О ВКЛЮЧЕНИИ В СОСТАВ НАСЛЕДСТВА ИМУЩЕСТВА, ВЗЫСКАНИИ СУММ, СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ;



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Акимовой И.В.,

при секретаре       Зуевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Татьяны Лукьяновны, Кригер Алены Юрьевны к Трофимовой Галине Александровне о включении имущества в состав наследства, взыскании денежной суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Сидорова Т.Л., Кригер А.Ю. обратились в суд с иском к Трофимовой Г.А. о включении имущества в состав наследства, взыскании денежной суммы, требования мотивируя тем, что являются наследниками первой очереди после смерти СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ Трофимова Г.А. не состояла в браке с умершим СЮП, в число наследников по закону и завещанию не входит, поэтому не может наследовать имущество, принадлежащие на праве собственности умершему наследодателю. На момент смерти СЮП на счёте в Сберегательном банке РФ в лице КГО находился денежный в клад на сумму 97 405 67 рублей, на счёте в Филиале «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес> офис «Правобережный» находился денежный вклад 6 000 рублей и 3 900 рублей, которые были сняты после смерти наследодателя ДД.ММ.ГГГГ. Истцам известно, что Трофимова Г.А. сняла со счетов СЮП после его смерти денежные средства в сумме 107 305 67 рублей и распорядилась ими по своему усмотрению, однако считают, что указанные денежные средства являются наследственным имуществом, просят включить в состав наследства – денежные средства в размере 107 305 67 рублей, взыскать с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л. и Кригер А.Ю., судебные расходы за составление искового заявления 6 000 рублей, госпошлину 500 рублей.

В ходе судебного разбирательства истцами уточнены исковые требования, просят включить в состав наследства, открывшегося после смерти СЮП, имущество – денежные средства в размере 107 300 рублей, взыскать с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л., Кригер А.Ю. указанную сумму в равных долях, взыскать с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л. и Кригер А.Ю. судебные расходы за составление искового заявления 6 000 рублей, возврат госпошлины 500 рублей.

В судебном заседании представитель истца Сидоровой Т.Л. – Грибушина О.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнения поддержала.

Представители истца Кригер А.Ю. – Кригер О.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Елизарьева Е.Л., действующая по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнения поддержали.

Представитель ответчика Болдинова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении СЮП серии ВЭ , в графе «мать» указана Сидорова Т.Л. Согласно свидетельства о рождении Кригер А.Ю. серии I-БА , в графе «отец» указан СЮП

СЮП умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-БА , выданного ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответа нотариуса Березовского нотариального округа <адрес> ЯОА от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ нотариусом заведено наследственное дело на имущество СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ Дело заведено на основании заявления о принятии наследства по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поданного ДД.ММ.ГГГГ дочерью умершего Кригер А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в нотариальную контору подано заявление о принятии наследства по закону и выдаче свидетельства о праве на наследству от матери умершего – Сидоровой Т.Л. Никаких заявлений от иных лиц не поступало. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным наследникам выданы свидетельства о праве на наследство по закону – в равных долях каждому, на жилой дом и земельный участок, находящихся по адресу: <адрес> (л.д.168-178).

Согласно сведений Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк от ДД.ММ.ГГГГ о наличии/отсутствии вкладов на имя СЮП, остаток денежных средств на счете СЮП на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ составляет 97 405, 67 рублей, остаток на текущую дату 5,67 рублей.

Как следует из выписки по счету банковской карты филиала «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес> на имя СЮП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ снято наличными (терминал банка) 6 000 рублей и 3 900 рублей, всего расход по счету за отчетный период 9 900 рублей.

В судебном заседании представитель истца Елизарьева Е.Л., поддерживая исковые требования, суду пояснила, что наследниками по закону являются мать Сидорова Т.Л. и дочь Кригер А.Ю., которые в установленный срок обратились к нотариусу за оформлением наследственных прав. Истица Трофимова Г.А. же не состояла в зарегистрированном браке с умершим СЮП, следовательно, не имеет прав на наследственное имущество, в число наследников не входит. После смерти СЮП установлен факт того, что ответчица Трофимова Г.А. самостоятельно, без согласования с наследниками, сняла денежные средства с банковских карт, открытых на имя умершего, и распорядилась ими по своему усмотрению. Ответчица утверждает, что денежные средства, снятые с банковских карт, принадлежащих умершему СЮП, были затрачены на похороны СЮП, однако, похороны СЮП состоялись ДД.ММ.ГГГГ, а денежные средства были сняты ответчицей после похорон. Довод ответчицы о том, что денежные средства были потрачены на одежду, венки и т.д., не может быть принят во внимание, поскольку на момент снятия денег захоронение уже было произведено. Доказательств того, что ответчица израсходовала денежные средства, снятые со счетов на похороны, отсутствуют, представленные стороной ответчика чеки, не подтверждают факт несения расходов, а также не все содержат даты, когда были закуплены те или иные продукты, вещи. Трофимова Г.А. не вправе была распоряжаться денежными средствами, которые принадлежат наследникам, ответчица же самостоятельно незаконно сняла денежные средства с банковских карт и воспользовалась ими. Полагают, что денежные средства, находящиеся на банковских карточках СЮП являются наследственным имуществом, просят включить в состав наследства денежные средства в размере 107 300 рублей после смерти СЮП, взыскать с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л., Кригер А.Ю. указанную сумму в равных долях, дополнительно взыскать судебные расходы.

Представители Сидоровой Т.Л. – Грибушина О.П., Кригер А.Ю. – Кригер О.Е., поддержали указанные доводы, указывая, на неосновательное обогащение ответчика за счет наследственного имущества СЮП, принадлежащего по закону истцам, как наследникам.

Представитель ответчика Болдинова А.В., в судебном заседании возражая против исковых требований, не оспаривала факт снятия Трофимовой Г.А. денежных средств со счетов, принадлежащих умершему СЮП, после смерти последнего, в размере требуемом истцами ко взысканию, суду пояснила, что на протяжении 20 лет Трофимова Г.А. проживала совместно с СЮП, вели общее хозяйство, имели единый бюджет. Проживая совместно с СЮП, они откладывали денежные средства СЮП на отдых, совместные поездки. Банковские карточки всегда лежали дома, карточками пользовались как ответчица, так и СЮП, Трофимова Г.А. знала пароль карточек, и при необходимости не спрашивая снимала нужную ей сумму денег. Денежные средства были общими, бюджет в семье был распределен так, что продукты питания приобретались на денежные средства Трофимовой Г.А., а денежные средства СЮП откладывали на отдых. Считает, что половина снятых денежных средств принадлежит Трофимовой Г.А., так как проживание и питание оплачивала она, СЮП жил за счет Трофимовой Г.А., он не покупал продукты, не оплачивал коммунальные услуги, но пользовался всем. Оставшаяся половина денежных средств на карточках была потрачена на похороны. Когда Трофимова Г.А. узнала о смерти СЮП, у нее отсутствовали денежные средства, она заняла в долг денежные средства у Леснова, на которые были закуплены продукты, венки, одежда, оплачена столовая, ритуальные услуги. После похорон ответчица сняла сумму в размере 107 300 рублей с банковских карточек супруга, и отдала Леснову в счет погашения долга. Учитывая расходы на похороны и принадлежащий Трофимовой Г.А. остаток денежных средств на картах, Трофимовой Г.А. принадлежит 108 608, 71 рублей, ею снято 107 300 рублей, считает, что указанная сумма не может быть включена в наследственное имущество и не может быть взыскана с нее.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд учитывает, что в соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан.

В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из смысла указанной нормы следует, что потерпевшим в обязательстве вследствие неосновательного обогащения является лицо, за счет которого без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобретено или сбережено имущество.

В соответствии с действующим гражданским законодательством в наследственную массу входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество - это имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности наследодателя, которые не прекращаются с его смертью, а как одно целое переходят к наследникам на основании норм наследственного права.

Судом установлено, что на имя СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ открыты счета в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк, а также в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес>, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями Сбербанка России, «Газромбанка» (ОАО) в <адрес>, согласно которых остаток денежных средств на счете СЮП, открытого в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк на дату смерти последнего, на ДД.ММ.ГГГГ составлял 97 405, 67 рублей, остаток денежных средств на счете СЮП, открытого в «Газромбанка» (ОАО) в <адрес> на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ составлял 9 961,77 рублей.

В ходе судебного разбирательства судом установлен факт снятия Трофимовой Г.А. денежных средств со счетов в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк в размере 97 400 рублей, а также в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес> в размере 9 900 рублей, открытых на имя умершего СЮП, на общую сумму 107 300 рублей, после смерти последнего, указанные обстоятельства не оспаривались, а подтверждались, стороной ответчика в ходе судебного разбирательства, тогда как согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Исходя из представленных материалов дела, пояснений сторон, следует, что при жизни у СЮП находились счета по вкладам и банковским картам в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк, в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес>, открытые на его имя, таким образом, денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в банках на имя СЮП, принадлежали наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель СЮП в отношении указанных денежных средств при жизни обладал соответствующими имущественными правами и обязанностями, и на момент открытия наследства, то есть на день смерти ДД.ММ.ГГГГ денежные средства входили в состав наследства и являлись наследственным имуществом.

Согласно действующего законодательства, после смерти СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ наследниками первой очереди по закону являются мать Сидорова Т.Л., дочь Кригер А.Ю., обратившиеся в установленный законом срок к нотариусу за оформлением наследственных прав.

Учитывая, что ответчица Трофимова Г.А. не является наследником после смерти СЮП, в связи, с чем, законных оснований для снятия денежных средств со счетов Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Восточно-Сибирский банк, «Газпромбанка» (ОАО) в <адрес>, принадлежащих наследодателю СЮП на день открытия наследства, у Трофимовой Г.А. не имелось, как и не имелось правовых оснований для распоряжения денежной суммой в размере 107 300 рублей, по своему усмотрению, в том числе и на расходы по захоронению, поскольку указанные денежные средства являются наследственным имуществом, которые по закону должны унаследовать наследники первой очереди, в данном случае истицы Сидорова Т.Л., Кригер А.Ю.

В связи с изложенным, суд находит несостоятельным довод стороны ответчика о том, что часть денежных средств, снятых со счетов СЮП, была израсходована Трофимовой Г.А. на его похороны, а также поминальные девять, сорок дней, поскольку не опровергает вывод суда об отсутствии у ответчика законных оснований по распоряжению денежными средствами, принадлежащими наследодателю СЮП, в круг наследников которого Трофимова Г.А. не входит, по указанным же основаниям судом не может быть принят и довод ответчика о том, что половина снятых денежных средств в размере 53 650 рублей принадлежит ответчику.

При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, что СЮП на момент его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ принадлежали денежные средства, находящееся на счету в Сбербанке РФ, в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в <адрес>. Указанная сумма денежных средств, является предметом наследственного правопреемства, входит в состав наследства, и в случае смерти наследодателя переходит к другим лицам в порядке правопреемства – в данном случае к наследникам по закону: матери Сидоровой Т.Л., дочери Кригер А.Ю., обратившихся в установленный законом срок за оформлением наследственных прав после смерти СЮП

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Сидоровой Т.Л., Кригер А.Ю. являются обоснованными, и полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, включить в состав наследства имущество – денежные средства в размере 107 300 рублей после смерти СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст. 1141 ГК РФ, взыскать с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л., Кригер А.Ю. указанную сумму в равных долях, по 53 650 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, таким образом, с Трофимовой Г.А. в пользу Сидоровой Т.Л. надлежит взыскать судебные расходы за составление искового заявления в размере 6 000 рублей, подтвержденные копией квитанции серии ЛХ от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, с Трофимовой Г.А. в пользу Кригер А.Ю. надлежит взыскать возврат госпошлины в размере 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить в состав наследства, оставшегося после смерти СЮП, умершего ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 107 300 рублей, взыскать с Трофимовой Галины Александровны в пользу Сидоровой Татьяны Лукьяновны, Кригер Алены Юрьевны по 53 650 рублей, в пользу каждой.

Взыскать с Трофимовой Галины Александровны в пользу Сидоровой Татьяны Лукьяновны судебные расходы в размере 6 000 рублей, в пользу Кригер Алены Юрьевны возврат госпошлины - 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок, с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий:                                                                                       И.В.Акимова