Дело №2-6208/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
при секретаре Валехматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тетеревой Татьяны Викторовны к Администрации Советского района г.Красноярска об оспаривании распоряжения, о признании права в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении в постановке на данный учет,
У С Т А Н О В И Л:
Тетерева Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Советского района г.Красноярска об оспаривании распоряжения № от 29.04.2011 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о понуждении Администрации Советского района г.Красноярска в признании ее и несовершеннолетнего сына ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся. Свои требования истица мотивировала тем, что 20.04.2011 года она обратилась с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья. Распоряжением № от 29.04.2011 года, ей было отказано в удовлетворении требований по основаниям, предусмотренным ст.53 ЖК РФ, т.е. как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полагает данный отказ необоснованным, поскольку в связи с затруднительным материальным положением, она не смогла производить выплату ежемесячных платежей за приобретенную в ипотеку квартиру, в связи с чем, была вынуждена ее продать и погасить перед АК БАРС кредитную задолженность в полном объеме. В настоящее время она имеет в собственности комнату в общежитии по <адрес>» в г.Красноярске; учитывая наличие ребенка мужского пола, небольшую площадь жилого помещения - 11,7 кв.м (что ниже социальной нормы), считает свою семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, просила признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г. Красноярска № от 29.04.2011 года об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать Администрацию Советского района г. Красноярска признать ее и ее несовершеннолетнего сына – ФИО4 нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить их на учет для участия в целевых жилищных программах «Обеспечение жилье молодых семей».
Представитель Администрации Советского района г. Красноярска - Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.2011 года) возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие у истца права на участие в целевой программе «Молодая семья», указывая на намеренное ухудшение жилищных условий.
Третье лицо - представитель ОАО «АКБ БАРС» ( привлеченный по определению суда от 15.08.2011 года) в суд не явился, о рассмотрении данных требований был извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, считает требования Тетеревой Т.В. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п/п.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).
Согласно ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно положению ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 г. №258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006 года №18-4751, правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой ст. 51 ЖК РФ.
Постановлением Администрации г.Красноярска №46-а от 11.12.2008 года была утверждена Городская целевая программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 года.
Во исполнение указанного постановления и в соответствии с п.1.2.1 Положения о порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы ( утв. постановлением Администрацией г.Красноярска от 16.07.2009 года за № 258, в ред. от 27.01.2010 года за № 30, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения) было установлено, что молодая семья, выразившая желание участвовать в государственных жилищных программах (молодая и (или) многодетная семья, выразившая желание участвовать в муниципальной жилищной программе), соответствующая критериям, установленным федеральными и (или) краевыми нормативными правовыми актами и (или) правовыми актами города по реализации жилищных программ, в том числе настоящим положением, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой соответствующей социальной выплаты. Реестр молодых семей формируется управлением учета и реализации жилищной политики администрации города.
Исходя из п.2.1.1 указанного Положения, в целях признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах Заявитель обращается в администрацию района в городе Красноярске по месту своего постоянного жительства либо по месту постоянного жительства молодой семьи (в случае, если все члены молодой семьи зарегистрированы по одному адресу) с соответствующим заявлением, к которому прилагаются копии истребуемых документов ( согласно перечня п/п. А-Д). При этом, в случае, если в период, не превышающий пяти лет, предшествующих дате обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся, кто-либо из членов молодой семьи проживал в другом жилом помещении на территории города Красноярска либо в другом населенном пункте, выписка из домовой книги и (или) финансово-лицевой счет представляются также с предыдущего места жительства.
Администрация района в г.Красноярске осуществляет признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в соответствии с нормами федеральных, краевых нормативных правовых актов и правовых актов города, в том числе настоящего Положения, регламентирующих реализацию жилищных программ, а также признание граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ ( п.2.1.2).
Необходимым условием для участия молодых семей в жилищных программах является наличие у молодой семьи достаточных доходов или средств для участия в жилищных программах (п.2.2).
Судом установлено, что истица Тетерева Т.В. имеет на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
20.04.2011 года Тетерева Т.В. обратилась с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены документы, в том числе: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с которым, истица продала принадлежащую ей трехкомнатную квартиру № по <адрес> в г.Красноярске); договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с которым истица приобрела жилое помещение- комнату площадью 11,7 кв.м по адресу: г.Красноярск, <адрес>).
Из оспариваемого распоряжения Администрации Советского района г.Красноярска № от 29.04.2011 года следует, что Тетеревой Т.В., на основании пп.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.
Постановлением Администрации г.Красноярска от 14.04.2005 №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска» установлена учетная норма площади жилого помещения (исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Красноярске) в размере 12 кв. м. на человека.
Из представленного в материалы дела кредитного договора № следует, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «АК БАРС» предоставил Тетеревой Т.В. и ФИО9 кредит в размере <данные изъяты> руб. сроком на 20 лет на приобретение трехкомнатной квартиры по адресу: г.Красноярск, <адрес>; при этом, размер ежемесячного аннуитетного платежа (согласно п.3.3.6 кредитного договора) составил <данные изъяты>
По договору купли-продажи № от 18.09.2007 года Тетерева Т.В. приобрела вышеуказанную квартиру у ФИО10 за <данные изъяты>
12.05.2010 года истица обратилась в ОАО «АК БАРС» с заявлением разрешить ей продажу ипотечного жилья – квартиры № по <адрес> в г. Красноярске, в связи с ухудшением материального положения.
14.05.2010 года на основании договора купли-продажи истица продала принадлежащую ей квартиру по <адрес> в г.Красноярске гр. ФИО11 за <данные изъяты> руб.
Из представленной ОАО «АК БАРС» справки о движении денежных средств по лицевому счету следует, что 14.05.2010 года Тетерева Т.В. внесла в кассу Банка в счет полного погашения кредита <данные изъяты> руб.
Согласно справке о заработной плате от 03.02.2011 года, Тетерева Т.В. работала в Красноярском филиале ОАО «АК БАРС» с 18.10.2006 года по 22.09.2010 года и ее заработная плата за период с 01.01.2010 года по 31.05.2010 года составляла 22 816 руб. - 24 154 руб.
В соответствии со справкой ГКУ «Центр занятости населения города Шарыпово» от 27.05.2011 года, ФИО9 был зарегистрирован в качестве безработного с 16.07.2009 года по 15.02.2010 года, получал пособие в размере 4 639,36 руб.
Согласно выписке из ФЛС от 06.06.2011 года, за период с января 2010 года по июнь 2010 года оплата услуг ЖКХ за квартиру по <адрес> составляла 3 210,41 - 3 286,65 руб. в месяц.
16.09.2010 года Тетерева Т.В. по договору купли-продажи приобрела в собственность жилое помещение (комнату), расположенную по адресу: г.Красноярск, <адрес> (общей площадью 11,7 кв.м), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22.09.2010 года (л.д.146), выпиской из ЕГРП от 11.04.2011 года (л.д.142).
Согласно представленной выписке из домовой книги от 16.04.2011 года, в комнате <адрес>» в г.Красноярске зарегистрировано 2 человека: Тетерева Т.В. (собственник) и ее сын ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Таким образом, на каждого из членов семьи приходится около 6 кв.м, что значительно меньше установленной учетной нормы, утвержденной вышеуказанным постановлением №192.
06.06.2011 года истицей в адрес Администрации Советского района г.Красноярска было направлено заявление, в котором она сообщала дополнительные сведения, связанные с продажей принадлежащей ей квартиры по <адрес> в г.Красноярске, в качестве приложения были представлены справка из центра занятости на имя ФИО9 (гражданского мужа истицы), копия налоговой декларации ФИО9 за 2010 год, справка о заработной плате истицы.
Письмом от 21.06.2011 года Администрация Советского района г.Красноярска вновь указала Тетеревой Т.В. на намеренное ухудшение ею своих жилищных условий, в связи с чем, ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, Администрация района отказалась давать оценку действий заявителя, в результате которых она может быть признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица указывала на то, что она представила весь необходимый пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающейся ее семьи в жилом помещении. Продажа принадлежащей ей квартиры № по <адрес> в г.Красноярске была вынужденной мерой, поскольку на тот момент у нее возникли значительные материальные затруднении, и она не в состоянии была выплачивать ежемесячные аннуитетные платежи по 19 187 руб., поскольку муж был безработный; ее ежемесячного доход не хватало на содержание всей семьи.
Представитель Администрации Советского района г.Красноярска в своих возражениях указывал на то, что в ходе изучения документов было установлено, что в 2010 году истицей было продано жилое помещение по <адрес> (общей площадью 62, 30 кв.м.); истицей были представлены объяснения, что проданная квартира была ипотечная, и она была продана в связи с изменением материального положения заявителя, однако устанавливать вынужденность и обоснованность данных действий не входит в компетенцию жилищной комиссии, в связи с чем, Тетеревой Т.В. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из пояснений свидетеля ФИО9, данных в судебном заседании, следует, что он проживал с истицей в гражданском браке до 2010 года. В 2007 году они взяли кредит на приобретение квартиры <адрес> в г. Красноярске. Поскольку в 2008 году он уволился с работы, материальное положение семьи ухудшилось, чтобы не иметь задолженности перед Банком, они приняли решение продать квартиру.
Из определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отметил, что по своему смыслу ст.53 ЖК РФ сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Оценивая вышеизложенное, предоставленные сторонами доказательства, учитывая то, что судом установлен факт того, что продажа квартиры <адрес> в г. Красноярска была для истицы вынужденной мерой, поскольку у Тетеревой Т.В. имелись материальные затруднения (что подтверждено: кредитным договором, графиком гашения ипотечного кредита (с выплатой ежемесячного аннуитетного платежа в размере 19 187 руб.), справки о заработной плате истицы и справки центра занятости о размере пособия по безработице ее гражданского мужа, ФЛС с указанием размера оплаты ЖКУ); не являлось умышленными действиями истица (что также подтверждено пояснениями третьего лица ОАО «АК БАРС»), в связи с чем, суд полагает, что действия Тетеревой Т.В. по реализации 14.05.2010 года трехкомнатной квартиры следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства и не находит в них намеренности ухудшить своих жилищных условия с целью получения статуса нуждающегося в жилом помещении.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что площадь принадлежащего истице на праве собственности жилого помещения (с учетом двух проживающих лиц разного пола) значительно ниже учетной нормы в 12 кв.м на одного человека, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования Тетеревой Т.В., признав ее и ее несовершеннолетнего сына ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязав Администрацию Советского района г.Красноярска поставить Тетереву ТВ. совместно с сыном на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В то же время, суд полагает возможным оставить без удовлетворения требования Тетеревой Т.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Советского района г.Красноярска № от 29.04.2011 года, которым ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку из предоставленных истицей документов в Администрацию Советского района г. Красноярска, усматривались основания для отказа ей в постановке на учет по пп.3 п.1 ст.54, ст. 53 ЖК РФ; однако, устанавливать вынужденность и обоснованность действий истца по продаже принадлежащего ему жилого помещения не входит в компетенцию жилищной комиссии Администрации района, в связи с чем, Тетеревой Т.В. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу было отказано.
При таких обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности ( по ст. 100 ГПК РФ), учитывая частичное удовлетворение исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Тетеревой Т.В. судебные расходов размере 4 200 руб. (в том числе: 200 руб. – возврат госпошлины, 4 000 руб. – расходы по оказанию юридических услуг), так как данные расходы подтверждены представленными в дело доказательствами : квитанцией от 07.07.2011 года, договором об оказании юридических услуг от 01.06.2011 года, расписками от 01.06.11 года, от 04.07.11 года, от 31.08.11 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Тетереву Татьяну Викторовну, несовершеннолетнего ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязав Администрацию Советского района г.Красноярска поставить Тетереву Татьяну Викторовну совместно с сыном ФИО15 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для участия в целевых жилищных программах, в удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации Советского района г.Красноярска в пользу Тетеревой Татьяны Викторовны судебные расходы 4 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 16.11.2011 года).
Председательствующий: А.Л. Елисеева