об оспаривании решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мальфановой Светланы Викторовны об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Мальфанова С.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Анисимову Ирину Кимовну в качестве физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица- ТСЖ «Роща», признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц , мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением правления ТСЖ «Роща» она была избрана председателем правления товарищества собственников жилья, решением МИФНС № 23 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве лица, имеющего право действовать от имени ТСЖ «Роща».

Определением суда от 27.06.2011г. по гражданскому делу по иску Анисимовой И.К., ИГА к КТВ, Гальянову В.А. о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Роща» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) были приняты меры по обеспечению иска в виде запрета МИФНС № 23 по Красноярскому краю совершать действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Роща». Копия данного определения по просьбе Анисимовой И.К. была выдана ей ДД.ММ.ГГГГ для передачи в ИФНС № 23 по Красноярскому краю для исполнения, а также направлена по почте, о чем имеется соответствующая запись на сопроводительном письме от указанной даты. Анисимова И.К., получив данное определение суда и не предъявив его для исполнения в МИФНС № 23, обратилась в МИФНС № 23 по Красноярскому краю с целью регистрации ее в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ТСЖ «Роща». Поскольку на момент регистрации указанное определение суда отсутствовало в регистрирующем органе, решением последнего от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Анисимовой И.К. были зарегистрированы, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись .

Ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никаких собраний в ТСЖ «Роща» не проводилось, состав правления не менялся, Анисимова И.К. председателем правления ТСЖ «Роща» не избиралась, заявитель считает, что МИФНС № 23 по Красноярскому краю при принятии решения о регистрации Анисимовой И.К. действовало незаконно, просила заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании Мальфанова С.В., являющаяся представителем ТСЖ «Роща» (на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и протокола от ДД.ММ.ГГГГ), ее представитель- Гальянов В.А., участвующий в деле по устному ходатайству, заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица МИФНС № 23 по Красноярскому краю- Алексеева Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год), заинтересованное лицо Анисимова И.К., ее представитель Мезенцев А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), являющийся также представителем ТСЖ «Роща» (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, выданной Анисимовой И.К.), возражали об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.

В суд не явились Гаврюшкина Н.П., участвующая в деле в качестве представителя ТСЖ «Роща» по доверенности Анисимовой И.К., Барановская Е.И.- представитель ТСЖ «Роща» по доверенности Мальфановой С.В.; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация)- акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 Закона).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Анисимова И.К. обратилась в МИФНС № 23 по Красноярскому краю с заявлением, вх. , о внесении изменений в сведения о юридическом лице ТСЖ «Роща», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, что подтверждается распиской в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ, подлинность подписи заявителя удостоверена ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющей обязанности нотариуса Красноярского нотариального округа Красноярского края РФ КОН, зарегистрировано в реестре за . Согласно указанному заявлению, полномочия без доверенности действовать от имени ТСЖ «Роща» возложены на председателя правления Анисимову И.К.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 23 по Красноярскому краю принято решение № о государственной регистрации указанных изменений, о чем ДД.ММ.ГГГГ была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером .

В судебном заседании Мальфанова С.В., ее представитель- Гальянов В.А., пояснили, что налоговый орган необоснованно принял решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации Анисиму И.К. в качестве председателя правления ТСЖ «Роща», так как определением суда от ДД.ММ.ГГГГ был наложен запрет МИФНС № 23 по Красноярскому краю совершать действия по внесению сведений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Роща», данное определение суда является обязательным для исполнения всех заинтересованных лиц, однако, ДД.ММ.ГГГГ Анисимова И.К. лично получила указанное определение суда для передачи в налоговый орган, но данную обязанность не исполнила и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МИФНС № 23 по Красноярскому краю с заявлением о регистрации себя в качестве председателя правления ТСЖ «Роща», чем ввела в заблуждение сотрудников налогового органа, ДД.ММ.ГГГГ полномочия Анисимовой И.К. были зарегистрированы, внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Представитель МИФНС № 23 по Красноярскому краю пояснила, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в том числе, при внесении сведений о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление, подписанное заявителем о внесении соответствующих изменений по форме № Р14001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.06.2002г. № 439, процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер и регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представленных документов, а также не вправе требовать от заявителя документов, не предусмотренных законом. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в заявлении о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ Анисимова И.К. обратилась в регистрирующий орган с нотариально удостоверенным заявлением о регистрации ее в качестве председателя правления ТСЖ «Роща», на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Правовых оснований для отказа Анисимовой И.К. в регистрации в качестве председателя ТСЖ «Роща» не имелось, поскольку на момент принятия данного решения, определение Советского районного суда г. Красноярска от 27.06.2011г. о запрете регистрирующему органу совершать действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Роща», в налоговый орган не поступало.

Анисимова И.К., ее представитель- Мезенцев А.В., являющийся также представителем ТСЖ «Роща», пояснили, что определение суда от ДД.ММ.ГГГГ Анисимова И.К. в МИФНС № 23 по Красноярскому краю для исполнения не предъявляла, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в налоговый орган с нотариально заверенным заявлением о регистрации ее в качестве председателя правления ТСЖ «Роща», в связи с чем, на основании решения регистрирующего органа № от ДД.ММ.ГГГГ последним была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Анисимовой И.К. Ссылаясь на то, что оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не было, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Оценивая все доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Государственной регистрации, как это следует из иных положений Гражданского кодекса РФ и положений Закона № 129-ФЗ о государственной регистрации, подлежат все изменения его статуса, а также органов юридического лица.

На основании частей 2,4 статьи 18 Закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, государственной регистрации подлежат также вносимые в единый государственный реестр юридических лиц изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Такая регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 17 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в том числе, при внесении сведений о лице, имеющего права без доверенности, действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме (форма № Р14001), утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.06.2002г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, при этом заявителем может быть, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (п. 1.2, п.п. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона).

В силу положений Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ и постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц», процедура внесения каких- либо изменений в единый государственный реестр юридических лиц носит заявительный характер и регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представленных документов.

Согласно п. 4 ст. 9 названного Федерального закона, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1.).

Пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не предусматривает предоставление в регистрирующий орган иных документов, кроме заявлений по форме № Р14001.

Таким образом, при внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, регистрирующий орган не вправе требовать документы, подтверждающие полномочия руководителя (председателя). По смыслу приведенных норм права, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и иных сведений, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц, а также в заявлении, возлагается на лицо, обратившееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.

Пунктом 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, согласно которого отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами, подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества, несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных п.п. «ж» п. 1 ст. 14, п.п. «г» п. 1 ст. 21, п.п. «в» п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона.

При представлении заявителем пакета документов, предусмотренного п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации № 129-ФЗ и при отсутствии основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 23 названного Закона, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации.

Сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не носят правоустанавливающего характера.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Анисимовой И.К. представлены в регистрирующий орган данные документы, что подтверждается соответствующей распиской. На основании решения регистрирующего органа № от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером .

Из изложенного следует, что ИФНС № 23 правомерно принято решение о государственной регистрации указанных изменений, с внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Анисимовой И.К.- председателя правления ТСЖ «Роща».

В соответствии с действующим законодательством, возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, а не с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц (статьи 52-53 ГК РФ).

Суд также учитывает, что наличие судебного спора о признании недействительными протоколов общих собраний, не является основанием для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона).

Довод заявительницы о том, что регистрирующий орган не имел права регистрировать Анисимову И.К. в качестве председателя правления ТСЖ «Роща», так как определением суда от ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры по обеспечению иска в виде запрета ИФНС № 23 по Красноярскому краю совершать действия по внесению сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ТСЖ «Роща», не принимается, поскольку на момент регистрации Анисимовой И.К. в качестве председателя правления ТСЖ «Роща» (ДД.ММ.ГГГГ) в регистрирующем органе отсутствовало данное определение суда, что подтверждается материалами дела, пояснениями представителя МИФНС № 23 по Красноярскому краю- Алексеевой Н.В. Доказательств обратного заявителем в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, заявление Мальфановой С.В. о признании незаконным решение МИФНС № 23 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Анисимову И.К. в качестве физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц , подлежат оставлению без удовлетворения.

При этом, отказ в удовлетворении заявления, не исключает возможность защиты прав заявителя иными, предусмотренными законом способами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Мальфановой Светланы Викторовны о признании незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю от 12.07.2011г. о регистрации Анисимову Ирину Кимовну в качестве физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.

Судья                            Т.И. Петроченко