об оспаривании действий



                                                                       Дело №2-5171/11

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года                                                   Советский районный суд г. Красноярска

в составе:    председательствующего судьи                 Елисеевой А.Л.,

                      при секретаре                                             Валехматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богданова Александра Леонидовича, Богдановой Ольги Владимировны об оспаривании действий Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, Управления образования администрации г.Красноярска,

У С Т А Н О В И Л:

Супруги Богдановы А.Л. и О.В. (в порядке главы 25 ГПК РФ) первоначально обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Управления образования администрации Советского района г.Красноярска (РУО), Главного управления образования администрации г.Красноярска о предоставлении места несовершеннолетнему сыну-ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в МДОУ по месту проживания: «<данные изъяты> ( <адрес>). Свои требования заявители мотивировали тем, что 26.03.2011 года они обратились в Управление образования о выделении сыну места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства; повторное обращение ими было осуществлено 12.04.2011 года. Поскольку у них отсутствуют льготы на внеочередное или первоочередное устройство ребенка в детский сад и место в группе полного дня может быть предоставлено в порядке общей очереди (в настоящий момент № очереди - 1007); было предложено место в группе кратковременного пребывания в МБДОУ . Считаю, что действиями РУО, ГУ образования администрации г.Красноярска нарушено законное право на образование их несовершеннолетнего сына, в связи с чем, просят признать незаконными решение РУО Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ и решение ГУ образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выделении места в МДОУ; обязать РУО и ГУ образования администрации г.Красноярска предоставить ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) место в МДОУ по месту жительства: «<данные изъяты>» (<адрес>).

В судебном заседании Богдановы уточнили требования и окончательно просили признать незаконными: 1) решение Управления образования администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ; решение Главного управления образования администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выделении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; 2) обязать Управление образования администрации Советского района г.Красноярска предоставить ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в г. Красноярске по <адрес>) место в МДОУ по месту жительства: «<данные изъяты> (<адрес>) в группу полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.

Представители Главного Управления образования администрации г. Красноярска - Романова И.Р. (по доверенности от 22.06.2011 г.), Управления образования администрации Советского района г. Красноярска - Михашенок Д.В. (по доверенности от 11.04.2011 г.) возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что в случае удовлетворения заявленных Богдановыми требований будут нарушены права других детей, состоящих ранее на очереди на получение места в МДОУ.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле,    исследовав материалы дела, считает требования Богдановых не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2).

           Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43 ч.ч.1,2 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

          Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую, в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

           Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют, как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования, предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Вышеприведенные положения ст. 43 (части 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Закрепляя в п. 1 ст. 18, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, Закон Российской Федерации "Об образовании" в пункте 3, той же статьи, предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Такие учреждения, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 года N 677 Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 3).

Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности.

Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость, надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу ст.ст. 7, 71 (п. "в", "з"), 75 (ч.3), 114 (п. "а" ч. 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должны, при принятии нормативных правовых актов, руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее ст.ст. 43 (ч. 2) и 38 (ч. 1).

В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( с учетом изменений и дополнений) к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Как установлено судом, заявители имеют несовершеннолетнего сына ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), что подтверждается свидетельством о рождении.

26.03.2011 года Богдановы обратились в Управление образования администрации Советского района г. Красноярска с заявлением о выделении сыну места в МДОУ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Согласно письму ГУО администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ адресованному Богданову А.Л., его сын поставлен на учет 21.01.2009 года под №3273, в настоящее время номер очереди - 1007 в отношении предоставления дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). При этом, ребенку было предложено место в группе кратковременного пребывания в ДОУ , для решения данного вопроса предложено обратиться в Главное управление образования администрации г.Красноярска. В своем письме Управление образования администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, также указывало на возможность посещения ребенком Богдановым Михаилом ( 2007 г.р.) группы кратковременного пребывания на базе детского сада , ввиду отсутствия свободных месит в детских садах и отсутствия льгот для определения ребенка заявителей в детский сад.

Согласно письму Управления образования администрации Советского района Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, текущий номер ребенка в отношении предоставляемого места в детском саду полного дня содержания, составил 1007. Заявителем направлено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении места в группе кратковременного пребывания МДОУ , с целью реализации образовательной услуги.

По информации Управления образования администрации Советского района г.Красноярска по состоянию на 22.06.2011 года всего детей, состоящих на очереди в ДОУ - 16 478, в т.ч. в возрасте от 3 до 7 лет - 3 577. Комплектование и предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях предусмотрено Положением «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений и дошкольных групп»( утв. постановлением администрации г. Красноярска ОТ ДД.ММ.ГГГГ, в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которому, Главное управление образования администрации г.Красноярска, осуществляет учет и регистрацию детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, для глухих, слабослышащих детей для слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, для детей с нарушением интеллекта, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - (п. 2.5). В свою очередь управления образования районов в городе осуществляет учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе компенсирующего и комбинированного вида, имеющие в своем составе группы оздоровительной направленности - ( п.2.6).

Из Положения «Об управлении образования администрации Советского района в городе Красноярска» ( утв. приказом № 15-п от 02.03.2011 года) видно, что РУО, в том числе: ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования, в соответствии с правовыми актами города ( п.3.10); а также осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения ( п. 3.11)

На основании Положения «О Главном управлении образования администрации города Красноярска», главное управление образования осуществляет учет и регистрацию детей, выдачу направлений родителям для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего типа, комбинированного вида, осуществляет контроль за организацией учета детей, состоящих на очереди для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, управлениями образования администраций районов в городе.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что только районное управление образования занимается вопросами предоставления мест в детском дошкольном образовательном учреждении на общих основаниях, в случае отсутствия основания для направления ребенка в специализированную группу.

Система дошкольного образования установлена типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении ( утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666), из п.7 которого следует, что основой системы являются система детских садов различного вида - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей); детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях); детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур); детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическое и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); центр развития ребенка -детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Пункт 3 вышеуказанного Положения устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В свою очередь, основу детского сада составляет группа детей дошкольного возраста. Согласно п.8 данного Положения, группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы также различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Положение о группах кратковременного пребывания в образовательных учреждениях города Красноярска предусматривает, что целями создания групп кратковременного пребывания является удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, развитие вариативных форм дошкольного образования, подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (п. 1.3 Положения ). Согласно п. 2.3 Положения группы кратковременного пребывания функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели с ежедневным пребыванием в течении 3 часов. Согласно п. 5.1 Положения, содержание образования определяется общеобразовательными программами дошкольного образования.

    Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая тот факт, что ребенок заявителей был поставлен на учет в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным на то органом, в установленном порядке; в настоящее время состоит на очереди за № 1107; ФИО14, как следует из представленных материалов, не претендует на предоставление места в дошкольном общеобразовательном    учреждении     в      группе компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности; Богдановым не было отказано в реализации конституционного права их сына ФИО15 на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению ребенком его права на дошкольное образование не создано; право на образование сына, Богдановы имеют возможность реализовать в том числе, в группе кратковременного пребывания в МДОУ , как им было ранее предложено ГУО администрации г.Красноярска и как следует из письма Управления образования администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ; из пояснений заявителей следует, что они отказались от посещения сыном группы кратковременного пребывания, т.к. желают чтобы сын находится в детском саду полный день; заявители самостоятельно приняли решение на не получение их сыном дошкольного образования в группе кратковременного пребывания, определив ФИО16 в «Центр семейного доверительного воспитания «<данные изъяты>»( договор от ДД.ММ.ГГГГ), таким образом заявители самостоятельно поставили своего ребенка в ситуацию предполагающую нарушение его прав, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения вышеназванных требований Богдановых по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л :

Требования Богданова Александра Леонидовича, Богдановой Ольги Владимировны о признании незаконным решения Управления образования администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ и решения Главного управления образования администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выделении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; о понуждении Управления образования администрации Советского района г. Красноярска и Главного управления образования администрации г. Красноярска в предоставлении ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в группе полного дня, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 03.08.2011 года).

Председательствующий:                                                                      А.Л. Елисеева