о компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Драничникова Виктора Петровича к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,

УСТАНОВИЛ:

Драничников В.П. обратился в суд с иском в Правительству РФ в лице УФК по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, мотивируя тем, что является сыном, необоснованно репрессированных в 1931 году по политическим мотивам ДПТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выселенного из <адрес> на спецпоселение в <адрес>, а также ДГД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выселенной из <адрес> по классовым мотивам на спецпоселение в <адрес>. Отец истца ДД.ММ.ГГГГ был реабилитирован, ДД.ММ.ГГГГ реабилитирована мать истца, ДД.ММ.ГГГГ истец признан подвергшимся политическим репрессиям и реабилитирован. Истец считает, что в соответствии с Законом №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в его конституционно-правовом толковании, данном в Определении Конституционного суда РФ от 15.05.2007 г. № 383-О-П, в соответствии с частью 4 статьи 15 и часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливающих, применение норм международного права в России, а так же на основании Решения Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02.02.2010 г., постановившего выплатить заявителям, подвергшимся политическим репрессиям советского периода компенсацию морального вреда в размере четыре тысячи евро, он имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ему политическими репрессиями, в том же размере, в рублевом эквиваленте, в связи с чем, просит взыскать с ответчика 160 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Драничников В.П. заявленные требования поддержал, подтвердив изложенное, дополнительно указав, что в связи с политическими репрессиями, которым подверглись его родители, он испытывал нравственные страдания с самого рождения (с ДД.ММ.ГГГГ г.), так как ему пришлось жить в спецпоселении, все эти годы он жил с клеймом «сын врага народа», что наложило негативный отпечаток на всю его жизнь.

Представитель истца- Полковников А.А., участвующий в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержал, указывая на то, что Европейский Суд по правам человека, по аналогичному спору постановил выплатить жертвам политических репрессий компенсацию в размере 4000 евро, полагал, что в данном случае нормы международного права могут быть применены, с целью восполнения пробелов в национальном законодательстве, поскольку Федеральным Законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ с 01.01.2005 г. исключено право жертв политических репрессий на компенсацию морального вреда, а понесенные Драничниковым В.П. нравственные страдания, должны быть компенсированы в размере 160 000 руб., эквивалентных 4 000 евро.

Представитель ответчика- Пучкова Е.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), иск не признала, пояснила, что в соответствии с Законом № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. На территории Красноярского края, данные меры предоставляются в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 г. №12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Эти льготы в материальном (финансовом) выражении входят в предполагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда. Ссылка Драничникова В.П. на постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02.02.2010г. несостоятельна, поскольку данное решение не носит для РФ обязательный характер исполнения.

Представитель третьего лица Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска- Шутеева Т.П. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), возражая об удовлетворении исковых требований, пояснила, что граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и в последствие реабилитированные, имеют право на повышение пенсии в соответствии со ст. 110 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2002г. Право на указанное повышение предоставляется гражданам при наличии у них документа о реабилитации. Справка о реабилитации Драничникова В.П. находится в Управлении пенсионного фонда в Советском районе г. Красноярска, на основании данной справки с 01.10.2003г. Управление производит истцу выплату к пенсии в сумме 394,19 руб.

Представители третьих лиц- Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска, ГУ Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю, в суд не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, направили в суд письменные отзывы на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на отсутствие правовых оснований, рассмотреть дело в их отсутствие; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям:

Согласно преамбуле Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии со ст. 12 настоящего Закона реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Таким образом, данный закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1, однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а именно ст. 16 Закона, которая в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и предусматривает, что вышеуказанные лица, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.

Исходя из того, что Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; кроме того, следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 27.12.2005г. № 527-О, 17.10.2006г. № 397-О, от 15.05.2007г. № 383-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации. (Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 № 620-О-П «По жалобе гражданки ГЛИ на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Как установлено в судебном заседании, Драничников В.П. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются ДПТ, ДГД, что подтверждается свидетельством о рождении , выданного <данные изъяты>.

Согласно справке о реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД Кировской обрасти, отец истца- ДПТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до применения репрессии проживал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году выслан постановлением Опаринской райкомиссии по выселению кулацких крестьянских хозяйств от ДД.ММ.ГГГГ на спецпоселение в <адрес> в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930г.; 22.07.2003г. на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессиий»- реабилитирован.

Мать истца- ДГД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до применения репрессии проживала в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году была выслана по классовым мотивам на спецпоселение в <адрес> на основании постановления СНК и ЦИК СССР от 01.02.1930г., с учета спецпоселения снята ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1461-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»- реабилитирована, что подтверждается справкой о реабилитации № 4/Д-42 от 11.08.2003г., выданной ГУ УВД Томской области.

Драничников В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился на спецпоселении, репрессирован как член семьи бывшего кулака, с рождения находился с родителями на спецпоселении в <адрес> на основании постановления СНК и ЦИК СССР от 01.02.1930г., с учета спецпоселения снят ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1461-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»- реабилитирован, что подтверждается справкой о реабилитации № 4/Д-42 от 11.08.2003г., выданной ГУ УВД Томской области.

Управлением социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска Драничникову В.П. выдано бессрочное и действительное на всей территории РФ свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее его право на льготы, установленные ст.16 Закона «О реабилитации жертв политический репрессий».

По сведениям Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска от 23.11.2011г., Драничникову В.П. как реабилитированному лицу предоставляются следующие меры социальной поддержки: субсидии отдельным категориям граждан в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 17.12.2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в размере 50% от оплаты за жилье и коммунальные услуги; ежемесячная денежная выплата согласно Закону Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; субсидии с учетом доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг.

По сведениям Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Красноярска от 29.11.2011г., Драничникову В.П. с ДД.ММ.ГГГГ производятся выплаты повышения к страховой части пенсии, который на ДД.ММ.ГГГГ составляет 394,19 руб.

Оценивая все доказательства по делу, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007г. № 373-О-П, Закон РФ от 18.10.1991г. № 1761-1), суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств истцу возмещается вред причиненный в результате политических репрессий, в том числе и моральный, поскольку при рассмотрении дела установлено, что в связи с примененными к семье истца репрессиями, он пользуется всеми предусмотренными государством льготами.

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы истца Драничникова В.П. о применении правовой позиции, изложенной в Постановлении Европейского Суда по правам Человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузин» от 02.02.2010г., поскольку данное постановление не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по права человека граждан Грузии.

В соответствии со ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Европейского Суда по правам человека по делам, в которых они являются сторонами.

Вместе с тем, Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в связи с чем, как обоснованно указал представитель ответчика в судебном заседании, данное постановление Европейского Суда по правам человека не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований Драничникова В.П. к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Драничникова Виктора Петровича к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.

Судья                             Т.И. Петроченко