноярске выступает в качестве главного распорядителя бюджетных средств в отношении МБДОУ № 315. Руководство МБДОУ № 315 обращалось в адрес РУО, на основании данного письма в ГУО была подана заявка в целях выделения бюджетных средств на данные мероприятия (письмо РУО от ДД.ММ.ГГГГ №). В результате чего, в настоящее время ремонт помещений бассейна здания МБДОУ № 315 внесен в Перечень объектов по капитальному ремонту муниципальных учреждений Советского района в г. Красноярске на 2012 год. Таким образом, учитывая обращения руководства МБДОУ № 315 в адрес учредителя, информирование его необходимости финансирования, некорректно указывать, что руководитель бездействовал. Следует отметить, что в сроки, установленные в исковом заявлении (незамедлительное исполнение) выполнить данное требование невозможно в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены определенные сроки по процедуре заключения муниципальных контрактов на выполнение ремонтных работ. На основании вышеизложенного требования, предъявленные к МБДОУ № 315, не подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания (ст. 8 названного ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 11 ФЗ). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 ФЗ). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч. 1 ст. 28 ФЗ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в отношении МДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, согласно которому последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 15-18).
По результатам плановой выездной проверки в отношении МДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» выявлены нарушения санитарного законодательства, о чем вынесено предписание №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).
Как следует из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проводимой проверки выявлено нарушение ответчиком п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в части обеспечения целостности внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна МДОУ «Детский сад № 315» (л.д. 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» был составлен протокол об административном правонарушении за №; материалы административного производства направлены мировому судье для привлечения МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» к административной ответственности (л.д. 8-10).
Согласно названным выше предписанию и протоколу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: по пункту 2 - не обеспечена целостность внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна дошкольного учреждения, что является нарушением п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Согласно п. 1.7. Устава (новая редакция) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» МДОУ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, находящимися вы его распоряжении денежными средствами. Согласно п. 1.11. Устава МДОУ реализует закрепленные за ним законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении цели и задачи. Оно создано с целью оказания помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимых коррекции нарушений развития детей. Согласно п. 1.12. Устава МДОУ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье детей и работников МДОУ во время образовательного процесса (л.д. 92-95).
Заведующей МБДОУ № 15 Новоселовой О.М. в адрес Управления образования администрации Советского района г. Красноярска неоднократно направлялись служебные письма, запросы с приложением дефектной ведомости в связи с невыполнением предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю №/з от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения - ДД.ММ.ГГГГ) в части обеспечения целостности внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна МБДОУ № (л.д. 60-72).
Согласно ответа зам. начальника Управления образования администрации г. Красноярска Дорошкевич В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт здания бассейна, перехода в бассейн предусмотрен в плане мероприятий на 2010 год (л.д. 73).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением администрации Советского района г. Красноярска в адрес Главного управления образования г. Красноярска направлено письмо с просьбой включить в титульный план 2010 года на капитальный ремонт, в том числе МДОУ № 315, <адрес>, капитальный ремонт бассейна, подземного перехода к бассейну (л.д. 41-44).
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные истцом доказательства, подтверждающие установленные у МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» при проверке нарушения санитарного законодательства, а также наличие выявленных у ответчика при проверке контролирующим органом нарушений санитарного законодательства, которые до настоящего времени им не устранены и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Управление Роспотребнадзора является ненадлежащим истцом, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» подлежат удовлетворению. Суд, с учетом того, что согласно п. 1.7. Устава (новая редакция) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» МДОУ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, находящимися вы его распоряжении денежными средствами. Согласно п. 1.11. Устава МДОУ реализует закрепленные за ним законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении цели и задачи. Оно создано с целью оказания помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимых коррекции нарушений развития детей. Согласно п. 1.12. Устава МДОУ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье детей и работников МДОУ во время образовательного процесса, полагает необходимым признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» по устранению нарушений требований санитарного законодательства с возложением обязанности на МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» устранить нарушения требований санитарных правил, исполнить п. 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/з, устранить нарушение п. 5.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», обеспечив целостность внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна дошкольного учреждения по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предусмотренных законом оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не усматривает.
На основании ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, учитывая, что истец на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд полагает необходимым взыскать с МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» по устранению нарушений требований санитарного законодательства.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарных правил, исполнить п. 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/з, устранить нарушение п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», обеспечив целостность внутренней отделки стен, потолков во всех помещениях бассейна дошкольного учреждения по адресу: <адрес>.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад № 315 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения, т.е. с 06.07.2011 года.
Председательствующий С.В. Мороз