Дело № 2-4816/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2011 года Советский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Тарараевой Т.С.
при секретаре Самковой К.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Петренко Лидии Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе города Красноярска о включении периода работы в льготном исчислении, периодов работы в календарном исчислении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Петренко Л.А. /с учетом уточненных исковых требований/ обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска с требованиями о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в расчете один год за один год и шесть месяцев периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в С.Б., а также периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.» в календарном исчислении. Требования мотивировала тем, что в соответствии с решением УПФР (ГУ) в Советском районе г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку в том числе, период работы в Советабадской городской больнице зачтен ПФ в стаж в календарном исчислении, а не в льготном, иные периоды работы не включены в стаж. Считает, что наименование его должности и наименование отделения, в котором она выполняла трудовую функцию медицинской сестры в Советабадской городской больнице, дает ей право на включение периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении как год и шесть месяцев. Полагает, что выполняемые ею трудовые функции медицинской сестры в период работы у ИП С.О.Б., в ООО «К.В.» также дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку наименование учреждения, в том числе его организационно-правовая форма не может ограничивать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит обязать УПФ в <адрес> включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном и календарном исчислении, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Петренко Л.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Скурковина Т.Н. / действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ / иск не признала.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Петренко Л.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, имеющимся в трудовой книжке Петренко Л.А. Приказом №/к § 2 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в С.Б.. Приказом №/к § 11 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры.
ДД.ММ.ГГГГ между Петренко Л.А. и ИП С.О.Б. заключен трудовой договор, согласно условий которого истица с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики к ИП С.О.Б.
ДД.ММ.ГГГГ между Петренко Л.А. и ООО «К.В.» заключен трудовой договор по которому истица принята на должность медицинской сестры по массажу 1 категории. Приказом ООО «К.В.» № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Петренко Л.А. принята медицинской сестрой по массажу первой категории в ООО «К.В.».
Решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ Петренко Л.А. отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа 30 лет на соответствующих видах работ. В стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию в льготном исчислении не были включены период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в С.Б., так как наименование должности не соответствует перечню наименований должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., поскольку отсутствует работа в должности и в учреждении по Списку, утвержденному Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, сс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.», поскольку ООО по своей организационно-правовой форме не относятся к учреждениям, работу в которых можно рассматривать как работу по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо не имело в своем составе структурных подразделений, работу в которых можно рассматривать, как работу в одном из структурных подразделений п. 6 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Истица Петренко Л.А. суду пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности медицинской сестры хирургического отделения в С.Б., выполняла работу среднего медицинского персонала, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Считает, что ПФ незаконно отказал в зачете указанного периода работы в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, поскольку ее должность относится к среднему медицинскому персоналу отделения хирургического профиля. Полагает, что данный период подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464. Полагает возможным одновременное применение Списков № 464 и Списков № 781, то есть в отношении одного периода работы- прежний порядок подсчета стажа, а к другому – новый. Периоды работы у ИП С.О.Б. и в ООО «К.В.» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку данные учреждения фактически оказывали только медицинские услуги. ИП С.О.Б. оказывал медицинскую деятельность по мануальной терапии позвоночника, суставов конечностей, таза, мягко-тканевой мануальной терапии, мануальной терапии детям старше 3-х лет, в народной /традиционной/ медицине. С ДД.ММ.ГГГГ ИП С.О.Б. был преобразован в ООО «К.В.», которое являлось учреждением здравоохранения, были расширены виды оказываемой им медицинской деятельности, учреждение стало оказывать доврачебную помощь- медицинский массаж, амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: неврология, мануальная терапия, физиотерапия, ультразвуковая диагностика. Однако ни характер, ни условия выполняемой ею работы не изменялись, лечебный профиль учреждения также не изменялся, а был лишь расширен. Данное учреждение является лечебным, работа была организована по принципу поликлиники, где больные проходили амбулаторное лечение. Наименование учреждений, а также организационно-правовая форма учреждения не должно ущемлять ее пенсионные права, фактически она на протяжении длительного периода времени осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Считает, что выполняемые ею трудовые функции медицинской сестры в медицинском учреждении в указанные периоды работы дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Просит обязать УПФ в Советском районе г.Красноярска включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном и календарном исчислении, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика суду пояснила, что пенсионным фондом Петренко Л.А. обоснованно было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. К зачету в льготном исчислении из расчета один год за один год и шесть месяцев не был принят оспариваемый периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в С.Б., поскольку наименование должности «медицинская сестра» не соответствует перечню наименований должности «операционная медицинская сестра», работа в которой в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. При исчислении трудового стажа работы истца пенсионный фонд исходил из действия Списков во времени. Так, включение указанного периода работы в льготном исчислении на основании Постановления Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, а иных периодов работы по Списку № 781 невозможно, поскольку одновременное применение утративших силу Списков № 464 и действующих списков № 781 недопустимо. Полагает отказ ПФ во включении переродов работы истицы у ИП С.О.Б. и в ООО «К.В.» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обоснован. Наименование данных учреждений не предусмотрено Списками № 781 от 29.10.2002 года. Данный перечень учреждений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом полагает, что по смыслу Постановления КС РФ от 03.06.2004 года № 11-П в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды работы, протекавшие в организации, независимо от формы собственности, образованной именно в форме учреждения. Таким образом, организационно- правовая форма организации может быть только учреждение. При этом работа в структурном подразделении, поименованном в п. 6 Правил Постановления от 29.10.2002 года № 781 может протекать в организации любой организационно-правовой формы. Однако, ИП С.О.Б., ООО «К.В.» не имели в своем составе структурных подразделений. Поскольку на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении пенсии, оснований для его удовлетворения не было, требования Петренко Л.А. о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ необоснованны.
Оценивая собранные по делу доказательства суд приходит к следующему.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, право на досрочное назначение пенсии имеют врачи и работники среднего медицинского персонала, лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
В соответствии с абз. 3 п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится, в том числе врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях как за один год и 6 месяцев.
Как видно из приведенного в Списке от 06 сентября 1991 года № 464 перечня врачей и среднего медицинского персонала, он является обобщенным, то есть, в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В силу Информационного письма Минтруда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 года № 3948/1-17 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 и перечень хирургических отделений / палат/ для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном Приказом Минздраза России от 15.10.1999 года № 377. При этом требуется, что бы фактическое наименование должности и учреждения соответствовало наименованиям, приведенным в номенклатурах.
Указанным Положением от ДД.ММ.ГГГГ № должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинском персоналу.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ данный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в С.Б. включен с стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в календарном исчислении.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что Петренко Л.А. в спорный период работы в должности медицинской сестры хирургического отделения в Советабадской городской больнице осуществляла трудовые функции медицинской сестры, отнесенного к среднему медицинскому персоналу отделения хирургического профиля, которые согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 имеют право на досрочное назначение пенсии. Работа истицы протекала в структурном подразделении хирургического профиля.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий, при этом в силу ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов. Ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенства прав и свобод без какой-либо дискриминации, независимо от рода и вида деятельности. В данном случае это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионный прав.
По смыслу ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на получение пенсии за выслугу лет в льготном исчислении законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Истица Петренко Л.А. в спорный период выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью в отделении хирургического профиля лечебно-профилактического учреждения, оказывала медицинскую помощь в соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры хирургического отделения в Советабадской городской больнице. Исходя из специфики работы в указанном отделении подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов. В связи с чем, Петренко Л.А. имеет право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в расчете один год за один год и шесть месяцев периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в Советабадской городской больнице.
Довод стороны ответчика о том, что включение указанного периода работы в льготном исчислении на основании Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6.09.1991 года № 464, а иных периодов работы по Списку, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 невозможно, поскольку одновременное применение утративших силу Списков № 464 и действующих Списков № 781 недопустимо является необоснованным. При определении права на досрочное назначение пенсии может применяться два порядка исчисления стажа по выбору пенсионера: в порядке непосредственно вытекающим из норм действующих законов и иных нормативно правовых актов на момент назначения пенсии и в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы. Причем они могут применяться комбинированно, то есть к одному периоду работы- прежний порядок подсчета стажа, а к другому – новый. При назначении пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсия в РФ» может применяться, как Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лети Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», так и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Однако, Список и Правила утвержденные Постановлением Правительства № 464 применяется за периоды работы с 1 ноября 1999 года до 1 января 2002 года, а Список, утвержденный Постановлением Правительства № 781 применяется за любые периоды работы. Поскольку истица просит суд включить в профессиональный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным применить Список и Правила, утвержденные Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Требования Петренко Л.А. о включении в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.», суд считает обоснованными по следующим основаниям.
В качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет в связи с определенным видом профессиональной деятельности (в данном случае – осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В разделе «наименование должностей» указана должность среднего медицинского персонала «медицинская сестра», в пункте 8 раздела «наименование учреждений» указаны центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе мануальной терапии.
ДД.ММ.ГГГГ между Петренко Л.А. и ИП С.О.Б. заключен трудовой договор, согласно условий которого истица принята на работу в качестве медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики к ИП С.О.Б. Местом работы указано К.В.. Трудовым договором предусмотрен режим труда и отдыха по графику. Приказом ИП С.О.Б. № от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу в основное структурное подразделение медицинской сестрой по массажу /л.д. 63/. Согласно п. 12. трудового договора, его действие прекращено в связи с реформированием в ООО «К.В.».
ДД.ММ.ГГГГ между Петренко Л.А. и ООО «К.В.» заключен трудовой договор по которому истица принята на должность медицинской сестры по массажу 1 категории.
Согласно справок ООО «К.В.» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу у ИП С.О.Б. на полную ставку по 6-ти дневной рабочей неделе, 8 часовой рабочий день. С ДД.ММ.ГГГГ ИП С.О.Б. преобразован в ООО «К.В.». Петренко Л.А. работает в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медсестры по массажу 1 категории. Была занята в должности 8 часовой рабочий день, 6-ой рабочей недели. В отпуск без содержания не уходила, на учебе без отрыва от производства не направлялась. Справка выдана на основании штатного расписания, личной карточки формы Т-2, кадровых приказов.
По смыслу «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 система здравоохранения РФ включает в себя государственную, муниципальную и частную системы. Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы управления. При этом, в частную систему здравоохранения входят, в том числе медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами /то есть частные лечебные организации/.
Статьей 37.1 указанного закона установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
В соответствии с Положением о кабинете мануальной терапии /отделении/ амбулаторно-поликлинического учреждения, утвержденного Приказ Минздрава РФ от 10.02.1998 года № 39 «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации», кабинет осуществляет: оказание консультативной, лечебной и диагностической помощи больным с вертеброгенной патологией; диспансерное наблюдение за больными с заболеваниями позвоночника и суставов; контроль за своевременной госпитализацией тяжелых больных для специального и симптоматического лечения, анализ причин отказов в госпитализации; учет больных с вертеброгенной патологией, проживающих на территории деятельности кабинета, контроль за своевременным профилактическим курсом лечения; анализ и разбор диагностических ошибок с врачами амбулаторно - поликлинических учреждений; методическую помощь врачам по организации профилактических осмотров, диспансеризации больных с вертеброгенной патологией, санитарно - просветительной работы среди населения.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 года № 627 центр мануальной терапии отнесен к лечебно-профилактическим учреждениям, а именно центрам.
Порядком организации медицинской помощи по восстановительной медицине, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2007 года № 156 установлены общие требования к организации оказания медицинской помощи по восстановительной медицине, составной частью которой является немедикаментозное лечение с использованием, в том числе мануальной терапии, других технологий традиционной медицины. Медицинская помощь по восстановительной медицине может осуществляться лечебно-профилактическими учреждениями государственной, муниципальной систем здравоохранения и предусматривает выполнение работ и услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи. Медицинская помощь по восстановительной медицине может оказываться учреждениями частной системы здравоохранения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учреждения здравоохранения (их отделения, кабинеты), оказывающие медицинскую помощь по восстановительной медицине, осуществляют свою деятельность в соответствии с устанавливаемым порядком и положениями об организации их деятельности.
Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (Том 1, классы 01 - 23; Том 2, классы 24 - 28; Том 3, классы 29 - 45; Том 4, классы 50 - 99), принятого Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 329-ст) услуги по мануальной терапии, лечебному массажу, лечебной физкультуре и т.п. / п.85.14.13.120/ а также услуги по мануальной терапии / п.85.14.13.121/, оказываемые не лечащими врачами, а средним медицинским персоналом, а именно специально подготовленными специалистами, которым предоставлены юридические права по обслуживанию пациентов, в том числе медсестрами и другими специалистами, в том числе, в области лечебного массажа, мануальной рефлексотерапии, могут осуществляться в лечебных клиниках, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, рабочих организациях и прочих объединениях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах.
Свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об ИП, С.О.Б. зарегистрирован администрацией Советского района г. Красноярска в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ № за основным государственным регистрационным номером 304246535800037. Согласно сертификата <данные изъяты> № к лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, С.О.Б. разрешен вид медицинской деятельности- мануальная терапия, в объеме мануальная терапия позвоночника, суставов конечностей, таза, мягко-тканевой мануальной терапии, мануальная терапия детям старше 3-х лет, в народной /традиционной/ медицине. Срок действия данного сертификата установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Краевой комиссией по лицензированию медицинской деятельности администрации Красноярского края С.О.Б. выдана лицензия сери № №, которой ему предоставлено право на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи, а именно медицинской деятельности по работам и услугам по специальности мануальная терапия, а также прочим работам и услугам- по применению методов традиционной медицины в объеме медицинского массажа.
Уставом ООО «К.В.» установлено, что общество создается для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли. Деятельность, требующая лицензирования, осуществляется обществом после получения лицензии. Лицензией от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предоставлено право ООО «К.В.» на осуществление медицинской деятельности, в том числе доврачебной помощи – медицинского массажа, амбулаторно–поликлинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: неврология, мануальная терапия, физиотерапия, ультразвуковая диагностика.
Таким образом, исходя из установленного законодательством перечня организаций в области восстановительной терапии посредством немедикаментозного лечения с использованием мануальной терапии, их организационно- правовых форм, ведомственной подчиненности, функций ИП С.О.Б., ООО «К.В.», анализа правоустанавливающих документов, суд приходит к выводу о том, что цели, задачи, предмет и направления деятельности, частных организаций форме центров, оказывающих услуги по мануальной терапии являются идентичными – оказание услуг по мануальной терапии посредством оценки (диагностики) функциональных резервов организма, комплексного применения лекарственной и немедикаментозной мануальной терапии и других технологий традиционной медицины.
При этом, суд принимает во внимание, что фактически ДД.ММ.ГГГГ произошло преобразование ИП С.О.Б. в ООО «К.В., цели, задачи, направление и характер деятельности оставались прежними- учреждение с момента основания занималось оказанием услуг в области мануальной терапии, что относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В дальнейшем лечебный профиль учреждения не изменялся, перечень оказываемых услуг был лишь расширен добавлены услуги по медицинскому массажу, неврологии, физиотерапии и ультразвуковой диагностики.
Штатным расписанием ИП С.О.Б. на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено наличие должностей медсестры /медбрата/ по массажу в количестве 4-х штатных единиц. В штатных расписаниях ООО «К.В.» на ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указаны должности медсестры /медбрата/ по массажу 1 категории в количестве 2х штатных единиц, должности медсестры /медбрата/ по массажу 2 категории – 4х штатных единиц, должности медсестры /медбрата/ по массажу 3 категории- 1 штатная единица.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, к должностным обязанностям медицинская сестра по массажу отнесено осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; подготовка пациентов к массажу, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедур; организация работы массажиста; проведение по назначению врача лечебного (классического), сегментарного, точечного, спортивного, гигиенического, косметического, аппаратного массажа, подводного душа-массажа; обеспечение соблюдения правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в кабинете массажа; ведение медицинской документации; проведение санитарно-просветительной работы; оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и др.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры /медбрата/ по массажу от ДД.ММ.ГГГГ у ИП С.О.Б., медицинская сестра /медбрат/ относится к категории исполнителей. Для выполнения своих функций медицинская сестра /медбрат/ по массажу обязан/а/: осуществлять различные виды массажа только по назначению врача; учитывать в практической работе показания и противопоказания к применению массажа; объяснять пациентам особенности и необходимость данного лечения; уточнять самочувствие пациента перед каждой процедурой; наблюдать за состоянием пациента во время массажа; содержать в исправности оборудование кабинета. Аналогичные трудовые функции закреплены за медицинской сестрой /медбратом/ по массажу ООО «К.В.» в должностной инструкции медицинской сестры /медбрата/ по массажу ООО «К.В.», утвержденной директором юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеются сведения об ознакомлении истицы с данными должностными инструкциями, о чем свидетельствуют ее подписи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Данные должностные обязанности медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.» дополнительно закреплены в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений ООО «К.В.» от ДД.ММ.ГГГГ, в штатном расписании ООО «К.В.» от ДД.ММ.ГГГГ имеется должность медицинской сестры по массажу. В течение всего времени оказания услуг по проведению массажа пациентам характер и условия работы на рабочем месте медицинской сестры по массажу не изменялись. Типовой состав работ медсестры по массажу включал в себя: осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места; подготовка пациентов к массажу, осуществление контроля за состоянием здоровья пациентов во время проведения процедур; проведение лечебного /классического/ массажа; соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; соблюдение требований охраны труда, техники безопасности; и др.
Таким образом, в период работы Петренко Л.А. 2002 года по настоящее время она осуществляла трудовую функцию медицинской сестры по массажу в медицинском учреждении, осуществляла деятельность по оказанию различных видов массажа, учитывала в практической работе показания и противопоказания к применению массажа; осуществляла контроль за состоянием здоровья пациентов во время проведения процедур, то есть занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В судебном заседании было установлено, что ни трудовые функции Петренко Л.А, ни условия и характер ее деятельности не изменялись. При этом, при расширении сферы деятельности при реорганизации ИП С.О.Б. в ООО «К.В.» ее трудовые функции, условия и характер деятельности не изменялись.
Оценивая тот факт, что истица осуществляла работу в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными, суд исходит из следующего. Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 6 декабря 2001 года № 310-О, а также в Постановлении от 03.06.204 года № 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Исходя из данной правовой позиции Конституционного суда РФ в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39, в связи с чем, периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, по смыслу ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на получение пенсии за выслугу лет в льготном исчислении законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Истица Петренко Л.А. в спорные периоды выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью в области оказания мануальной терапии, медицинского массажа, оказывала соответствующую медицинскую помощь. Исходя из специфики данной работы подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.», истица выполняла работу в центре, осуществляющем лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а именно мануальной терапии, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и является основанием для включения данных периода работы истца в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно ст. 19 ФЗ № 173 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Управлением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска при включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работ, установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы Петренко Л.А. составил 20 лет 01 месяц 05 дней. При включении в расчете один год за один год и шесть месяцев периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в Советабадской городской больнице, а также периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.» в календарном исчислении, в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, право на досрочное назначение трудовой пенсии и соответственно 30 лет необходимого стажа возникает у истицы на дату ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истица обратилась в ПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, ей необоснованно было отказано в зачете спорных периодов в специальный стаж, на ДД.ММ.ГГГГ у нее имеется необходимый трудовой стаж, суд считает возможным обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска назначить Петренко Л.А. досрочную трудовую пенсию с даты возникновения права на нее с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования Петренко Лидии Алексеевны удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить период работы Петренко Лидии Алексеевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения в Советабадской С.Б. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в расчете один год за один год и шесть месяцев.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить период работы Петренко Лидии Алексеевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры массажа и лечебной гимнастики у ИП С.О.Б., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры по массажу в ООО «К.В.» в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ (ГУ) по Советскому району г.Красноярска назначить Петренко Лидии Алексеевне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней.
Председательствующий Т. С. Тарараева