Дело №2-5154/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 31 октября 2011 г.
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Бубакова С.Н.
при секретаре Фабер А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурдаловой Е.А. к Закрытому акционерному обществу «Восход-Бейкер» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение трудового законодательства
УСТАНОВИЛ:
Бурдалова Е.А. обратилась в суд с иском к ЗАО "Восход-Бейкер" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение трудового законодательства мотивируя тем, что 27 ноября 2009 года между ней и ЗАО «Восход-Бейкер» был заключен трудовой договор № пр, дополнительное соглашение, согласно условиям которых она была принята на работу на должность менеджера-технолога в РП Красноярск (<адрес>) на неопределенный срок. В соответствии с п. 4.1.1 трудового договора ей был установлен должностной оклад в размере 11500 рублей. 30 июля 2010 года ей было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору: п. 4.1.1 трудового договора изложен в следующей редакции «Работнику устанавливается должностной оклад в размере 8 846 рублей. Оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате. Размер и порядок применения районного коэффициента устанавливается действующим законодательством». От подписания дополнительного соглашения она отказалась.
Как следует из ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков. Как указано в ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливается в порядке, определяемой ст. 316 ТК РФ для установления районного коэффициента и порядка его применения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Постановлениями администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-Г, от 21.08.1992 года № 311-П, от 13.11.1992 года № 393-П установлен районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций 1,30. В соответствии с п. 1 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных района Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В соответствии со ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Как указано в ст. 14 ФЗ от 19.02.1993 года № 4520-1, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней в остальных района Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Однако, с момента её трудоустройства в ЗАО «Восход-Бейкер» по настоящее время ей не выплачивалась процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы на предприятии, а также не предоставлялся дополнительный отпуск.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Просит суд взыскать с Закрытого акционерного общества «Восход-Бейкер» задолженность по заработной плате за период с 1 декабря 2009 года по 31 марта 2011 года в размере 57 тысяч 136 рублей, денежную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за период с 1 декабря 2009 года по 1 декабря 2010 года в размере 5 тысяч 39 рублей 76 копеек (т. 1 л.д. 4-7).
Истица Бурдалова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Евменовой Е.В.
Представитель истицы Бурдаловой Е.А. – Евменова Е.В., действующая на основании доверенности от 21.04.2011 года (т. 1 л.д. 8), в судебном заседании исковые требования уточняла. Просила взыскать задолженность по заработной плате в размере 57805 рублей 45 копеек (т. 1 л.д. 45), задолженность по заработной плате за период с 27 ноября 2009 года по 03 августа 2011 года в размере 96436 рублей 72 копейки с учетом индексации, взыскать компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за период с 27 ноября 2009 года по 26 октября 2010 года в размере 9991 рубль 20 копеек (т. 1 л.д. 228-230), задолженность по заработной плате (северную надбавку) за июль 2011 года в размере 4644 рубля 30 копеек (т. 1 л.д. 240).
Представитель ответчика ЗАО "Восход-Бейкер" Дронов В.В., действующий на основании доверенности № 12-УО от 24.01.2011 года, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, привел следующие доводы в обоснование возражений по иску:
В качестве основания взыскания с ответчика процентной надбавки к заработной плате истец ссылается на п. 1 постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» (далее по тексту - Постановление № 794). Ссылку истца на п. 1 Постановления № 794 считают необоснованной, поскольку срок действия постановления истек в 1999 году, постановление является недействующим с 01.01.2000 года. Как следует из вводной части Постановления № 794 оно принято во исполнение Закона СССР «О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 -1990 годы», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16.06.1986 г. № 700 (далее по тексту - Закон СССР о государственном плане на 1986-1990 годы). В соответствии с п. 4 Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы в целях выполнения поставленных задач установлено выполнение ряд мероприятий, в т.ч. по введению выплат надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Согласно п. 1 Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы Совет Министров СССР постановил принять Государственный план экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы на период до 2000 года. В п. 3 Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы установлено положение о проведении работы по выполнению утвержденных заданий в период до 2000 года. Также в п. 2 Постановления № 794 указано о выделении дополнительного фонда заработной платы в связи с введением надбавок к заработной плате на соответствующие годы, т.е. до 2000 года. По истечении периода действия Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы, т.е. после 1999 года, на законодательном уровне не принималось решений о продлении срока его действия, в т.ч. отдельных его задач (мероприятий). О необходимости принятия таких решений на законодательном уровне свидетельствует Постановление Совета Министров СССР от 16.06.1986 г. № 700, которым, одновременно с принятием Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы утвержден перечень решений, в т.ч. Постановления Совета Министров СССР 1965 г. и других годов, срок действия которых продлевается на 1987-1990 годы.
При указанных обстоятельствах, поскольку Постановление № 794 было принято во исполнение Закона СССР о государственном плане на 1986-1990 годы, действующего до 2000 года, и в связи с отсутствием решений на законодательном уровне о продлении срока его действия. Постановление № 794 считается прекратившим свое действие с 01.01.2000 г.
Пункт 1 Постановления № 794 противоречит статьям 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту - Закон № 4520-1), а также статьям 3, 20, 316, 317, 129, 135 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ).
Как следует из п. 1 Постановления № 794 в соответствии с Законом СССР «О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы» и в целях закрепления кадров в южных районах Иркутской области и Красноярского края введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. В стаж работы, дающий право на данную процентную надбавку к заработной плате, засчитывается период работы, начиная с 01.11.1989 г.
В настоящее время, вопросы выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы урегулированы в ст.ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту - Закон № 4520-1), а также ст.ст. 316, 317 ТКРФ.
В соответствии со ст. 11 Закона № 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Согласно ст. 10 Закона № 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные выше нормы Закона № 4520-1 и Трудового кодекса РФ предусматривают выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В настоящее время действует перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029, город Красноярск в данном перечне отсутствует. При этом в действующем законодательстве отсутствует перечень «южных районов Красноярского края», о которых указывается в спорном Постановлении № 794.
Следовательно, содержащееся в п. 1 Постановления № 794 положение о процентных надбавках к заработной плате работникам и служащим за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, противоречит действующему трудовому законодательству, в частности, ст.ст. 10, 11 Закона № 4520-1, а также ст.ст. 316, 317 ТК РФ.
Положения ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона № 4520-1, регулирующие вопросы выплат процентной надбавки к заработной плате за стаж работы, не содержат такой цели, как закрепление кадров в соответствующих районах и местностях, о которой указывается в Постановлении № 794.
Из анализа положений Трудового кодекса РФ и Закона № 4520-1 следует, что основной и единственной целью выплаты процентной надбавки к заработной плате является возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не содержит действующее трудовое законодательство и самого понятия «закрепление кадров». Таким образом, содержащееся в спорном Постановлении № 794 положение о введении выплат процентных надбавок к заработной плате работникам с целью закрепления кадров в соответствующих районах противоречит действующему трудовому законодательству, в частности, ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона № 4520-1.
П. 1 Постановления № 794, предусматривающий выплату процентной надбавки лицам, работающим только на предприятиях, в учреждениях и организациях, противоречит ст.ст. 3, 20 ТК РФ. Как следует из положений ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо (организация). Работодателями - физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Из буквального значения содержащихся в оспариваемом Постановлении № 794 слов и выражений следует, что выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы предусмотрена только лицам, работающим у работодателей - юридических лиц (организаций), но не предусмотрена лицам, работающим у работодателей - физических лиц, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края. Данное обстоятельство указывает о дискриминации в сфере труда в отношении лиц, работающих у работодателей - физических лиц, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, что запрещено ст. 3 ТК РФ.
Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Таким образом, содержащееся в Постановлении № 794 положение о выплате процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим только на предприятиях, в учреждениях и организациях, противоречит ст.ст. 3, 20 ТК РФ.
Не существует в настоящее время Госплана СССР и Министерства финансов СССР, о чем указывается в спорном Постановлении № 794, за счет средств которых подлежит выплата указанных в Постановлении № 794 процентных надбавок (п. 2 постановления № 794).
В соответствии с Трудовым кодексом РФ дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки и др.) для работников устанавливаются организациями самостоятельно, исходя из своих производственных и финансовых возможностей в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда (ст.ст. 129, 135ТКРФ).
Таким образом, вопросы предоставления дополнительных надбавок к заработной плате разрешаются в настоящее время в случаях, не предусмотренных федеральным законом, в ином порядке, чем это указано в п. 1 Постановления № 794, что также свидетельствует о его противоречии действующему трудовому законодательству РФ.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В силу п. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, в связи с противоречием пунктов 1 и 2 Постановления № 794 положениям ст.ст. 10, 11 Закона № 4520-1, а также ст.ст. 3, 20, 129, 135, 316, 317 ТК РФ, данные пункты Постановления № 794 не подлежат применению.
Кроме того, ответчик считает, что город Красноярск не относится к южному району Красноярского края, на которое распространяется действие п. 1 Постановления № 794,
Не правомерна ссылка истца на ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту - Закон № -520-1) в обоснование своих требований о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск по следующим основаниям: В соответствии со ст. 14 Закона № 4520-1 кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью: в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня; в приравненных к ним местностях -16 календарных дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней. Статьей 2 Закона № 4520-1 установлено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень установлен действующим в настоящий момент Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1976 г. № 1029. В указанном перечне город Красноярск не значится, а поэтому действие ст. 14 закона № 4520-1 на истца, выполняющего трудовые функции в обособленном подразделении ЗАО «Восход-Бейкер» в г. Красноярск, не распространяется.
Согласно данным бухгалтерского учета на 23.06.2011 г. задолженность по заработной плате перед сотрудником Бурдаловой Е.А. отсутствует (справка прилагается).
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, в иске подлежит отказать в полном объеме (т. 1 л.д. 47-50, л.д. 235-238).
Кроме того, представитель ответчика Дронов В.В. заявил письменное ходатайство о применении установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока обращения в суд мотивируя следующим: Иск датирован 19.05.2011 г. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 5.8 Правил внутреннего трудового распорядка заработная плата работникам организации выплачивается два раза в месяц: аванс выплачивается 12-15 числа месяца следующего за расчетным; окончательный расчет за отработанный месяц уплачивается 22-28 числа месяца, следующего за расчетным.
Исходя из предположений, что исковое заявление направленно истцом в суд 19.05.2011 г., а также, что истец предъявил иск о взыскании заработной платы за период своей работы с 01.11.2009 г. по март 2011 г., в соответствии со ст. 392 ТК РФ истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании с ответчика заработной платы за период работы с 01.11.2009 г. (дата принятия истца на работу) по декабрь 2010 г. включительно. Просит суд применить установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ответчика заработной платы: - за период с 01.11.2009 г. по декабрь 2010 г. включительно, в том числе по требованию о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, отказать истцу в данных требованиях (т. 1 л.д. 52-53).
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные суду доказательства, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Статья 315 ТК РФ предусматривает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Частью 1 ст. 316 ТК предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Как следует из положений ч. 1 ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Аналогичному толкованию подлежат и нормы Трудового кодекса РФ, на что указывает положение ч. 1 ст. 316 ТК РФ, в соответствии с которым размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, требования закона об обязательном установлении районных коэффициентов и процентных надбавок при оплате труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях распространяются на организации, расположенные в этих районах.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работника.
В соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как установлено судом:
01.11.2009 года между ЗАО "Восход-Бейкер" и Бурдаловой Е.А. заключен трудовой договор №, согласно которому Бурдалова Е.А. принята на должность по основному месту работы менеджером-технологом (т. 1 л.д. 100).
Согласно п. 4.1.1 указанного договора Бурдаловой Е.А. установлен должностной оклад (с учетом районного коэффициента 1,3) в сумме 6000 рублей. Согласно п. 4.3 договора заработная плата выплачивается 2 раза в месяц.
Приказом № от 30.10.2009 года Бурдалова Е.А. принята на работу в ЗАО "Восход-Бейкер" в региональное подразделение в г. Красноярск на постоянной основе на должность менеджера-технолога с окладом 6000 рублей в т.ч. р/к 1,3 (т. 1 л.д. 101).
27.11.2009 года между ЗАО "Восход-Бейкер" и Бурдаловой Е.А. заключен трудовой договор № пр, согласно которому Бурдалова Е.А. принята на должность по основному месту работы старшим менеджером-технологом в РП Красноярск (т. 1 л.д. 73).
Согласно п. 4.1.1 указанного договора Бурдаловой Е.А. установлен должностной оклад (с учетом районного коэффициента 25%) в сумме 11500 рублей. Согласно п. 4.3 договора заработная плата выплачивается 2 раза в месяц.
Приказом № от 27.11.2009 года Бурдалова Е.А. переведена с должности менеджера-технолога в РП Красноярск на должность старшего менеджера-технолога с окладом 11500 в т.ч. р/к 1,3 (т. 1 л.д. 99).
Из представленных ЗАО "Восход-Бейкер" расчетных листков за декабрь 2009 – март 2011 года следует, что Бурдаловой Е.А. ежемесячно начислялась заработная плата, которая включала в себя оклад по дням, премию по положению, районный коэффициент (т. 1 л.д. 74-81), которая выплачивалась путем перечисления на счет Бурдаловой Е.А. в банк БАНК1 и в левобережном БАНК2, что подтверждается платежными поручениями и реестрами к ним (т. 1 л.д. 136-222).
Согласно выписке из штатного расписания ЗАО "Восход-Бейкер", утвержденного приказом № от 20.03.2009 года, должностной оклад менеджера-технолога в региональном подразделении в г. Красноярск составляет 4616 рублей, районный коэффициент 30% - 1385 рублей (т. 1 л.д. 82)
Согласно выписке из штатного расписания ЗАО "Восход-Бейкер", утвержденного распоряжением от 29.11.2009 года, и приказом № от 13.08.2010 года должностной оклад старшего менеджера-технолога в региональном подразделении в г. Красноярск составляет 8846 рублей, районный коэффициент 30% - 2654 рубля, итого 11500 руб. (т. 1 л.д. 83).
Как следует из личной карточки работника Бурдаловой Е.А. предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск за отработанный период с 01.11.2009 года по 31.10.2010 года с 01.06.2010 года по 15.06.2010 года и с 01.11.2010 года по 15.11.2010 года, за отработанный период с 01.11.2010 года по 30.04.2011 года с 01.06.2011 года по 15.06.2011 года (т. 1 л.д. 65-66).
Согласно записи в трудовой книжке Бурдалова Е.А. продолжает работать в ЗАО "Восход-Бейкер" в должности старшего менеджера-технолога в РП Красноярск (т. 1 л.д. 67-72).
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание то, что в Красноярском крае и в г. Красноярске при оплате труда применяются надбавки за работу с особыми климатическими условиями, надбавки при оплате труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, введенный Красноярским краем как субъектом РФ.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика Дронова В.В., приведенные в судебном заседании в части оспаривания законности применения в г. Красноярске при оплате труда надбавки за работу с особыми климатическими условиями в их совокупности, суд полагает несостоятельными исходя из следующего:
Согласно части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодательство Российской Федерации, включая названный Кодекс, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями. На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями, в частности в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах.
Предусмотренные этими актами процентные надбавки к заработной плате учитываются при принятии нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оплату труда и связанные с этим вопросы.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации относит к расходам на оплату труда надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями (пункт 12 части второй статьи 255).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов, в том числе за счет средств, направляемых для выплаты процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (подпункт «б» пункта 9).
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» южные районы Иркутской области и Красноярского края относятся к южным районам Восточной Сибири, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 г. № ГКПИ05-1570, вступившим в законную силу, подтверждена законность применения процентной надбавки к заработной плате на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Данная правовая позиция в полной мере распространяется и на Постановление № 794, которым введены процентные надбавки к заработной плате на территории Иркутской области и Красноярского края.
Постановление № 794 являлось действующим нормативным правовым актом на момент прекращения существования Союза ССР, прекратившего по этой причине дальнейшее правовое регулирование отношений в сфере оплаты труда, и не содержит норм, ограничивающих срок действия введенных процентных надбавок. Законодательство Российской Федерации также не содержит норм, препятствующих применению процентных надбавок к заработной плате, введенных на территории Иркутской области и Красноярского края нормативным правовым актом бывшего Союза ССР.
Следовательно, доводы представителя ответчика о прекращении срока действия Постановления № 794 с 1 января 2000 г. либо со дня вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации (1 февраля 2002 г.) не соответствуют существующему на территории Российской Федерации правовому регулированию.
Обозначенная в преамбуле Постановления № 794 цель введения процентных надбавок к заработной плате (закрепление кадров в соответствующих районах) не исключает применение на территории Российской Федерации данного нормативного правового акта, реализующего указанную цель путем установления повышенной оплаты труда на работах в названных в этом акте местностях с особыми климатическими условиями, что, по сути, является компенсацией работникам дополнительных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. При этом правовых норм, исключающих выплату установленных процентных надбавок к заработной плате работников, занятых у физических лиц, не содержится.
Отсутствие перечня южных районов Иркутской области и Красноярского края, на что ссылается представитель ответчика в судебном заседании, не свидетельствует о неопределенности Постановления № 794. Федерального закона или иного нормативного правового акта, устраняющих повышенную оплату труда работников, занятых на работах в указанных местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить применение процентных надбавок, введенных пунктом 1 Постановления № 794, не имеется.
Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность), стажа работы и возраста работника.
Для предприятий Красноярского края (край отнесен к 4-й группе местности) процентные надбавки устанавливаются в размере 10 процентов заработка за каждые шесть месяцев работы до достижения 30 процентов заработка.
Согласно записям в трудовой книжке Бурдаловой Е.А., она имеет непрерывный трудовой стаж в г. Красноярске с 20.11.2000 года (л.д. 70)
По изложенным основаниям суд находит обоснованными доводы истицы о взыскании процентной надбавки к заработной плате в размере 30%.
При этом суд принимает во внимание заявление представителя ответчика Дронова В.В. о пропуске истицей установленного законом 3-месячного срока обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав.
По требованиям о взыскании не начисленной заработной платы и премии предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок применяется в общем порядке, в том числе и в период, когда работник продолжает работать.
Согласно абз. 2 п. 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бурдалова Е.А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01.11.2009 года по настоящее время, каждый месяц с момента трудоустройства получала заработную плату и расчетные листки с указанием причитающихся выплат, что не лишало ее возможности проверить правильность начислений, и свидетельствует о том, что из данных расчетных листков она видела полноту выплачиваемой заработной платы.
По изложенным основаниям суд находит не состоятельными доводы представителя истицы о том, что Бурдалова Е.А. не знала, что ей положена надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, а узнала об этом лишь обратившись к юристам в 2011 году.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица, ежемесячно располагая информацией, содержащейся в расчетных листках, а также находясь в ежегодном отпуске с 01.11.2010 по 15.11.2010 года (вторая часть), и зная о нарушении своего права на получение вышеназванной надбавки, и компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, располагала реальной возможностью на обращение в суд, однако право на судебную защиту не реализовала и обратилась в суд лишь 19.05.2011 года, т.е. с пропуском установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока по требованиям о взыскании заработной платы, за исключением 3-х месяцев, предшествующих обращению в суд, а также по требованию о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 01.11.2009 года по 31.10.2010 года, при этом каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения за защитой трудовых прав и оснований для восстановления указанного срока, истицей и ее представителем не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая пропуск истицей срока на обращения с иском в суд за защитой нарушенных трудовых прав, о чем заявлено ответчиком, суд считает необходимым отказать Бурдаловой Е.А. в удовлетворении исковых требований к ответчику о взыскании надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего севера к заработной плате в размере 30%, с 01.11.2009 года по 19.02.2011 года и денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за период с 01.11.2009 года по 31.10.2010 года.
При этом суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы надбавку за работу в районах, приравненных к районам Крайнего севера к заработной плате в размере 30% за период, ограниченный тремя месяцами, предшествующими обращению истицы за разрешением спора в суд, то есть с 19.02.2011 года по июль 2011 года 23340 рублей 68 копеек исходя из следующего расчета.
Как следует из материалов дела, оклад истицы составлял 8846 рублей, режим работы соответствовал производственному календарю, согласно табелям учета рабочего времени, таким образом, в феврале отработано 5 рабочих дней, заработная плата за отработанный период составляет 2327,90 рублей (8846*5/19), 30% от данной суммы 698,37 рублей. Размер северной надбавки за март 2011 года составляет 4644,3 рубля, апрель 2011 года - 4047,15 рублей, май 2011 года – 4644,3 рубля, июнь 2011 года - 4662,26 рубля, июль 2011 года - 4644,3 рубля, а всего 23340 рублей 68 копеек.
Согласно требованиям ст. 236 ТК РФ при расчете денежной компенсации необходимо применять ту ставку рефинансирования, которая действовала именно в конкретный день нарушения срока, следовательно, при длящемся периоде просрочки платежа ставка рефинансирования ЦБ РФ должна применяться с учетом ее изменения. Согласно п. 5.8 ПВТР ЗАО "Восход-Бейкер" окончательный расчет за отработанный месяц выплачивается 22-28 числа месяца, следующего за расчетным (т. 1 л.д. 63).
Размер процентов, подлежащих взысканию:
Сумма задолж. Руб. | Начало периода | Конец периода | Кол-во дней | Ставка ЦБ РФ, % | Размер процентов Руб. | Расчет процентов |
698,37 | 25.03..2011 | 02.05.2011 | 39 | 8 | 7,26 | 698,37*39*8%/300=7,26 |
Февраль | 03.05.2011 | 10.08.2011 | 100 | 8,25 | 19,21 | 698,37*100*8,25%/300=19,21 |
4644,3 | 25.04.2011 | 02.05.2011 | 8 | 8 | 9,91 | 4644,3*8*8%/300=9,91 |
март | 03.05.2011 | 10.08.2011 | 100 | 8,25 | 127,72 | 4644,3*100*8,25%/300=127,72 |
4047,15 | 25.05.2011 | 10.08.2011 | 78 | 8,25 | 86,81 | 4047,15*78*8,25%/300=86,81 |
апрель | ||||||
4644,3 | ||||||
май | 25.06.2011 | 10.08.2011 | 47 | 8,25 | 60,03 | 4644,3*47*8,25%/300=60,03 |
4662,26 | ||||||
июнь | 25.07.2011 | 10.08.2011 | 17 | 8,25 | 21,80 | 4662,26*17*8,25%/300=21,80 |
Всего: 332,74
Таким образом, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 332 рубля 74 копейки.
В удовлетворении иска в остальной части суд отказывает по вышеизложенным основаниям.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме 910 рублей 20 копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бурдаловой Е.А. к Закрытому акционерному обществу «Восход-Бейкер» удовлетворить частично.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Восход-Бейкер» в пользу Бурдаловой Е.А. задолженность по заработной плате за период с 19 февраля 2011 года по июль 2011 года включительно в размере 23340 (двадцать три тысячи триста сорок) рублей 68 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 332 (триста тридцать два) рубля 74 копейки, а всего 23673 (двадцать три тысячи шестьсот семьдесят три) рубля 42 копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Восход-Бейкер» государственную пошлину в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 910 (девятьсот десять) рублей 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 08 ноября 2011 г.
Председательствующий: С.Н. Бубакова