признание соглашения недействительным



Дело № 2-7093/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Турановой Н.В.,

при секретаре – Крупельницкой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска к Министерству транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональному объединению работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» о признании соглашения недействующим и не подлежащим применению,

У с т а н о в и л :

Первичная профсоюзная организация Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту – первичная профсоюзная организация), унитарное муниципальное автотранспортное предприятие г. Зеленогорска (далее по тексту – автотранспортное предприятие) обратились в суд с иском к Министерству транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту – краевой профсоюз), Региональному объединению работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» (далее по тексту – союз работодателей) о признании соглашения о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы от 28.12.2010 года, зарегистрированному министерством транспорта Красноярского края, недействующим и не подлежащим применению, мотивируя тем, что при заключении соглашения допущена процедура заключения данного соглашения, поскольку подписан лицами, не участниками краевого соглашения, не была создана комиссия, соглашение не опубликовано, в адрес работодателей не направлялось уведомление о соглашении, работодатели лишены права участвовать в обсуждении соглашения, данное положение ухудшает права работников (в ред. заявления от 22.09.2011 года) (т.2 л.д 35-39).

В судебном заседании представитель автотранспортного предприятия Ремезов П.И. (на основании приказа от 29.12.2009 года) исковые требования поддержал. Представители Министерства транспорта Комарова М.А. (по доверенности), краевого профсоюза Кипин Ю.А. (по доверенности), Медведев В.Г. (на основании протокола от 17.03.2010 года) исковые требования не поддержали. Представитель краевой прокуратуры Лукке Т.В. (по доверенности) воздержалась от высказывания позиции по делу. Представители первичной профсоюзной организации, союза работодателей в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Статьей 45 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 46 Трудового Кодекса РФ регламентирует содержание и структуру соглашения, согласно которой содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

В соответствии со ст. 47 Трудового Кодекса проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Соглашение подписывается представителями сторон.

Согласно ст. 48 Трудового Кодекса РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

В соответствии со ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Согласно ст. 50 Трудового Кодекса РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Как установлено в судебном заседании, 18.08.2008 года было принято краевое отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы (т.1 л.д. 15-37). Сторонами данного соглашения являются: работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, в лице их представителей – Красноярской территориальной (краевой) организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, работодатели – в лице Автотранспортного союза Красноярского края – представителя организаций грузового автомобильного пассажирского транспорта, входящих в состав Союза, а также, организаций, уполномочивших Союз на свое представительство в настоящем Соглашении. Данное соглашение вступает в силу с 01.01.2008 года и действует по 31.12.2010 года.

09.10.2009 года было заключено дополнительное соглашение к краевому отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы (т. 1 л.д. 38 – 39), которым определено, что в связи с уменьшением финансирования и недостатком средств для полноценного функционирования организаций автомобильного и пассажирского транспорта Стороны договорились, что до окончания действия настоящего дополнительного соглашения размер тарифной ставки рабочего 1 разряда фиксируется на уровне 3 360 рублей, установленным по состоянию на 01.10.2009 года. Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2010 года.

28.12.2010 года (т.1 л.д. 42 – 43) заключено соглашение о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы, подписанное министром транспорта Красноярского края, краевым профсоюзом, союзом работодателей.

Как пояснил в судебном заседании представитель автотранспортного предприятия, поддерживая исковые требования, при подписании Соглашения о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы был нарушен порядок принятия данного Соглашения. Так, Соглашение подписано лицами, не участниками краевого соглашения, краевое соглашение было подписано президентом автотранспортного союза, которое, на день подписания Соглашения было ликвидировано, а Соглашение подписано, в том числе, президентом Регионального объединения работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края». Не была создана комиссия по разработке условий Соглашения, работодатели лишены права участвовать в обсуждении соглашения, в адрес работодателей не направлялось уведомление о соглашении данное положение ухудшает права работников, соглашение не опубликовано. Членом Регионального объединения работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» автотранспортное предприятие не является, к Соглашению не присоединялись, поручение Министерству транспорта Красноярского края действовать в их интересах не давали. Данное соглашение нарушает права работников автотранспортного предприятия, приводит к убыточности предприятия. Просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель первичной профсоюзной организации поясняла, что принятое Соглашение нарушает права работников – членов первичной профсоюзной организации, принято с нарушением установленного законом порядка, подписано не участниками краевого отраслевого соглашения, не была создана комиссия по обсуждения и принятию данного соглашения.

Представитель Министерства транспорта Красноярского края суду пояснила, что Соглашение не нарушает права истцов, поскольку транспортное предприятии не присоединялось к Соглашению, членом Регионального объединения работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» не является, права на подписание Соглашения министерству транспорта не делегировали. При принятии Соглашения нарушений допущено не было, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители краевого профсоюза суду пояснили, что Соглашение было принято в соответствии с действующим законодательством. Была создана комиссия, работодателям, первичным профсоюзным организациям направлялись письма, в которых указывалось на то, что заканчивается срок краевого отраслевого соглашения, предлагалось принять участие в разработке проекта соглашения. Считают, что нарушений закона при принятии Соглашения допущено не было. Кроме того, указывали на то, что первичная профсоюзная организация не является членом краевых профсоюзов, так как, снята с профсоюзного обслуживания и исключена из реестра Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что согласно действующему законодательству, отраслевое соглашение действует в отношении работодателей, указанных в ст. 48 ТК РФ, - являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств; в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления. При этом, правом подписания соглашения обладают полномочные представители работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Применительно к данному делу, представителем работников является Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, представителем работодателей - региональное объединение работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края», который, согласно Уставу) объединяет на добровольной основе работодателей в отрасли автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края, территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые объединения работодателей (смежных отраслей), осуществляющих свою деятельность в отрасли автомобильного и городского электрического транспорта на территории Красноярского края, и Министерство транспорта, которому ряд транспортных предприятий Красноярского края, поручил представлять их интересы при ведении переговоров и заключении Соглашения о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы.

Довод истцов о том, что Региональное объединение работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» не являлось стороной краевого соглашения, следовательно, президент союза работодателей не имел право подписывать Соглашение , является не состоятельным, так как, отраслевое соглашение заключается между представителями работников и представителями работодателей, коим является, в том числе, союз работодателей.

Ссылка на то, что Соглашение не прошло уведомительную регистрацию, следовательно, является недействующим, не может служить основанием к удовлетворению иска, так как, согласно ст. 50 ТК РФ, вступление соглашения в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

Кроме того, в данном рассматриваемом случае, суд считает, что действие Соглашения о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы, не действует в отношении работников Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска, поскольку, членом Регионального объединения работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» не является, полномочия по ведения переговоров и подписанию Соглашения Министерству транспорта не делегировали, к соглашению не присоединялись, что подтвердил в судебном заседании представитель транспортного предприятия.

Что касается первичной профсоюзной организации, действующей в интересах работников автотранспортного предприятия, то данная первичная профсоюзная организация снята с профсоюзного обслуживания и исключена из реестра Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, кроме того, суд считает, что оспариваемое Соглашение на членов первичной профсоюзной организации, которые являются работниками автотранспортного предприятия, не распространяется.

Следовательно, право оспаривания данного соглашения у истцов, выступающих в интересах работников транспортного предприятия, не имеется.

Факт отсутствия публикации Соглашения , не может повлечь, в данном случае, недействительность Соглашения, так как, действия оспариваемого Соглашения , на работников транспортного предприятия, не распространяется.

Кроме того, согласно ст. 50 ТК РФ, если отраслевое соглашение ухудшает положение работников, то условия такого соглашение недействительны и не подлежат применению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к твердому убеждению, что оснований для удовлетворения иска не имеется, в удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска к Министерству транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональному объединению работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» о признании соглашения недействующим и не подлежащим применению, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска к Министерству транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональному объединению работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края» о признании соглашения недействующим и не подлежащим применению, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 24.11.2011 года.

Председательствующий Н.В. Туранова