об оспаривании действий(бездействий)



Дело № 2-6877/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 г.                              г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска

В составе председательствующего судьи Максимчук О.П.

При секретаре Серветник И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Рыкова А.В. об оспаривании действий (бездействий) Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, Главного управления образования администрации г.Красноярска, Департамента финансов администрации г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, Главы города Красноярска, Городского Совета г.Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Рыков А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) заинтересованных лиц, не организовавших предоставление общедоступного дошкольного образования Р..; понуждении предоставить Рыкову А.А. возможность получения бесплатного дошкольного образования по очной форме обучения. Свои требования мотивирует тем, что имеет сына Р.. <данные изъяты> состоит на очереди на получении места в детском саду. В июне <данные изъяты> обратился в Управление образования администрации Советского района г.Красноярска за информацией о перспективе получения места в детском саду, ему было сообщено? что мест в детском саду нет. Полагает, что с учетом динамики движения очереди, место в детском саду его сыну будет представлено в возрасте 5 лет. Нарушение заинтересованными лицами положений ст. 43 Конституции РФ, п.п. 2,3 ст. 5, ст. 8, 18, п/п2 п. 1 ст. 31 ФЗ РФ «Об образовании», п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением Администрации г. Красноярска 22.05.2007г. повлекло нарушение прав его сына на получение бесплатного дошкольного образования.

Заявитель Рыков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители заинтересованных лиц Управления администрации Советского района г.Красноярска Михашенок Д.В. (доверенность от 11.04.2011г.), Главного управления образования администрации г.Красноярска Плеханова Е.В. (доверенность от 01.02.2011г.), Департамента финансов администрации г.Красноярска Томиленко Д.В. (доверенность от 12.01.2011г.), администрации г.Красноярска Николаев Д.Ю. (доверенность от 21.12.2010г.), Красноярского городского Совета г.Красноярска Рукосуева Т.Г. (доверенность от 06.09.2011г.) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представители заинтересованных лиц Главы г.Красноярска, Администрации Советского района г.Красноярска в судебное заседание не явились. О дне и месте слушания извещались своевременно и надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили.

Дело рассматривается в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования Рыкова А.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Судом установлено, что Р.. родился <данные изъяты>. Родителями Р. являются Рыков А.В., Р.

Из ответа Управления образования администрации Советского района г.Красноярска следует, что Рыков А.А. внесен в журнал регистрации детей для постановки на очередь для предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту ДОУ) <данные изъяты>., регистрационный номер Основания для предоставления льготного места в ДОУ отсутствуют, текущий номер 1253. Очередность детей от 1,5 до 3 лет в Советском районе г.Красноярска составляет 6413 чел.

Заявитель, поддерживая требования, суду пояснил, что является отцом Р. <данные изъяты> года рождения. <данные изъяты>. на основании его заявления Управлением образования администрации Советского района г.Красноярска поставлен в очередь на получение места в ДОУ. В мае <данные изъяты>. обратился устно за получением информации о перспективе получения места в детском саду. Специалистом Управления образования администрации Советского района г.Красноярска ему было сообщено, что его очередь не подошла, мест в ДОУ нет. О возможности получения дошкольного образования в других формах не интересовался, с какими либо письменными заявлениями не обращался. Причиной недостаточности мест в детских садах является отсутствие при формировании политики муниципального образования приоритета реализации в первую очередь конституционных прав граждан. Заинтересованные лица являются участниками бюджетного процесса: Городской Совет утверждает решение о бюджете, изменения вносимые в него, Глава города организует и координирует деятельность органов администрации города по составлению проекта бюджета города, его исполнению, контролирует исполнение бюджет; Администрация города обеспечивает составление проекта бюджета города, внесение его на утверждение, обеспечивает исполнение бюджета; финансовый орган администрации города осуществляет составление проекта бюджета, организует его исполнение; главные распорядители бюджетных средств – Главное управление образования и управление образования районов города осуществляют планирование расходов бюджета, составляют обоснование бюджетных ассигнований. Заинтересованные лица непосредственно влияют на возможность реализации гражданами конституционного права на дошкольное образование. Не имея возможности комплексно анализировать и обосновать запланированные затраты, при сокращении бюджетных расходов, сокращаются расходы, связанные с реализацией конституционных прав, одновременно увеличиваются расходы, которые не связанны с реализацией конституционных прав: в 2009г. из бюджета города были исключены расходы на строительство 4 детских садов, сокращены расходы по разделу «дошкольное образование» на 39%, увеличены расходы на «озеленение» на 12%. Неправомерными действиями заинтересованных лиц нарушены права его сына на получение дошкольного образования. Полагает ненужным конкретизировать требования к каждому заинтересованному лицу, поскольку это не повысит эффективность исполнения решения. Просит требования удовлетворить.

Представитель Управления образования администрации Советского района г.Красноярска, возражая против требований заявителя, суду пояснила, что районное управление образования осуществляет учет и регистрацию детей, состоящих на очереди, комплектование, выдачу направлений родителям для определения детей в дошкольные учреждения в порядке, определенном правовыми актами города. Положением о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений города Красноярска, утвержденным постановлением Главы города №304 от 22.05.2007г. установлено, что места в ДОУ предоставляются в порядке очереди. Учет детей ведется по году рождения. Комплектование ДОУ осуществляется с 01.04. по 01.09 каждого года, доукомплектование происходит при наличии вакантных мест и норм наполняемости учреждений. Р.. <данные изъяты>. внесен в журнал регистрации детей для постановки на очередь для предоставления места в ДОУ Советского района <данные изъяты>., регистрационный №3582.В настоящее время текущий номер очереди 1253, права на внеочередное или первоочередное получение места в ДОУ у Р.. нет, очередность детей в возрасте от 1.5 до 3.0 лет в Советском районе составляет 6413 детей. Конституцией гарантируется общедоступное бесплатное дошкольное образование, без указания его вид. Предоставление ребенку места в ДОУ включает в себя помимо предоставления образования так же уход и содержание. Обязанности обеспечить ребенка уходом и содержанием нет. Типовым положением предусмотрено несколько вариантов получения дошкольного образования, как в режиме полного дня, так и посредством кратковременного пребывания. Обеспечение детей дошкольным образованием в форме кратковременного пребывания осуществляется на основании заявления родителя при предоставлении меддокументов на ребенка без снятия с очереди на получение места в ДОУ. Ребенок направляется в ДОУ района сразу. С заявлением о предоставлении образования в форме, которая позволяет начать образовательный процесс практически сразу, Рыков А.В. не обращался. Оснований для предоставления Р. места в ДОУ на момент обращения за консультацией не было. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель Главного управления образования администрации г.Красноярска, возражая против требований, суду пояснила, что существует порядок комплектования, в соответствии с которым Главное управление образования администрации г.Красноярска осуществляет учет и регистрацию детей для определения в муниципальные дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида для детей с физически недостатками. Рыков А.В. с заявлением о постановке Р. на учет для определения в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида для детей с физически недостатками не обращался. Полномочиями по предоставлению мест в иных муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Главное управление образования администрации г.Красноярска не обладает. Предоставление Р. места в детском саду вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди. В 2009г. сын заявителя был поставлен на учет, Рыков А.В. знал регистрационный номер очереди, право на обжалование не реализовал. Считает, что заявителем пропущен 3-хмесячный срок для обжалования. Просит применить срок исковой давности, в удовлетворении требований отказать.

Представитель Администрации г.Красноярска, возражая против требований, суду пояснил, что Постановлением Главы г.Красноярска от22.05.2007г. № 304 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений города Красноярска, в соответствии с которым полномочия по предоставлению детям мест в муниципальных дошкольных учреждениях возложено на Главное управление образования и районные управления образования. В полномочия Администрации г.Красноярска учет, и регистрация для определения в ДОУ, предоставление мест в ДОУ не входит. Положением № 304 установлен единый для всех граждан порядок предоставления мест в ДОУ – в порядке очередности. Р. поставлен не очередь, состоит в ней, право на внеочередное, первоочередное предоставление мест в ДОУ не имеет. Так как с заявлением о других формах обучения заявитель не обращался, оснований для предоставления Р.. места в ДОУ нет. По действиям Администрации г. Красноярска, связанным с принятием бюджета, истекли сроки на оспаривание. Просит в иске отказать.

Представитель Красноярского городского Совета г.Красноярска, возражая против требований, суду пояснила, что Красноярский городской Совет является органом, избираемым народом. Уставом к полномочиям Городского совета действия, связанные с предоставлением мест в ДОУ, не отнесены. Бюджет города не является предметом заявленных требований. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель Департамента финансов администрации г.Красноярска суду пояснила, что принятие решений о предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях не относится к полномочиям департамента. Права заявителя на получение бесплатного муниципального дошкольного образования не нарушали. Полагает, что заявителем пропущен срок исковой давности. Просит в удовлетворении требований отказать.

Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством конституционное право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется через сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений в порядке, определяемом учредителем этих учреждений (ст. 43 Конституции РФ, ст. 9,18 Закона РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 68 Устава города Красноярска, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения осуществляет администрация города Красноярска.

В соответствии с п.п. 2.1., 2.5., 2.6., 2.9. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 22.05.2007 N 304 (ред. от 14.10.2011) места в учреждениях предоставляются в порядке очереди.. Главное управление образования администрации города (далее - главное управление) осуществляет учет и регистрацию детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида (группы компенсирующей направленности) для глухих и слабослышащих детей, для слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, для детей с нарушением интеллекта, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Управления образования администраций районов в городе (далее - районные управления) осуществляют учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Из объяснений Рыкова А.В., следует, что Р.. <данные изъяты> г.рождения не имеет заболеваний амблиопия, косоглазие, нарушение интеллекта, нарушение опорно-двигательного аппарата, не является глухим, слабослышащим, слабовидящим.

С учетом изложенного, требования Рыкова А.В. к Департаменту финансов администрации г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, Главе города Красноярска, Городскому Совету г.Красноярска, Главному управлению образования администрации города Красноярска заявлены к ненадлежащим лицам.

Судом установлено, что Рыков А.В. является отцом несовершеннолетнего Р. <данные изъяты> г.рождения. <данные изъяты>. Р. принят Управлением образования администрации <адрес> на учет для определения в ДОУ. Текущая очередь Р.. – составляет 1253. Р.. право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в ДОУ не имеет.

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. Группы различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часвого пребывания), сокращенного дня (8-10 пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме пятидневной и шестидневной недели. Стандарт образовательных программ в группах одинаков. Режим полного дня включает в себя помимо образования уход и содержание, которые не являются безусловной обязанностью государства и муниципального образования в рамках образовательного процесса. Предоставление возможности реализовать право на образование в одной из указанных форм в полной мере обеспечивает реализацию конституционного права на дошкольное образование. Само по себе наличие очереди в группы полного дня не свидетельствуют о нарушении права граждан на образование. Родители ребенка как первые воспитатели самостоятельно выбирают форму образования, которая не ограничивается предоставлением образования в ДОУ муниципального образования.

В Советском районе г. Красноярска дошкольное образование организовано посредством формирования групп полного дня, места в которых предоставляются в порядке очереди и групп кратковременного пребывания, места в которых предоставляются по обращению и представлению необходимого пакета документов, что свидетельствует о том, что в Советском районе г. Красноярска имеется действующий механизм реализации конституционного права граждан на дошкольное образование.

Учитывая, что Р.. состоит на очереди на предоставление места в группе полного дня, оснований предоставления места в ДОУ в порядке очередности нет, так как текущая очередь Р.. составляет 1253, за консультацией о имеющихся формах образования и порядке их реализации, а так же с заявлением о предоставлении образования в форме группы кратковременного пребывания родители ребенка не обращались, суд приходит к выводу, что Управлением образования администрации Советского района г.Красноярска препятствий к осуществлению Р. права на дошкольное образование не создано, права не нарушены.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований Рыкову А.В. надлежит отказать.

РЕШИЛ:

Рыкову А.В. в удовлетворении требований о признании незаконным действия (бездействия) Управления образования администрации <адрес>, Главного управления образования администрации г.Красноярска, Департамента финансов администрации г.Красноярска, Администрации г.Красноярска, Главы города Красноярска, Городского Совета г.Красноярска не организовавших предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Р., понуждении предоставить возможность получения бесплатного дошкольного образования по очной форме обучения ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с даты изготовления мотивированного текста решения, т.е. с 18.11.2011г. в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий                            О.П. Максимчук