РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарицкой Екатерины Федоровны к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,
УСТАНОВИЛ:
Зарицкая Е.Ф. обратилась в суд с иском в Правительству РФ о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, мотивируя тем, что является дочерью, необоснованно репрессированной в 1911 году по политическим мотивам ЦЕГ, 1910 года рождения, выселенной из <адрес> на спецпоселение в <адрес> по национальному признаку. Истица и ее мать были реабилитированы ДД.ММ.ГГГГ Истица считает, что в соответствии с Законом №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в его конституционно-правовом толковании, данном в Определении Конституционного суда РФ от 15.05.2007 г. № 383-О-П, в соответствии с частью 4 статьи 15 и часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливающих, применение норм международного права в России, а так же на основании Решения Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02.02.2010 г., постановившего выплатить заявителям, подвергшимся политическим репрессиям советского периода компенсацию морального вреда в размере четырех тысяч евро, она имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями, в том же размере, в рублевом эквиваленте, в связи с чем, просит взыскать с ответчика 160 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
В судебное заседание истица Зарицкая Е.Ф. не явились, уведомлена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, письменным заявлением просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика- Сикорский П.В. (по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), иск не признал, пояснил, что в соответствии с Законом № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. На территории Красноярского края, данные меры предоставляются в соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Эти льготы в материальном (финансовом) выражении входят в предполагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда. Ссылка Зарицкой Е.Ф. на постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, поскольку данное решение не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения.
Представитель третьего лица Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края- Свистунова О.Ю. (по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), возражая об удовлетворении исковых требований, пояснила, что граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и в последствие реабилитированные, имеют право на повышение пенсии в соответствии со ст. 110 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до 01.01.2002г. На основании заявления и представленной справки о реабилитации, Зарицкой Е.Ф. было установлено повышение пенсии в соответствии с указанной нормой закона- на 50% минимального размера пенсии по старости, данная надбавка к пенсии выплачивается истице с учетом индексации, других мер для данной категории лиц не предусмотрено.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края- Вакарев С.И. (по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), полагая об отсутствии оснований для удовлетворения требований, пояснил, что Зарицкая Е.Ф. вправе получать меры социальной поддержки как ветеран труда Красноярского края и как реабилитированное лицо, в связи с тем, применению подлежит только одна мера социальной поддержки, письменным заявлением истица выбрала меру поддержки как реабилитированному лицу, с марта 2002г. по сентябрь 2006г. Зарицкой Е.Ф. производилось возмещение мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде скидки с оплаты за жилье и коммунальные услуги, с октября 2006г. по ноябрь 2011г. данные меры социальной поддержки предоставлялись Зарицкой Е.Ф. в виде денежных выплат.
Представители третьих лиц- ГУ Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю, Министерства здравоохранения и социального развития РФ в суд не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, направили в суд письменные отзывы на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на отсутствие правовых оснований, просили рассмотреть дело в их отсутствие; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям:
Согласно преамбуле Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В соответствии со ст. 12 настоящего Закона реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
Таким образом, данный закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1, однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а именно ст. 16 Закона, которая в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и предусматривает, что вышеуказанные лица, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.
Исходя из того, что Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; кроме того, следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 27.12.2005г. № 527-О, 17.10.2006г. № 397-О, от 15.05.2007г. № 383-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации. (Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 № 620-О-П «По жалобе гражданки ГЛИ на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).
Как установлено в судебном заседании, Цейтлер Е.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена фамилия Зарицкая, что подтверждается свидетельством о браке №, выданного Бюро ЗАГС г. Ачинска Красноярского края, паспортом гражданина РФ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ УВД г. Ачинска Красноярского края.
Согласно справке о реабилитации № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД администрации Красноярского края, мать истицы- ЦЕГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Указом ПВС СССР от 28.08.1941г. была выселена в сентябре 1941 года из <адрес> в <адрес>, от спецпоселения освобождена ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. «В» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»- реабилитирована.
Цайтлер Е.Ф. (после регистрации брака- Зарицкая), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, на спецучете не состояла, на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941г. находилась с родителями на спецпоселении с момента рождения по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ на основании п. «В» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»- реабилитирована.
Ачинским городским Отделом социального обеспечения Зарицкой Е.Ф. выдано бессрочное и действительное на всей территории РФ свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее ее право на льготы, установленные ст.16 Закона «О реабилитации жертв политический репрессий».
По сведениям Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заявлением Зарицкой Е.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ей предоставляются как реабилитированному лицу, с марта 2002г. по сентябрь 2006г. возмещение мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг Зарицкой Е.Ф. производилось в виде скидки с оплаты за жилье и коммунальные услуги, с октября 2006г. по ноябрь 2011г. меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлялись Зарицкой Е.Ф. в виде денежных выплат.
По сведениям Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления и представленной справки, Зарицкой Е.Ф. было установлено повышение пенсии в соответствии с п.п. «и» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990г. на 50% минимального размера пенсии по старости, с учетом индексации начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая все доказательства по делу, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007г. № 373-О-П, Закон РФ от 18.10.1991г. № 1761-1), суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств истцу возмещается вред причиненный в результате политических репрессий, в том числе и моральный, поскольку при рассмотрении дела установлено, что в связи с примененными к семье истицы репрессиями, она пользуется всеми предусмотренными государством льготами.
Кроме того, суд не может принять во внимание доводы истицы Зарицкой Е.Ф. о применении правовой позиции, изложенной в Постановлении Европейского Суда по правам Человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузин» от 02.02.2010г., поскольку данное постановление не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по права человека граждан Грузии.
В соответствии со ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Европейского Суда по правам человека по делам, в которых они являются сторонами.
Вместе с тем, Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в связи с чем, как обоснованно указал представитель ответчика в судебном заседании, данное постановление Европейского Суда по правам человека не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований Зарицкой Е.Ф. к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Зарицкой Екатерины Федоровны к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.
Судья Т.И. Петроченко