О защите прав потребителей



Дело № 2-8594/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск                                     09 ноября 2011 года

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бубаковой С.Н.,

при секретаре Фабер А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шундрика Ю.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шундрика П.Ю., Перияйнен Э.Ю. к Открытому акционерному обществу «Авиационная компания «Континент» о защите прав потребителей, возмещении убытков, денежной компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Шундрик Ю.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шундрика П.Ю., Перияйнен Э.Ю. обратились в суд с иском к ОАО «Авиационная компания «Континент» о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что между нами, и ответчиком 02 июля 2011 года заключен договор воздушной перевозки пассажиров, что подтверждается электронными билетами №№ 2562410026295 5, 2562410026298 1, 2562410026296 6, 2562410026299 2, 2562410026297 0, 2562410026300 3 и чеком оплаты № 03629 на сумму 71500 рублей. По условиям договора перевозчик обязался доставить их в г. Южно-Сахалинск и обратно в г. Красноярск, рейсами ЛК 339 (дата выполнения рейса - 30.07.2011 г.) и ЛК 340 (дата выполнения рейса - 21.08.2011 г.), следующими по маршрутам «Красноярск -Комсомольск-на-Амуре - Южно-Сахалинск», «Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Красноярск». Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с 29 июля 2011 г. все рейсы перевозчика отменены. Факт отмены рейсов ЛК 339, ЛК 340 подтверждается отметкой в электронном билете, проставленной администратором терминала № 1, смены № 2 (ООО «ЭРА Терминал) аэропорта «Емельянове» г. Красноярска. С требованием о возврате стоимости билета и возмещении затрат, понесенных в результате отмены рейсов истцы обратились в адрес перевозчика 02 сентября 2011 года, что подтверждается письменной претензией, квитанциями №№ 46511, 46512, 46513, уведомлениями о вручении. Ответ перевозчика на претензию в наш адрес не поступил.

В виду неисполнения перевозчиком обязанности по перевозке истцов, они произвели следующие расходы, чтобы совершить поездку по аналогичному, ранее запланированному, маршруту в отведенные графиком отпусков сроки, при этом, стараясь затратить минимально возможные на тот момент суммы из-за отсутствия собственных денежных средств: билеты на поезд по маршруту «г. Красноярск - г. Хабаровск» - 20873,80 руб.; проживание в гостинице «Чайка» г. Хабаровск - 1900 руб.; билеты на самолет по маршруту «г. Хабаровск - г. Южно-Сахалинск» - 18040 руб.; билеты на самолет по маршруту «г. Южно-Сахалинск - г. Хабаровск - г. Красноярск» - 37071 руб.; проживание в гостинице «Турист» г. Хабаровск - 2700 руб.; Помимо этого, истцами были произведены затраты на питание во время движения в поезде и нахождения в гостиницах, общественный транспорт, такси, услуги камеры хранения, упаковки багажа, отправку претензий, канцелярские расходы, мобильную связь. Общий размер убытков, понесенных в результате неисполнения договорных обязательств и подтвержденных документами, составил 80584,80 рублей.

О прекращении операционной деятельности и аннулировании свидетельства эксплуатанта они узнали, непосредственно приехав на такси в аэропорт ночью 30.07.2011 г. Вследствие чего они были вынуждены провести несколько часов с вещами и ребенком в помещении аэропорта, позже - уехать на такси к офису АК «Континент» информацию о котором выдали в аэропорту, и в итоге ни с чем вернуться домой. После этого в течение дня они еще несколько раз ездили в аэропорт и к офису авиакомпании в надежде получить какую-либо информацию. Узнав информацию, о том, что пассажиров, отправляющихся к месту отдыха «никто перевозить не будет» - было принято решение добираться собственными силами. В связи со сложившейся ситуацией истцы были вынуждены рассматривать все доступные варианты. В итоге, исходя исключительно из ценовых соображений, решили ехать поездом до г. Хабаровск, т.к. на самолет были авиабилеты только на 06.08.2011 г. в «бизнес-класс» по цене около 25 000 рублей на одного пассажира. Пришлось смириться с тем, что истцы фактически теряют 5 дней (4 дня в пути и еще 1 день на ночевку в г. Хабаровск). Наибольшие опасения вызывало самочувствие ребенка, который до этого момента в поездах не ездил, тем более на такое дальнее расстояние. Из-за отсутствия выбора были приобретены билеты в последнее купе вагона (рядом с туалетом) на ближайший поезд. Следует учесть ужасные условия и состояние вагонов поездов дальнего следования. Полностью отсутствовала система кондиционирования и при температуре +25 градусов на улице - в вагоне невозможно было дышать, не спасали даже открытые окна, которые открывались далеко не везде, и, в частности, в купе истцов. Вместо запланированного прилета 30.07.2011 г., мы оказались в г. Южно-Сахалинске 05.08.2011 г. - суммарно потеряв 6 дней отпуска, который был запланирован задолго до поездки согласно графику отпусков, опоздали на день рождения матери, празднование которого, было специально намечено на 30.07.2011 в связи с нашим планируемым прилетом и при этом потеряв много моральных и физических сил, потратив деньги, которые были отложены на отпуск.

Чтобы вернуться к месту проживания в г. Красноярск, истцам пришлось потратить несколько дней на поездки в ЦАВС и аэропорт г. Южно-Сахалинск за какой-либо информацией о вариантах вылета, так как по телефону получить информацию было невозможно. И не добившись никаких вразумительных ответов, истцы были вынуждены приобрести билеты на самолет с пересадкой (и ночевкой, опять-таки в одноместном номере) в г. Хабаровск, при этом взяв денежные средства в займ.

На основании этого, считают, что сумма компенсации сопоставимая с моральными, нравственными и физическими страданиями, равна 15000 рублей на каждого пассажира.

Просят суд взыскать с ответчика в пользу истцов сумму в размере 71500 рублей, уплаченную за перевозку, разницу между реально понесенными убытками для совершения поездки по аналогичному маршруту и суммой, уплаченной за перевозку в размере 9080 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 45000 рублей.

В судебном заседании истцы Шундрик Ю.П., Перияйнен Э.Ю. исковые требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, своих возражений в суд не направил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ с согласия истцов дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с п.1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором о выполнении работ.

В силу ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии с пунктами 226, 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82, пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ, в том числе в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.

В силу требований статьи 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в случае отказа потребителя от услуги исполнителю должны быть оплачены фактически понесенные им расходы.

Как установлено судом,

02 июля 2011 года между Шундриком Ю.П., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шундрика П.Ю., Перияйнен Э.Ю. и ОАО «Авиационная компания «Континент» заключен договор воздушной перевозки пассажиров, что подтверждается электронными билетами №№ 2562410026295 5, 2562410026298 1, 2562410026296 6, 2562410026299 2, 2562410026297 0, 2562410026300 3 и чеком оплаты № 03629 на сумму 71500 рублей. По условиям договора перевозчик обязался доставить их в г. Южно-Сахалинск и обратно в г. Красноярск, рейсами ЛК 339 (дата выполнения рейса - 30.07.2011 г.) и ЛК 340 (дата выполнения рейса - 21.08.2011 г.), следующими по маршрутам «Красноярск -Комсомольск-на-Амуре - Южно-Сахалинск», «Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Красноярск». В связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с 29 июля 2011 г. все рейсы перевозчика ОАО «Авиационная компания «Континент» отменены. Факт отмены рейсов ЛК 339, ЛК 340 подтверждается отметкой в электронном билете, проставленной администратором терминала № 1, смены № 2 (ООО «ЭРА Терминал) аэропорта «Емельянове» г. Красноярска.

По причине отмены рейсов ОАО «Авиационная компания «Континент», истцы были вынуждены отказаться от перевозки ответчиком.

В соответствии с п.п. 116, 120 Правил формирования и формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. В том числе при указанных обстоятельствах подлежит возврату пассажиру: сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа и сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования подлежат возврату пассажиру, сборы иностранных государств, топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки.

В связи с отменой рейсов ЛК 339, ЛК 340 по причине прекращения операционной деятельности и аннулирования свидетельства эксплуатанта ОАО «Авиационная компания «Континент», суд признает отказ истцов от перевозки ответчиком вынужденным.

При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию сумма, уплаченная за перевозку по маршрутам: Красноярск – Комсомольск-на-Амуре – Южно-Сахалинск; Южно-Сахалинск – Комсомольск-на-Амуре – Красноярск в размере 71500 рублей.

Для проезда к месту назначения в г. Южно-Сахалинск и обратно в г. Красноярск, истцами были приобретены железнодорожные билеты по маршруту Красноярск – Хабаровск, общей стоимостью 20873 рубля 80 копеек, что подтверждается проездными документами ШБ2010587 443464, ШБ2010587 443465, ШБ2010587 443466.

Поскольку в г. Хабаровск истцы прибыли в ночное время суток, они вынуждены были провести ночь в гостинице «Чайка», за пребывание в одноместном номере указанной гостинице с 23-21 час. 03.08.2011 года по 12-00 час. 04.08.2011 года истцами оплачено 1900 рублей, что подтверждается счетом №951 и кассовым чеком от 03.08.2011 года.

Также, истцами приобретены билеты на самолет по маршруту: Хабаровск – Южно-Сахалинск, общей стоимостью 18040 рублей, что подтверждается электронными билетами №241 6167361936 1, 421 6167361892 6, 421 6167361893 0 кассовыми чеками к ним, и билеты на самолет по маршруту: Южно-Сахалинск – Хабаровск – Красноярск, на общую сумму 37071 рубль, что подтверждается электронными билетами и кассовыми чеками к ним.

Кроме того, по пути следования из г. Южно-Сахалинск в г. Красноярск истцы были вынуждены останавливается в гостинице «Турист» г. Хабаровска. За пребывание в одноместном номере указанной гостинице в период с 13-12 час. 20.08.2011 года по 13-12 час. 21.08.2011 года истцами оплачено 2700 рублей, что подтверждается счетом T70;ХТ009880 от 20.08.2011 года и кассовым чеком ЗАО «Хабаровсктурист».

В силу ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Поскольку вследствие неисполнения договора воздушной перевозки истцы были вынуждены самостоятельно добираться до места назначения и обратно, снимать гостиницу в г. Хабаровске по пути следования в г. Южно-Сахалинск и обратно, суд признает расходы истцов по оплате проезда до г. Южно-Сахалинск и обратно до г. Красноярска, оплате гостиничных услуг на общую сумму 80584 рублей 80 копеек реальным ущербом, причиненным некачественным оказанием услуги перевозки ответчиком. Размер указанных расходов подтверждается копиями счетов об оказании гостиничных услуг, проездными билетами, электронными билетами, контрольно-кассовыми чеками.

При таких обстоятельствах требования истцов о возмещении материального ущерба, выразившегося в разнице между реально понесенных расходов для совершение поездки по маршруту Красноярск – Южно-Сахалинск и обратно в размере 9084 рублей 80 копеек (из расчёта 80584,80 руб. – 71500 руб. = 9084,80 руб.), обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Что же касается требований истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, то суд, учитывая положения ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», принимая во внимание длительность неисполнения ответчиком требований истцов о возврате денежных средств, непринятие ответчиком мер к досудебному урегулированию спора, с учетом степени нравственных страданий истцов, требований разумности и справедливости, полагает необходимым удовлетворить требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в размере 15000 рублей в пользу каждого истца.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, взысканию с ОАО «Авиационная компания «Континент» подлежит штраф в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 62792 рубля 40 копеек (71500+9084,80+45000)/2).

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ОАО «Авиационная компания «Континент» подлежит государственная пошлина в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 3217 рублей 54 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шундрика Ю.П. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шундрика П.Ю., Перияйнен Э.Ю. удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «Континент» в пользу Шундрика Ю.П. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Шундрика П.Ю., Перияйнен Э.Ю. в равных долях провозную плату в размере 71500 (семьдесят одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, в счет возмещения убытков 9084 (девять тысяч восемьдесят четыре) рубля 80 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек в пользу каждого, а всего 125584 (сто двадцать пять тысяч пятьсот восемьдесят четыре) рубля 80 копеек.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «Континент» государственную пошлину в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 3217 (три тысячи двести семнадцать) рублей 54 копейки.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «Континент» штраф в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 62792 (шестьдесят две тысячи семьсот девяносто два) рублей 40 копеек.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения с указанием на обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Дата изготовления решения в окончательной форме 16 ноября 2011 года.

Председательствующий Бубакова С.Н.